Заметки на полях. Любовь- тайна сия велика есть

               

             Заметки на полях. Любовь - тайна сия велика есть/Библия/

                В любви равно участвуют и душа, и тело; в
                противном случае любовь неполна:
                мы не духи и не звери.
                Иван Гончаров

   В последнее десятилетие в Интернете появилось немало статей, доказывающих, что любовь – это болезнь.
   А.С. Пушкин первым назвал любовь болезнью:
           Болезнь любви в душе моей...

А Марина Цветаева по-своему повторила пушкинскую мысль.
                Мне нравится, что вы больны не мной…
                Мне нравится, что я больна не вами,
                что никогда тяжёлый шар земной
                не уплывёт под нашими ногами.

   Некоторые учёные мужи утверждают, что с научной точки зрения, любовь – это вовсе не дар божий, как думают люди и не судьба, не зависимая от воли человека.
Объяснить яркое и продолжительное чувство любви между мужчиной и женщиной, по мнению исследователей человеческого тела, довольно легко.

   Вот как рассуждает о возникновении любви один учёный (Данные из Интернета). Дело в том, что когда человек влюбляется, активизируется вентральная тегментальная область его мозга. В нём образуется естественный стимулятор — нейромедиатор– дофамин. Он отвечает за возникновение чувства удовольствия или вознаграждения. Любовь является предиктором лучшего здоровья и выживания.
 
      Вы, читатель, поняли, что такое любовь? Я тоже.

   Недавно в СМИ появилась информация о том, что чиновниками Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) любовь внесена в список психических заболеваний! Одни учёные считают, что  это фейк, другие уверяют, что ВОЗ сделала это.

   Чиновники от медицинской  науки,  для которых живая душа  что-то   эфемерное, призрачное, не вписывающееся  в их параграфы и инструкции о теле человека,  не только объяснили, что такое любовь, но ещё и создали особую инструкцию, в которой простенько объяснили, что любовь состоит из функции ухаживания, секса и создания пар.

   А чем же тогда чувства человека отличаются от инстинктов животных, у которых тоже есть функции  общения самцов и самочек друг с другом, вызывающие чувства удовольствия или вознаграждения? И функции ухаживания, секса и создания пар у животных тоже есть.

  Каждой весной я наблюдаю за ласточками, которые лет десять назад поселились на чердаке моего деревенского дома. Образовавшиеся пары радостно и старательно строят свой семейный очаг. Пока самочка высиживает птенцов, самец заботливо приносит пищу. Трудится целый день, не покладая крыл!  В конце лета я слушаю  радостное щебетание  «родителей», которые обучают своих птенцов летать, учат их уму разуму. Предстоящий полёт в тёплые страны нелёгок…

Ответа  на  сакраментальный вопрос о великой  силе любви между мужчиной и женщиной от чиновников не дождёшься.
                ***

   Мне кажется, что древний философ Конфуций  точнее всего   сформулировал сущность любви:
   Влечение душ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ДРУЖБУ, ВЛЕЧЕНИЕ ума–в уважение, влечение тел превращается в страсть. И только всё вместе может превратиться в любовь.

   Без любви не мыслится существование человека, не мыслится жизнь вообще. Любовь  живёт  вопреки всему, наполняя смыслом человеческую жизнь, невзирая на страдания, потери, обманы, разочарования,  расставания.

   Каждому человеку хочется любить и быть любимым.  И каждый человек независимо от возраста мечтает об этой «болезни». 
Вот как писал талантливый русский поэт конца XX века Давид Самойлов:

                Когда нет солнца в небесах,
                И птицы не поют в лесах,
                И в синем море нет ладей,
                О господи, подай любви.


                Когда почти что свет угас
                И близится последний час,
                Душа, в порыве воззови:
                О господи, подай любви!.»

                ***

   Василий Розанов так определил сущность любви:
"Любовь подобна жажде. Она есть жаждание души- тела (т. е. души, коей проявлением служит тело".
                ***
   Несколько парадоксальными мне кажутся высказывания А.П. Чехова  о любви:
Один из его героев в повести «Моя жизнь» категорично утверждает: "Нет никаких «вторых» половинок. Есть просто отрезки времени, в которые нам с кем-то хорошо.  Два дня. Три месяца. Пять лет. Вся жизнь».

   Последнее предложение несколько смягчило моё нервное отношение к этому высказыванию любимого мной писателя.

   А другой чеховский герой транслирует опыт своих наблюдений: "Чем больше человек удовлетворяет потребности тела, тем он более несчастен. Счастливее он не становится".
                ***
   Что  вначале  возникает  у человека –желание любви или симпатия, возникшая  в результате встречи? Как на этот вопрос отвечают философы и поэты.

  Блаженный Августин:
 "Я ещё не любил, но уже любил любовь, и, любя любовь, искал, кого бы полюбить."

    Песнь песней  Соломона:
"Её душа искала любимого." (не девушка искала любимого).

 А. Пушкин:
 "В душе настало  ПРОБУЖДЕНЬЕ, и вот опять явилась ты".
Да, сначала в человеке происходит пробуждение души, жажда любви.

«Давно её воображенье алкало пищи роковой»,– пишет о Татьяне Лариной А. Пушкин.
                ***

   У А. Пушкина и М. Лермонтова есть стихи о безответной любви.
Как по-разному изображают два гения это  чувство.
Парадоксально состояние души влюблённого героя в стихотворениях М. Лермонтова:
             Мне грустно потому, что я тебя люблю….
             Мне грустно… потому, что весело  тебе…

У Пушкина:  влюблённому герою грустно, потому что он в разлуке с любимой, и легко: он счастлив, потому что любит.

                Мне грустно и легко: печаль моя светла;
                Печаль моя полна тобою…
                Унынья моего ничто не мучит, не тревожит,
                И сердце вновь горит и любит –
                Оттого, что не любить оно не может
                ***

   Вот ещё схожие сюжеты о любви в стихах этих двух великих поэтов.  Герои нелюбимы, и каждый из них  принимает решение расстаться с любимой женщиной.
В душе героя  стихотворения М. Лермонтова «Благодарность» живёт боль, он искренен в своём страдании, но благородства души  нет, стихи полны  сарказма и язвительности.
                Благодарность

                За все, за все тебя благодарю я:
                За тайные мучения страстей,
                За горечь слез, отраву поцелуя,
                За месть врагов и клевету друзей;
                За жар души, растраченный в пустыне,
                За все, чем я обманут в жизни был… .
 

   И мне как-то не очень жаль героя с его тайными мучениями страстей. Уж очень он мне кажется высокомерным и эгоистичным….

   А вот как представлен тот же сюжет расставания с любимой, но не влюблённой в героя женщины  в  стихотворении А. Пушкина
 «Я вас любил»:
            Я вас любил безмолвно, безнадежно,
            То робостью, то ревностью томим,
            Я вас любил так искренно, так нежно,
            Как дай вам Бог любимой быть другим.

  Пожелать любимой женщине любимой быть другим  – это высшее проявление любви, полное забвение себя. Литературный критик  Павел Анненков назвал эти стихи высокочеловечными. Сколько в них благородства, великодушия и жертвенности!
                ***

   Интересны и, на первый взгляд, парадоксальны высказывания писателя и философа  В. Розанова о любви:
«Будь верен в дружбе и верен в любви: остальных заповедей можешь и не исполнять».

   Как высоко ценил писатель эти два качества в людях! Мне кажется, что на самом деле  он был уверен, если человек не способен предать друга или  изменить любимому человеку, значит, его чувства настоящие, искренние, бескорыстные, что присуще благородным людям.

   Поэтому, думаю, что фраза В.Розанова: «Остальных заповедей можешь и не исполнять», – просто фигура речи. Человек, верный в дружбе и любви, вряд ли  может совершать такие смертные грехи, как зависть, гордыня, лень, гневливость,  ложь…
«Верный в дружбе и в любви…Это прекрасный человек — и именно в смысле вот этом:  «добрый», «благодатный» — есть лучшее на земле. И поистине мир создан, чтобы увидеть его».( В. Розанов)
                ***
   А вот размышления И. Ильина о любви  в творчестве И. Бунина.

   По мнению И. Ильина, «искусство И. Бунина до-духовно». Смысл его творчества в изображении чувственной любви. Он «живописец человеческого инстинкта, раскрывает «предельно-чувственную, земную, плотскую страсть»,  "исследует слепую власть инстинкта».  Герои И. Бунина, пишет Ильин, – «биологические особи, еще не ставшие личностью». В его творчестве нет изображения «не чувственной, духовной любви», о которой «размышлял Платон, умели петь Петрарка, Пушкин, Достоевский, которую знал Тургенев».

   Но возможна ли духовная любовь без чувственной?! Разве можно разделить состояние души-тела влюблённого человека?

   Почитала, что думает Платон о любви.  Оказывается, этот древний философ выступал с осуждением телесной любви, которая, по его мнению, стремится только к удовольствию.   Платон считает, что по мере обретения мудрости человек начинает ценить душевную красоту выше телесной и «созревает» до любви более высокого
порядка, которая есть суть творчество.
Наверное, о такой любви писал Ю. Кузнецов, очень талантливый русский поэт конца XX века:               
                Ю. Кузнецов.

                Я в жизни только раз сказал «люблю»,
                Сломив гордыню тёмную свою.
                Молчи, молчи... Я повторяю снова
                Тебе одной неведомое слово:
                Люблю, люблю!.. Моя душа так рада
                На этом свете снова видеть свет,
                Ей так легко, ей ничего не надо,
                Ей всё равно – ты любишь или нет.


   Ю. Кузнецов пишет о возникновении духовного чувства,платонической любви,не обязательно взаимной, которая вдохновляет художника-творца на творчество. Правда, Ю. Кузнецов создал немало стихов о чувственной любви, в которых эротика играет не последнюю роль. А вот в рассказах о любви И. Бунина эротики вообще нет.

   В письме Онегина к Татьяне в романе "Евгений Онегин" есть удивительные слова о его любви:

               Я знаю: век уж мой измерен;
               Но чтоб продлилась жизнь моя,
               Я утром должен быть уверен,
               Что с вами днем увижусь я...

   Можно ли сказать, что в строфе из письма Онегина, в которой так точно и страстно передано состояние влюблённого человека, Пушкин изображает только плотскую страсть? Или только духовное чувство?  «Тайна сия велика есть!»

                ***

   А вот размышления  о любви современного русского писателя Виктора Пелевина  в романе «Чапаев и Пустота»:
   «Любовь, в сущности, возникает в одиночестве, когда нет её объекта, и направлена она не столько на того или ту, кого любишь, сколько на выстроенный умом образ, слабо связанный с оригиналом. Для того чтобы она появилась по-настоящему, нужно обладать умением создавать химеры...»

   У меня создалось впечатление, что В.Пелевин, определяя, что такое любовь, пересказал прозой поэтичное, образное описание  Пушкиным любви Татьяны Лариной к Онегину: у Татьяны то же одиночество, рядом нет  объекта обожания; умом, с помощью книг, выстроила она образ любимого человека, слабо связанный с оригиналом. Но для Пелевина – такая   любовь преходяща.

   У Пушкина  иначе – любовь Татьяны  к Онегину с первого взгляда – настоящая., не-пре-ходящая. При  последней встрече с Онегиным она просто и искренне говорит: Я вас люблю, к чему лукавить, но я другому отдана и буду век ему верна».

   Пушкин восхищён христианским смирением Татьяны. Чувство долга перед Богом, перед мужем  превосходит её глубокую привязанность к Онегину. На такую жертву может пойти не всякая женщина.

   Но теперь вернёмся  к заключительному абзацу высказывания В. Пелевина:
«Для того чтобы она( любовь) появилась по-настоящему, нужно обладать умением создавать химеры...» А что такое химеры в искусстве?–это метафора мечты, фантазии, то есть «выстроенный умом образ, слабо связанный с оригиналом». В сущности В. Пелевин и в первом и во втором абзаце своего высказывания   говорит об одном и том же – о любви, как преходящем, а не настоящем чувстве.
                ***

   Когда возникает взаимный интерес между мужчиной и женщиной, то каждый интуитивно показывает свои лучшие качества. Работает фантазия, она направлена на идеализированное представление о человеке. Видишь только то, что желаешь видеть,   восхищаешься  умом, образованием, обаянием. Влюблённость всегда очень радостна. Как писал Омар Хайям:
                Любовь вначале ласкова всегда,
                В воспоминаньях ласкова – всегда.

   А.П  . Чехов был уверен, что влюблённость показывает человеку, каким он должен быть…

 Правда, влюблённость нередко бывает эгоистична, она сфокусирована на собственных переживаниях и, к сожалению, преходяща.

                ***

   Но не всякая любовь со временем проходит. Нет, настоящая любовь не проходит, а приходит с течением времени.  И  это происходит как-то нечаянно, не сразу: любовь ведь  не знает логики, она вне разума. Когда человек живёт ради кого-то, кроме себя, жизнь обретает смысл.

   По мере того, как растёт глубокое чувство, начинаешь замечать не только достоинства любимого человека, но и его недостатки.  Но любви это уже не мешает. Ведь безгрешных людей не бывает. Правда, тогда начинаешь понимать, что любовь и боль неразделимы. 
 
  А всякие советы насчёт того, что за любовь надо бороться, кажутся мне нелепыми, бессмысленными и даже циничными.
   Омар Хайям назвал настоящую любовь «тихой»:

                Время тихой любви – это больше забота:
                По глазам уловить, с полуслова понять.
                Ведь любовь, как ни странно, большая работа, 
                Если ей дорожишь и не хочешь терять.
               

    Джек Лондон считал, что "любовь– венец бытия, и редкому человеку она дается».               
                ***

   Жить с любовью в сердце, я думаю, это значит: болит душа  о любимом, а если не болит, то и любви нет. Для любимого человека ничего не жаль.

 Для женщины, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни.
  Для неё любовь – всепрощающая и скромная, похожая на материнское чувство. А истинная жертвенность, не ожидая ничего взамен, становится  потребностью души.

                ***

   Когда в молодости я со школьниками на уроке литературы изучала стихотворение В. Маяковского «Письмо товарищу Кострову о сущности любви»,  то суть метафоры о рубке дров, как символе любви, не понимала:

  Любить -
       это значит:
                в глубь двора
  вбежать
        и до ночи грачьей,
  блестя топором
  рубить дрова,
  силой
    своей
         играючи.

   Я считала этот образ с рубкой дров, объясняющий сущность любви, каким-то нелепым,  не имеющим к любви никакого отношения. Мне даже неловко было читать эти строчки.
 Как я ошибалась! Позже я поняла, что любовь - это такое счастливое, радостное состояние души, когда хочется жить,заботиться, творить, жертвовать.

   Как сказано в Библии: блаженнее давать, чем принимать». Словом, делать любое доброе дело с радостью: для родных, для друзей, для знакомых,  ни на минуту не забывая  о  любимом человеке.
Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души.
 (А. П. Чехов)























.


Рецензии