Часть вторая. А мы пойдём на Север...

... А мы пойдем на Север... Часть вторая из цикла "Над вечным покоем"...



- А мы уйдем на Север, а мы уйдем на Север, - хихикал и пел шакал Табаки и всегда сопровождал тигра Шерхана в мультфильме про Маугли, когда начиналось Великое Перемирие в джунглях от нехватки воды из - за засухи в Редьярдовской и Киплинговской Индии. И всем, и зверям, и людям, хронически не хватало воды…

Нынче до засухи и Великого Перемирия далеко, погоды стоят влажные...

Но неразрешенное к обсуждению, и неназываемое событие, Вы сами знаете какое, начавшись с февраля этого года, настолько подстегнуло и повысило любые цены, что покупка продуктов на вечер, поужинать, для всей семьи, вдруг обходится в такую сумму, что совсем недавно, в начале и в конце января этого же года, этой суммы денег вполне хватило бы для питания той же самой семьи на всю неделю…

Сначала шла, потом сидела…

И как Вы думаете, где?...

Сидела в очереди не продуктового магазина, и не универсама, как модного магазина самообслуживания, с его скрипучими тележками, полупустыми полками, дорогущими банками, где овощная икра сто;ит намного дороже ненастоящего, но консервированного мяса…

А также продавщицами, заодно и надсмотрщицами и сторожевыми, хмурыми охранниками, которые допускают к продуктам, а могут не допустить…

Тогда акционно выкладывают мордой в пол рядом с входом, вытряхивают на грязный немытый пол магазина всю сумку в поисках «своей», непроплаченной у кассира колбасы.

Подозревают в любой "чужой" колбаске из другого магазина свою же собственную, только ими неучтенную. И, не обращая внимания на чеки из другого магазина, настойчиво приглашают в подсобку для составления протокола по административному нарушению и штрафам…

Есть в покупках из универсама в ковидно – ограничительный и постковидный период своя азартная прелесть!...

Сидела на стуле посреди очереди таких же страдальцев и страдалиц.

Нет, не среди смирных и задержанных нарушителей. И не посередине покупателей универсама находилась теперь я, тех покупателей, что осторожно крадутся мимо касс, вдоль турникетов с блестящими хромированными поручнями.

И этим блеском все привлекательное очарование любого магазина ограничивается и оканчивается. Потому что аренда здания под магазин стала вдруг такой дорогой, что перекладывается на покупателей вместе с зарплатой продавцов, а, главное, директоров, магазина или объединения всех магазинов.

И все затраты магазина оправдываются увеличением цены на каждую банку маринованных огурчиков или овощной икры. И цена на любую банку из магазина близка нынче к заоблачной...

И так увеличиваем ее цену, что гаснут глаза, убегает прочь покупательский азарт покупателя!…

И остается только лишь музейный интерес: Большой магазин. И много кульков, банок и продуктов в нем. А покупать - то, нечего!

- Зачем отказываетесь от продуктов? - Вопрошает гневная продавщица. Ей так не хочется вставать с насиженного места и выставлять на полки продукты - отказники. - Вам что здесь, музей? Вы посмотреть сюда приходите?

- И как догадалась она, - наивно удивляюсь я. Мне с мелочевкой на банковской карте до зарплаты еще тянуть и тянуть. И экономить...

А покупать такие дорогущие продукты мне и незачем, и не на что…

Потом продавщица вытягивает из - под стола тяжёлый короб отказных продуктов и тащит его по местам, всю мелочёвку по полкам расставлять...

Тут понимаешь, что в хорошей компании остальных покупателей идёшь в магазин посмотреть на то, какие продукты ещё бывают в магазинах, на полках там стоят.

И, если, отвлекаясь от музейного любования недоступным, покупаешь что - нибудь для семьи, то это уже подвиг гражданского самопожертвования...

Сидела на стуле и слушала...

Пришла молодая женщина, на стульчик скромно присела. Сказала, что карту продуктовую надо бы ей продлить.

Что, и такая есть поддержка для некоторых, не для всех? Я никогда о такой не слышала. Наверное, редко бывала в Комитете, боялась и не любила находиться в нем, в Комитете Социальной защиты населения...

А рядом, на другом стуле мирно сообщалась с начальственной собесовской дамой другая посетительница. Она была моложавой и бодрой. Она хотела жить долго или вечно. Для этого продлевала путевку в ортодонтический, нет, геронтологический центр «Долголетие».

Пришла и села на стул невысокая дамочка неопределенных лет. Она была уродкой по рождению.

Немного кружилась моя голова. С утра ничего не ела. Сидела долго в очереди. Поэтому не могла посмотреть прямо и пристально на дамочку средних лет. Смотрела искоса, короткими рассеянными взглядами.

А дама жаловалась, что зря она в социальную защиту сегодня пришла. Пайков продуктовых ей долго не дают. А люди говорят, что приходят в собес. И им пайки и продуктовые наборы сразу выдают. А в магазинах нынче так все дорого!

- У нас нет пока никаких продуктовых пайков, - серьезно, проникновенно и строго отвечала ей сотрудница социальной защиты средних лет. Врала...

Паек я получать в очереди сидела... Не вмешивалась, не уточняла, не мой это был разговор.

- Нет, пенсия у нее хорошая, - отвечала дама с уродствами рождения на вопрос сотрудницы собеса. Она получает целых пятнадцать тысяч рублей в месяц, она вполне обеспеченная!

И помахивала, помавала, ручкой своей, короткой, без кисти, до локтя. А на локте начинали шевелиться еще более маленькие пальчики…

Паек продуктовый сидела и ждала в Собесе я. Вдруг обнаружилось, что у меня есть ребенок школьного возраста.

Детей, оказывается, в этом возрасте, полагается кормить! Они в Социальной Защите нуждаются! А я то думала, что только родителей надо наказывать всегда административными замечаниями или штрафами за недокормленного ребенка или за его худобу!

Косилась на даму, с уродствами рождения. И не могла переварить, либо принять, отдельное шевеление пальчиков, что наросли на локте, без кисти, и шевелились невпопад и тоже в беседе участвовали!

Служительница в собесе была серьезна и строга. Они вместе с дамой искали способ ей помочь. Они его нашли! И я опять об этом способе ничего не знала…

Теперь дама - инвалид будет оформлять соцпомощь на лекарства, на пять тысяч рублей. Сначала потратит эти деньги, закупится лекарствами впрок.

Потом ей эти деньги собесом должны будут вернуть.

И, может быть, даже, ха - ха, и не позабудут...

Говаривал так у Салтыкова - Щедрина лев - самодур, приготовляясь зайчишку съесть...

- Мол, ты сам приходи и около логова моего сиди. Я, как проголодаюсь, тебя обязательно съем. А, может быть, ха - ха, и помилую!

Не рисковала бы я при такой форме подачи документов через собес, играть в азартную игру с государственной организацией.

Вкрадется в списки перед фамилией клиентки собеса ошибка, или, нечаянно поперепутавши, ее долгожданную помощь вруча;т мадаме другой...

Муж тоже раз ходил папашей малообеспеченным за социальной помощью...

Сказали на работе, что оформляться надо скорей. Пришла разнарядка и наша семья проходит...

Недели две бегали документы собирали, одну бумажку за другой...

Потом их сдавали, копировали, заверяли копии.

Потом сели ждать. И через год пришло письмо. Что материальную помощь семье и мужчине выплатили...

С тем маленьким уточнением, которого не было в тексте письма, что получила всю сумму его бывшая жена. Она сохранила после развода своего бывшего мужа фамилию.

Работала бывшая жена моего нынешнего мужа в собесе. И получала там зарплату, как начальница отдела.

Поэтому, ей отдали материальную помощь всей нашей семьи. А мы, всей семьёй, получили и прочитали письмо, где социальная защита отчиталась, что год назад денежная помощь была нашей семье выделена...

...Я все ждала и ждала свой будущий, возможный паек.

Я не надеялась, что он будет, хотя бы, съедобным...

Из всех видов помощи, что доходили, по случаю, иногда, особенно запомнились две банки сгущенки в продпайке из Красного Креста: Одна на год, другая на два года просроченные.

Я банку с меньшей просрочкой ребёночку отвезла. Добыла ведь! Должна теперь с дитём поделиться, как родительница - добытчица...

Завод авиастроительный и мой, зарплату все равно никому не платил, банкротился...

Я помнила, с какими хлопьями наматывалась на ложку просроченная на два года сгущенка.

И бабушка, моя мать мне выговаривала, что не годится такой отравой дитё кормить.

Голодные были. Сожрали всё. И даже переварили. С голодухи - оно случается...

Ещё любил собес талоны раздавать.

Легко улучшать жизнь людей штампованными бумажками!

Я эти бумаги раз в квартал (три месяца) получала. Я их сберегала, хранила в шкафу и до конца периода берегла.

Потом получала подтверждение от социальной защиты, что жизнь моей семьи от этих талонов значительно улучшилась...

Такая разносторонняя и разнообразная помощь творится нынче в собесе! Что удивляет только одно, какой телепатической силой обладают нынче просители, успешно навещающие Собес. Как вовремя они понимают, где что раздают!

Как успевают за находками из социальной защиты первыми в очереди оказаться!

Мне дали две пачки, килограммовые или поменьше, перловой крупы…

Ребенок должен был или нет, такой щедрой помощи из Комитета Социальной защиты обрадоваться?...


Рецензии