Они сражались за Родину Фома Неверующий
- Вопрос о качестве советской авиации во Второй Мировой войне, в том числе истребительной, давно уже перекочевал из области исторической в область идеологическую. Приводятся сравнения технических характеристик советских и немецких самолетов, из которых делается далеко идущий вывод о том, что советские истребители проигрывали вражеским по причине своей технической отсталости. Что Вы как летчик-истребитель Великой Отечественной войны, можете сказать по этому поводу?
- Начну с прописных истин. Разработанные практически перед самым началом Великой Отечественной войны советские истребители нового поколения - «МиГ-3», «ЛаГГ-3» и «Як-1» обладали рядом «детских болезней» и требовали доводки, которая последовала в процессе серийного производства. Однако заложенные в них резервы позволили во время войны проводить их глубокую модернизацию и создавать на их базе новые машины без остановки производства. На смену «ЛаГГ-3» пришел «Ла-5», а позже и «Ла-7».
На базе «Як-1» впоследствии были разработаны «Як-7», «Як-9» ряда модификаций (в том числе с увеличенной дальностью полета, с усиленным вооружением и т.п.) и лучший истребитель второй мировой войны - «Як-3».
Что же касается реальных сравнимых характеристик советских и немецких самолетов, то необходимо принимать во внимание следующее.
В отличие от войны на Западе, где на территорию Германии и оккупированных ею стран регулярно с большой высоты по крупным неподвижным промышленным и военным объектам сбрасывали бомбовый груз многомоторные бомбовозы, на Востоке действовала почти исключительно фронтовая авиация.
Конечно, линии окопов и подвижные танковые колонны можно бомбить и с 8-10 километровой высоты, но эффективность такого бомбометания будет мизерной. В условиях фронта нужна фронтовая авиация - маловысотные пикирующие бомбардировщики и, как крайнее выражение идеи непосредственной поддержки войск, штурмовики, действующие на бреющем полете.
То есть, для этих целей нужны были самолеты, в том числе истребители, оптимизированные для высоты полета от 0 до 5000 метров.
Большинство же модификаций немецких истребителей было оптимизировано для высот выше 5000 метров, и какими бы достоинствами на этих высотах они ни отличались, в условиях фронта на реальных боевых высотах они зачастую не могли показать существенных преимуществ перед советскими. А по многим важным показателям (особенно по горизонтальной маневренности, устойчивости в различных режимах полета, простоте и легкости в управлении), как правило, заметно проигрывали
К концу Великой Отечественной войны советские истребители превосходили немецкие практически по всем основным характеристикам.
Весьма высокую оценку дали советским самолетам французские летчики, из которых была сформирована эскадрилья «Нормандия-Неман». Эти летчики-ветераны из числа предложенных им советских, английских и американских машин выбрали именно «Як-1», который обладал достаточно высокими характеристиками на малых и средних высотах и при этом легко и приятно пилотировался.
Потом они пересели на более совершенные истребители «Як-9», а впоследствии и на «Як-3», на которых показали выдающиеся результаты. Так, вскоре после получения истребителей «Як-3» только за один из октябрьских дней 1944 года они сбили 30 немецких самолетов, не потеряв ни одного своего.
На следующий день они сбили еще 16 вражеских машин ценой только одного потерянного истребителя. Всего же за неделю боевых действий полк вычеркнул из списков Люфтваффе более сотни машин.
Более того, по признанию самих немецких экспертов, с появлением на фронте «Як-3» советская истребительная авиация достигла фатального для Люфтваффе превосходства. Специальным приказом немецким летчикам рекомендовалось избегать схваток с этим истребителем.
Характерна в этой связи судьба оригинального американского истребителя «Аэрокобра» П-39. Из-за невысотного двигателя он почти не нашел себе применения на Западном фронте.
Тогда как на советско-германском фронте (правда, после существенных доработок конструкции, вызванных ее недостаточной прочностью и капризностью двигателя, не любившего долго работать на высоких оборотах) он пришелся как нельзя кстати и поставлялся в СССР по «ленд-лизу» в течение нескольких лет.
Лучшими самолетами второй мировой войны в своем классе, как известно, были советские самолеты: истребитель «Як-3», фронтовой бомбардировщик «Ту-2» и единственный в мире бронированный штурмовик «Ил-2» (на замену которому в конце 1944 - начале 1945 года в войска начал поступать «Ил-10»).
- Но технологический уровень советской авиационной промышленности оставлял желать лучшего, вследствие чего серийные советские машины заметно уступали по характеристикам опытным образцам?
- Да, разница между опытными и серийными образцами в некоторых случаях была существенная. Особенно в 1941-1942 годы. Но позвольте напомнить вам вот о чем: в 1941 году многие авиапредприятия спешно эвакуировались на восток.
На новом месте станки порой устанавливались и начинали работать прямо под открытым небом. Резко упало производство алюминия и других авиационных материалов, которые, как правило, стали заменять на обычную древесину.
Квалифицированных рабочих, многие из которых ушли на фронт, заменили женщины и дети. И их не винить, - им в ноги поклониться за их труд надо.
Советские авиаконструкторы в период Великой Отечественной войны работали в условиях ограниченного выбора двигателей и материалов. Кроме того, чтобы не ломать налаженное поточное производство в конструкции самолетов, в основном, они вносили изменения, минимально меняющие освоенные производственные процессы.
Это было своего рода прокрустово ложе, на котором надо было уместиться и показать высокий результат.
Тем не менее, в условиях жесткого дефицита возможностей советскими авиаконструкторами и авиапредприятиями были созданы машины весьма высокого, а впоследствии - и выдающегося уровня.
Постепенно, по мере освоения и совершенствования технологических процессов, конструкций самолетов, изживания дефицита алюминия и других специальных материалов качество авиационной техники росло, и разница между опытными и серийными машинами сглаживалась. В частности, отличный крупносерийный «Ла-5ФН», очень вовремя успевший к Курской битве, уже практически не отличался от опытного. А серийный «Як-3» уступал опытному всего около 10 км\ч скорости.
- Что вы можете сказать о помощи, оказанной нашей авиации в рамках ленд-лиза, а также о соотношении качества советских, английских и американских самолетов?
Мы благодарны англичанам и американцам за каждый доставленный нам самолет. В то же самое время нельзя забывать, что иностранная помощь составляла считанные проценты от собственного производства СССР и потребностей фронта.
При этом англичане, как правило, поставляли в СССР уже побывавшие в боях, частично изношенные и не самые совершенные машины. В первую очередь -«Харрикейны», разработанные еще в середине 30-х годов и вооруженные пулеметами винтовочного калибра. Многие типы доставленных через Аляску американских истребителей к тому времени технически уже также устарели (в частности, «Хауки» всевозможных модификаций), либо по иным причинам не отвечали в достаточной мере требованиям, предъявляемым к фронтовой авиации.
К последним относятся и самые тяжелые истребители второй мировой войны - «Тандерболты». В то же время в СССР в рамках военной помощи не попали ни один знаменитый двухмоторный «Москито» английской фирмы «Де Хевиленд», ни один широко известный американский истребитель «мустанг» П-51Д, ни одна летающая крепость Б-17 или Б-29.
О качестве советских самолетов в сопоставимых условиях красноречиво говорят следующие примеры. К концу войны участились случаи нападений американских самолетов на советские. Трудно сказать, были ли это случайные ошибки, либо сознательные провокации, попытка «прощупать» нашу авиацию.
Так или иначе, в один прекрасный день пара «Мустангов» П-51 последней модификации напала на пару советских истребителей. Американцам не повезло дважды. Во-первых, потому, что это оказались также новейшие советские истребители «Ла-7».
А, во-вторых, потому, что в кабине одного из них находился один из самых результативных советских асов - трижды Герой Советского Союза И.Н Кожедуб (сбивший 61 самолет противника лично). После короткой схватки оба американца догорали на земле...
В другой раз большая группа американских «Лайтнингов» П-38 нанесла удар по советской моторизованной колонне и попыталась блокировать на аэродроме советские «Як-3». Потеряв двух товарищей, сожженных «Лайтнингами» во время взлета, шестерка истребителей «Як-3» под командованием дважды Героя Советского Союза капитана А.И. Колдунова в считанные секунды сбила трех американцев, после чего оставшиеся «Лайтнинги» быстро ретировались.
Кстати, авиационный полк «Нормандия-Неман» прилетел во Францию на подаренных ему новейших советских истребителях «Як-3», и впоследствии его пилоты очень жалели, что их перевооружили на тяжелые американские «Мустанги» П-51.
- Не могу не задать следующий вопрос, неоднократно поднимавшийся во многих зарубежных, а теперь уже и российских исследованиях: если счета лучших немецких летчиков достигали 300 сбитых самолетов и выше, то у наших лучших летчиков они колеблются около отметки «60». Из этого делается вывод о низком уровне подготовки советских пилотов...
- Опять вы за старое! Статистика - это только цифры, которые не всегда реально о чем-то говорят.
В частности, очень немногие знают, что личные счета гитлеровских асов складывались не из сбитых самолетов, а из так называемых «воздушных побед». Какая разница, спросите вы? Существенная.
В действительности под «воздушными победами» часто понималась просто результативная атака, приводившая к тому, что враг вынужден был выйти из боя или отказаться от выполнения задачи.
В опубликованном «Комсомольской правдой» два года назад исследовании подтвердилось и то, что в целях стимулирования борьбы с массированными налетами англо-американской бомбардировочной авиации немецкое командование приказало считать количество сбитых вражеских самолетов по числу стоящих на них моторов.
В конце Великой Отечественной войны молодым летчиком авиационной дивизии, возглавляемой самым известным советским асом А.И. Покрышкиным (59 сбитых немецких самолетов лично!), был сбит некий Бруно Верм. На его счету числилось 9 американских «летающих крепостей» и 3 истребителя сопровождения. Итого - 12 самолетов. А в пересчете на моторы это будет означать аж целых 39! Комментарии, как говорится, излишни.
Кроме того, в Люфтваффе в отличие от советских ВВС понятия самолета, сбитого «в группе» вообще не существовало. Если точно определить пилота, сбившего вражеский самолет, не удавалось, сбитый самолет немцы автоматически записывали на счет командира группы. Тоже непыльный способ увеличить личный счет.
В противоположность такой практике некоторые советские асы, например, дважды Герой Советского Союза Н.Д. Гулаев (официально за ним числится 57 сбитых немецких самолетов лично) часть своих сбитых «подарили» своим ведомым, которые прикрывали их в воздухе и имели очень ограниченные возможности для увеличения личного счета. (Между прочим, мало кто знает, что о появлении в воздухе Гулаева, которого немцы боялись не меньше, чем А.И. Покрышкина, они тоже давали своим пилотам специальное предупреждение.)
В качестве неоднозначно оцениваемого факта констатирую, что в советских ВВС наиболее результативных пилотов обязательно переводили на руководящие должности в надежде, что они смогут многому научить своих подчиненных. А.И. Покрышкин, как уже говорилось, к концу войны стал генералом, командиром дивизии. В результате чего основную часть времени у него отнимала руководящая и штабная работа, а количество боевых вылетов сократилось до минимума. Сколько он мог бы сбить немецких самолетов, если бы продолжал много летать, можно только догадываться.
Достоверно известно лишь то, что в воздухе он был непредсказуем и непобедим. Наоборот, немцы своим результативным пилотам всегда давали возможность много летать несмотря ни на какие награды и повышения в чинах.
Кстати, если принять на веру утверждение, будто на советско-германском фронте половина сбитых советских самолетов действительно приходилась всего на 100 немецких асов, то с учетом общего числа немецких летчиков-истребителей на Восточном фронте это дает основания говорить о статистически низкой результативности основной части немецких пилотов и повод усомниться в таком уж высоком уровне их подготовки. В советской авиации большая часть сбитых вражеских самолетов пришлась именно на летчиков-«середняков».
Да и немецкая выучка на поверку оказывается не такой уж немецкой. Первые кадры Люфтваффе (как и немецких танкистов) готовили в СССР. Потом эти кадры заняли многие важные посты в немецких ВВС и определяли направления их развития, в том числе и методику обучения. Во время Великой Отечественной войны «в благодарность» немецкие летчики не бомбили аэродромы, на которых их когда-то учили. Больно сознавать, что мы с ними стали врагами.
Нельзя забывать и о том, что самые тяжелые для нашей авиации потери 1941 года заключались не в сожженных на земле и сбитых в воздухе самолетах, а в безвозвратно потерянных кадрах опытных пилотов, на подготовку которых ушли годы.
Для возмещения этих потерь летные школы были вынуждены резко сокращать курс боевой подготовки. Тем не менее, молодые пилоты с честью выстояли в тяжелейших сражениях 1942-1943 годов, постепенно набрались опыта и к концу войны превратились в настоящую воздушную гвардию.
А Люфтваффе, находившееся в начале Великой Отечественной войны в весьма выигрышном положении, не смогло оправиться от потерь, понесенных в воздушных боях 1941-1943 годов, и в конце концов также вынуждено было прибегнуть к ускоренной подготовке пилотов, но с явно худшим результатом.
И, наконец, те, кто знаком со статистикой, знают, что количество самолетов, сбитых лично одним пилотом, ни в американских, ни в английских ВВС не превысило 40. Однако на этом основании почему-то никто не делает вывод, будто уровень подготовки английских или американских пилотов был крайне низким. США и Великобритания просто гордятся своими героями, чтут и берегут их. Вот в этом с англичан и американцев нам надо брать пример.
- Находятся люди, которые называют советских воинов не более чем слепым орудием в руках Сталина, предназначенным для завоевания мирового господства...
Как только язык поворачивается говорить такое! В отличие от гитлеровских вояк, наши воины шли в бой, не рассчитывая получить взамен ни деньги, ни земли в чужой стране, ни рабов-прислужников. Какие бы далеко идущие внешнеполитические и военные планы ни вынашивали Сталин и его окружение, советские солдаты и офицеры за это не в ответе. Они шли в бой и совершали подвиги потому, что фашисты сжигали советские города и села, а их соотечественников угоняли в рабство и истребляли в концлагерях. Их целью было уничтожение врага и его изгнание с родной земли, а впоследствии - и освобождение европейских стран от фашистской оккупации. Они сражались за свою Родину. Более святое дело трудно себе представить.
Начало 2000-х г.г.
На снимке: Александр Иванович Покрышкин — советский военачальник и лётчик-ас в годы Великой Отечественной войны, маршал авиации (1972). Первый трижды Герой Советского Союза (24.05.1943, 24.08.1943, 19.08.1944).
Свидетельство о публикации №225091601873