6. 10. 7 Каким образом происходит равновесие

 «594. Каким образом на небесах и в аду всё так расположено, что всё там, как вообще, так и в частности, находятся в своём равновесии, это может быть несколько видно из того, что было выше сказано и показано о небесах и об аде, а именно из того, что все небесные общества расположены в величайшем порядке, смотря по благам и по родам и видам блага, а все адские общества – по злу и различным родам и видам зла; далее из того, что под каждым небесным обществом есть противоположно соответствующее ему адское общество и что из этой противоположной соответственности происходит равновесие, поэтому Господь и предусматривает постоянно, чтоб адское общество, находящееся под небесным, не возымело над ним верх, а если оно начинает осиливать, то оно разными средствами удерживается и приводится к должному равновесию.

Эти средства многочисленны. Из них упомяну только о некоторых: они состоят или в более сильном присутствии Господа, или в более тесном сообщении и соединении одного или нескольких обществ с другими, или в том, чтоб отбросить в пустыню излишек адских духов, или в том, чтоб переселить нескольких адских духов из одного ада в другой, или в том, чтоб находящихся в аду привести в порядок, что также делается различными средствами, или в том, чтобы скрыть некоторые ады под более плотным и грубым кровом, или ещё в том, чтоб их опустить на большую глубину, не говоря о других средствах и тех, кои употребляются в находящихся над ними небесах.

Всё это было сказано, чтоб можно было, хотя несколько постичь, что Господь один предусматривает, чтоб везде было сохранено равновесие между благом и злом и, следовательно, между небесами и адом, ибо на таком-то равновесии зиждется спасение всех на небесах и на земле.

595. Должно знать, что ады постоянно нападают на небеса и стараются уничтожить их, а что Господь постоянно охраняет небеса, отвращая их жителей от зла, исходящего от соби, и содержа их во благе, исходящем от него самого. Мне (Свёденборгу) часто дано было постигать вытекающую из ада сферу, она вся состояла из усилий уничтожить   Божественное начало Господне, а, следовательно, и небеса; я также видел иногда вскипания … некоторых адов; это были усилия, чтоб себя освободить и всё уничтожить. Небеса же, напротив, никогда не нападают на ад, потому что Божественная, от Господа исходящая, сфера есть постоянное усилие спасти всех, а так как находящиеся в аду не могут быть спасены, затем что они погружены во зло и противятся Божественному началу Господню, то по возможности возмущения и свирепства их подавляются и укрощаются, чтоб они, восстав друг на друга, не перешли должных границ; и на это также есть безчисленные средства, зависящие от Божественного всемогущества.

596. Небеса разделяются на два царства: небесное и духовное … Подобным образом и ад разделяется на два царства: одно из них противоположно небесному царству, а другое – духовному. Противоположное небесному царству находится на западной стороне, и живущие тут называются гениями; другое же, адское царство, духовному противоположное, находится в северных и южных странах, и живущие тут называются духами. Все, находящиеся в небесном царстве, живут в любви к Господу, а все, находящиеся в аду, противоположном этому царству, живут в любви к себе; все, находящиеся в духовном царстве, живут в любви к ближнему, а все, находящиеся в аду, противоположном этому царству, живут в любви к миру».

                Имеется в виду к миру физическому?

«Из этого … стало ясно, что любовь к господу и любовь к себе противоположны, как любовь  к ближнему и любовь к миру. Господом постоянно предусматривается, чтоб из ада, противоположного небесному царству Господню, ничего не влияло (effluat) на тех, кои находятся в духовном царстве: если б это случилось, то духовное царство погибло бы …»

                Почему? Потому что гении, находящиеся в этом адском царстве, способны «делаться невидимыми, летать, подобно призракам, около других и внушать им тайно зло, которое разливается вокруг них, как яд змеиный» (стр. 321).

«Вот в чём состоит то и другое общее равновесие, на рушение коего постоянно Господом предотвращается».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  331).


Рецензии