Остров Пасхи. 34. Главная пропажа острова
Главная пропажа острова – это его леса.
Первопоселенцев на Рапа-Нуи, как утверждают последние научные исследования, окружали густые леса из не менее пятнадцати видов растений со значительным доминированием пальмы, ныне вымершей. С приходом людей экосистема была нарушена и начала претерпевать очень сильные изменения. Человеку требовалась очищенная от древесной растительности территория под его поселения и пашни, а также само дерево для обеспечения жизни. Дерево шло на изготовление жилищ, лодок, одежды, веревок, позднее для транспортировки моаи, дощечек ронго-ронго, ручек каменных инструментов, дротиков, копий и еще массы мелочей. Но тут же возникала необходимость и обратной связи: человек должен был заботиться о сохранении достаточного количества и разнообразия деревьев, так как от их наличия напрямую зависела его жизнь. Поэтому никакой неразумной деятельности в этом плане древние рапануйцы допустить не могли.
Леса катастрофически поредели к началу XVIII века, а в 1838 году Абель Дюпти-Туар писал: «Даже лесоматериал, прибитый к берегу, считался бесценным сокровищем, а умирающий отец, как правило, обещал прислать своим детям дерево из царства теней. Не случайно полинезийское слово «rakau» (дерево, древесина) на Рапа-Нуи обозначает «богатство» или «достаток», чего нет ни в одном другом месте мира».
Виновником этого бедствия очень долгое время считался человек. Да и сегодня еще многие так и думают. Конечно, без его лепты здесь не обошлось, но основная ответственность лежит на самой Природе. Ряд неблагоприятных факторов, следовавших друг за другом, изменили всю экосистему, уклад жизни и обряды жителей. В конце концов, человек вынужден был пускать на строительство утлых лодчонок, чтобы добывать себе рыбу на пропитание, прутья и жерди своих лодкообразных жилищ, а самим перебираться в пещеры или строить круглые дома из камня. Пашни скудели, и яйца птиц стали заметной составляющей рациона островитян. Возможно, именно в это время зародился культ птицечеловека.
Причин облысения острова было, очевидно, несколько.
Началось все с известной природной катастрофы, когда значительная часть деревьев была переломана или выгорела в пожарах. Почему-то укоренилось мнение, что леса безответственно выжигались островитянами для расчистки мест под пашни. В доказательство этому приводят обнаруженные окаменевшие обуглившиеся пни деревьев. Но на пашнях за долгие годы эксплуатации они в принципе не могли сохраниться, даже если их никто не выкорчевывал и окончательно не сжигал. Неужели все пашни на острове были утыканы пнями? Плодородный слой на острове мелкий – выкорчевать пень не такая уж и сложная затея. Окаменевшие обугленные пни – это свидетельство неконтролируемого пожара. Эти выгоревшие участки леса никогда не были задействованы под пашни – не было в этом нужды. Вот поэтому никому не нужные обгоревшие пни и дошли до нашего времени.
Затем в дело вступили полинезийские крысы, которых, тут уж и сомневаться не в чем, завез на остров Хоту-Матуа. Эти маленькие твари размером с мышь, популяция которых достигла миллионов особей, выедали орехи оставшихся немногочисленных пальм и не давали им возможности восстанавливаться. Крупных пальм становилось все меньше, а на острове деревья никогда не дают новых ростков, если они не укрыты от морских ветров другими деревьями или иной оградой.
А завершила все затяжная засуха.
П.С. На этом, пожалуй, и я завершаю островную серию.
*– книгу можно приобрести в «СПб Дом книги», на сайте издательства или у автора (с автографом).
https://dk-spb.ru/books/900146302
https://peterburg21vek.ru/products/55464
Фото Олега Сергеева, увлеченного путешественника, фотографа и главного врача авторской стоматологической клиники «Дентал Галлери» в Санкт-Петербурге.
Свидетельство о публикации №225091600382