Памятник пьянице Дяде Васе в Красноярске как зерка
В Красноярске я нашел памятник, где нос тоже натерт до блеска. Но не собачий, а красный, видимо, некогда от горячительных напитков нос дяди Васи. Или дядиПети, как угодно назови. Дядей Степой.Но нос трут памятнику перед каждой попойкой или посиделками, чтобы застолье прошло ярко, без осложнений. В теплой, дружеской обстановке.
В Красноярске, на перекрестке улиц Ломоносова и Декабристов, находится необычный памятник, получивший народное прозвище "Дядя Вася-пьяница" или "Пьяница с собачкой". Его официальное название отсутствует, а история создания и установки полна курьезных деталей, отражающих особенности постсоветской России, где количество нестандартных, а порой и странных памятников резко возросло после распада СССР.
Столб как опора
Эта небольшая бронзовая скульптура изображает мужчину, опирающегося на фонарный столб, с явно выпившим видом. Рядом с ним изображена собака, приподнявшая лапу, что ещё больше усиливает комический эффект и неоднозначность образа. Место установки памятника – "площадь Влюбленных", так названная основателем площадки, президентом корпорации "Империалъ" О. Шабаном, – само по себе добавляет иронии ситуации. Небольшое пространство площади, по словам очевидцев, постоянно переполнено людьми, желающими сфотографироваться с этой фигурой. Невесты, оставляя своих женихов, стремятся запечатлеть себя рядом с этим необычным бронзовым персонажем.
Создатель скульптуры, красноярский скульптор Константин Зинич, изначально планировал создать собирательный образ усталого человека, показывая его состояние после посещения "питейного заведения". Однако, в процессе создания, образу добавили собаку, что привнесло в композицию дополнительную символику и усилило комический эффект. Первоначально скульптор хотел назвать свою работу "Вечер", а затем "Мужчина с собачкой". Однако народное прозвище "Дядя Вася-пьяница" прижилось и стало более распространенным, отражая общественное восприятие памятника.
Скандальный памятник
Установка памятника вызвала немало споров в художественных кругах Красноярска и среди городских властей. Совещание в городской администрации по поводу целесообразности установки подобной скульптуры, по сути, стало формальностью, так как к моменту его проведения памятник уже был установлен на улице. Это указывает на определенную спонтанность и неожиданность появления "Дяди Васи" в городском пространстве.
Примечательно, что памятник, фактически увековечивающий национальный порок – пьянство, в 2006 году получил Гран-При на ежегодном российском смотре-конкурсе скульптур в номинации "Национальная идея". Этот парадокс еще больше подчеркивает необычность и неоднозначность ситуации. Личность прототипа для "Дяди Васи" неизвестна. Существует несколько версий, некоторые связывают его образ с Аркадием Северным – популярным певцом, известным своим образом интеллигентного пьяницы, – из-за похожести костюма и шляпы. Другие же усматривают сходство с Борисом Ельциным, видя в памятнике своеобразную дань памяти эпохе его правления.
Особенно мне комично было видеть, когда я там катался на самокате, парочку компаний в погожий денек, которые распивали горячительные напитки на лавочках вокруг нашего памятника. Перспектива оказаться в таком же шатком положении после оного действия нисколько мужчин и женщин из этих компаний не смущала.
Наоборот, они знали свое дело и делали его целенаправленно и методично. Они искали рядом с Васей измененное состояние сознания, расслабления, и видимо, находили.
Памятник выпившему дяде Васе, с собачкой у ног, в Красноярске - это некий авангардный объект. Вызывает он смешанные чувства, но автор идеи и скульптор, все равно молодец! Дерзко, комично, скандально.
90-е.
Таким образом, памятник "Дядя Вася-пьяница" – это не просто бронзовая фигура, а своеобразный символ постсоветской России, отражающий смешение народного юмора, социальной иронии и непредсказуемости времен. Он стал популярным местом для фотографий, притягивая к себе внимание жителей и гостей Красноярска, вызывая при этом разнообразные эмоции – от смеха до задумчивости, и постоянно пополняя коллекцию необычных памятников России. История его создания и восприятия общественностью сама по себе является занимательным сюжетом, отражающим сложность и многогранность российской реальности.
Памятник, в своем роде, стал культовым, символом и примером своеобразного юмора и самоиронии. Его продолжающаяся популярность свидетельствует о том, что "Дядя Вася" уже давно перестал быть просто памятником, превратившись в яркий символ Красноярска.
***
Михаил Берсенев, Красноярск, лето 2025 год.
Свидетельство о публикации №225091701177