Памяти профессора Игоря Анатольевича Николаева

Если кто-то из участников ССО «ЭНЕРГИЯ-66» захочет дополнить текст, или исправить допущенные мною ошибки - интернет не надежный источник,  - пожалуйста, напишите об этом  в комментариях, я непременно внесу изменения.
Валечка, а ты помнишь эту дату? Игорь был твоим Другом...


Памяти Командира первого
Сибирского Студенческого Строительного отряда
Таганрогского радиотехнического института «ЭНЕРГИЯ-66»
профессора Игоря Анатольевича Николаева

(08.X.1937 -17.IX.2000)


Сегодня, 17 сентября 2025 года исполняется ровно 25 лет с того дня, как ушел из жизни Командир первого студенческого строительного отряда «ЭНЕРГИЯ-66» Игорь Николаев.

С Красноярск ГЭС строем Игорь договаривался тогда лично. Но каждый следующий год, много лет подряд, каждое лето, Игорь Анатольевич Николаев вывозил студенческие строительные отряды ТРТИ в Сибирь. Только благодаря Игорю Николаеву это движение в ТРТИ появилось и продержалось столько лет.
 
Поработали таганрогские и ростовские студенты и на Саяно-Шушенской ГЭС.
Лето заканчивалось, все возвращались в Институт. В разные годы Игорь Анатольевич Николаев был директором Вычислительного Центра РГУ, заведующим Кафедрой информатики и вычислительного эксперимента механико-математического факультета РГУ.
Руководил работами по созданию эффективных методов математического моделирования задач гидродинамики компьютерного центра РГУ. Был профессором, доктором физико-математических наук, преподавал в ТРТИ.

И сегодня, когда Командира уже четверть века нет на Этом Свете, когда я сама уже подвожу некоторые итоги уходящей жизни, могу сказать: Игорь был важной частью нашей студенческой жизни, это был настоящий советский ученый, неисчерпаемый источник энергии и знаний.

А еще он был интересным человеком, собеседником и другом. В моей жизни он тоже  сыграл важную роль. Игорь открыл для меня большой, совершенно недосягаемый для меня тогда  мир, «подарил» мне Сибирь. Показал мне необыкновенную красоту Енисея и Ангары. Подарил мне счастье общения с людьми, многих из которых, я помню и люблю по сей день.

Время не щадит никого. Время, да и сама жизнь  меняют людей до неузнаваемости, и сегодня, оглядываясь, я испытываю острое чувство ностальгии по тому времени… По тем людям, которых дарила мне судьба. По моей счастливой и любимой стране, которую так бездарно «сдали» в 1991 году.

И с горечью вспоминаю Командира. Сколько важных и нужных для страны дел сделал бы этот человек за эти прошедшие двадцать пять лет!

Для меня – тогда студентки - Игорь Анатольевич был просто Игорем. Командиром моего первого Студенческого строительного отряда, работавшего на Енисее, в поселке Ново-Маклаково. Это с легкой руки Игоря Николаева началась моя целинная эпопея. После этой поездки в Сибирь, я еще дважды побывала со студенческими отрядами в Северном Казахстане.

А сразу после защиты диплома мне позвонили из Областного Штаба ССО, предложили поработать летом на Севере Ростовской области с отрядом Новочеркасского политеха, где командиром был Костя Адигамов.

Пятый мой стройотряд уже не был студенческим. Я была  молодым специалистом, работала в НИИЭпр, во Фрязино. И это была популярная тогда в молодежной среде «шабашка», организованная, для научных работников нескольких Фрязинских НИИ Щелковским Комитетом ВЛКСМ. Конкретно организацией  поездки занимался тогда второй секретарь обкома Комсомола Андрей Лобанов.

Мы тогда оформили все свои отпуска и накопленные за год отгулы и отправились на Камчатку. Девушек в отряде было всего две - Ннс взяли, исключительно для работы на кухне, - кормить 27 научных сотрудников... Основной договор у отряда был на лесосплав. Чем закончилась эта авантюра после нескольких дней нашего пребывания в Усть-Камчатске, надо рассказывать отдельно... Командир сбежал ночью с сухогрузом... Замполит уехал по заверенной телеграмме... Ситуация была критическая. В отряде прошло бурное собрание. Все ехали за деньгами.
Кашеварить вместо меня поставили парня, служившего на ТОФ коком. А я стала исправлять ситуацию. Искала и подписывала для отряда новые договора, после дождя лазила по крышам, - принимала работу моих научных сотрудников. Пришлось проехала по всем магазинам и аптекам поселка, запретив продавать моим архаровцам все, что в том или ином количестве содержит спирт (все абсолютно, вплоть до настоек лимонника и элеутерококка)... Много всего было на Камчатке. Потом я получала на весь отряд деньги - это был целый портфель денег!!! и выдавала зарплату моим архаровцам уже в самолете, сообщая каждому, что в Москве и во Фрязино я их знать просто не хочу... Через год, встречая меня в электричке, мои бойцы интересовались, не собираюсь ли я снова отправиться на Камчатку... и не нужны ли мне бойцы... Так вот, обо всем этом я расскажу, как-нибудь в следующий раз, а пока вернемся к началу. К Игорю. В этот - самый первый свой ССО я попала исключительно благодаря Командиру.

В те времена для меня мешать вручную бетон, таскать ведрами к бетономешалке цемент, песок и воду, было гораздо легче, чем  договориться с мамой. Получить разрешение на поездку в стройотряд, - задача была для меня была совершенно не выполнимая.  Мама заявила категорически, что, если я поеду, она - умрет.
При этом я четко понимала, что, если я не поеду, умру я. У меня перехватывало дыхание от одной мыли, что я могу увидеть Енисей, Сибирь и все, все, все, что там есть... Так вот обе наши жизни тогда сохранил Командир.

Он приехал ко мне домой, встретился с моей мамой, взял на себя лично ответственность за мою безопасность и сохранность. Устоять перед его аргументами и заявлением о его личной ответственности, было невозможно. Мама сдалась. Мы обе остались живы. А мама после этих событий прожила 99 лет и всего 10 месяцев не дотянула до 100.

Так я была зачислена в отряд. так, благодаря Командиру, смогла отправиться в это необыкновенное путешествие, в далекую, волшебную Сибирь!

А еще, благодаря Командиру я совершила это совершенно фантастическое путешествие на плоту по Ангаре. Сейчас мне и самой трудно поверить, что все это было со мной!


Таким Игорь Николаев был для нас – студентов. Повторю: это был неисчерпаемый источник знаний, интересов и достоинств.

Я бы сказала, что он был типичный представитель нашего времени.
Нормальный, хорошо образованный человек – обычный советский ученый.

Но с нами – студентами – он был один из нас. Был такой же как мы. А когда заканчивалось лето, когда мы все возвращались к месту своей «постоянной дислокации», каждый занимался своим делом.

Студенты – учились, грызли «гранит» очень специальных «дисциплин», а Игорь читал студентам лекции, двигал вперед советскую науку.

Вычислительная техника в стране только зарождалась. Вычислительные машины еще были громоздкие… Помню, одна из первых вычислительных машин располагалась тогда в корпусе «А» и ее блоки занимала целую комнату. Для того времени это был передовой край вычислительной техники и туда даже водили на экскурсию курсантов, будущих летчиков…
Научные же интересы нашего Командира уже тогда простирались довольно далеко. Он занимался параллельными вычислительными машинами, разрабатывал алгоритмы решения задач математической физики.

Кстати, тема докторской диссертации Игоря Анатольевича Николаева звучит так: - Многопроцессорные вычислительные системы для решения задач математической физики.
Диссертацию Игорь защитил в 1978 году.

А еще, наш Игорь Николаев был изобретателем. Он реально автор нескольких очень интересных патентов. Я приведу здесь некоторые из них, чтобы только обозначить диапазон интересов этого человека.

«Устройство для задания граничных условий»,
«Устройство для решения дифференциальных уравнений в частных производных»,
«Устройство для приближенных вычислений»,
«Устройство для решения систем алгебраических уравнений», «Устройство для приближенных вычислений»,
«Устройство микропрограммного управления»,
«Многоканальное устройство переменного приоритета»,
«Устройство для сопряжения многопроцессорной вычислительной системы с внешними устройствами».

Интересно? Не забывайте, что это было почти пол века назад! Это было начало начал. И почти все было впервые.

Время летит. Картина мира меняется непредсказуемо. Люди уходят. «Таков закон безжалостной игры. И да, «не люди умирают, а миры».
Но остаются от уходящих не только диссертации, не только «книги и мосты», не только «машины и художников холсты».
Остается Память.
Остается тепло в душе при воспоминаниях о встречах с Ними.

Я благодарить Судьбу, за то, что такие люди были в моей жизни.


Рецензии