Игрок
привлекательней реального.
Некоторые люди считают, что жизнь – это игра, и прожить её нужно, ставя на кон всё, что есть. Что только теряя всё или приобретая многое, человек живёт по-настоящему.
Конечно, в жизни много ситуаций, когда мы играем. Приходя на работу, вживаемся в образ должности. Вернувшись домой, играем роль родственника.
В наши дни человеку предлагаются всевозможные развлечения, чтобы расслабиться, чтобы не чувствовать себя одиноким и не ломать голову над вопросом «Кто я?» Одним из наиболее популярных видов досуга являются компьютерные игры. К ним по-разному относятся. Есть люди, не знакомые с играми на персональных компьютерах или приставках.
Я имею некоторый стаж времяпрепровождения в виртуальных мирах, знаком с играми разных жанров.
Эта история о моём знакомом Аристархе, для которого компьютерные игры стали важней встреч с друзьями.
Мы познакомились не случайно. Как-то раз, после учёбы в университете, я зашёл в магазин, располагавшийся неподалёку от моего дома. В те годы торговых точек и отделов в супермаркетах с играми, фильмами и музыкой, было больше, чем сейчас.
Я играл в ролевые игры, шутеры и гонки. Но тактические возможности, масштаб игрового процесса и механика стратегий нравились гораздо больше.
Разглядывая диски с играми на стеллаже, я задумался о том, что же купить. Ко мне подошёл молодой человек с бэйджем продавца, оценивающе взглянул и спросил:
– Вы ищете что-то определённое?
Я внимательно оглядел продавца с ног до головы. Примерно моего роста, худощавый. Обычное лицо, длинные русые волосы убраны в косичку. Разумеется, он был игроком! Человеку, не знакомому с компьютерными играми, было бы скучно работать продавцом в профильном магазине.
– Я просто смотрю, что у вас продаётся, – ответил я. – Помню, мне понравилась стратегия «Stronghold», но я куда-то задевал диск.
– Она продаётся у нас, – сказал продавец и, найдя диск на стеллаже, показал его мне.
Я взглянул на ценник и попросил отложить этот диск. В студенческие годы моя стипендия была небольшой, и я тогда ещё не работал. Денег было в обрез.
– Как вас зовут? – поинтересовался я.
– Аристарх, – представился продавец и протянул руку.
– Гриша, – назвался я и ответил на рукопожатие.
Мы разговорились о компьютерных играх. Я похвалил ролевую игру «Morrowind», сюжетную линию коей на момент знакомства с Аристархом я прошёл дважды. Разговор продолжался около получаса, после чего я попрощался и обещал зайти за диском на днях.
Я шёл домой и размышлял о том, что мне повезло найти единомышленника. Что возможно мы станем друзьями. И что наше общение распространится дальше сферы компьютерных игр.
Спустя некоторое время я стал регулярно заходить в этот магазин, чтобы пообщаться с Аристархом. Познакомился с его коллегами, каждый из них был по-своему интересным человеком. Признателен я Музыканту, его отзывы о моей писанине здорово помогли в творческом росте. Также он повлиял и на развитие моих вкусов в музыке.
Аристарх оказался неглупым человеком, эрудированным и любознательным. И я очень удивился, когда узнал, что он бросил учёбу в ВУЗе.
Аристарх некоторое время учился в Технологическом институте, не помню, на каком факультете. Он не назвал конкретной причины ухода из ВУЗа. Возможно, не нравились предметы или преподаватели. Вполне вероятно, что он не понимал, зачем ему в жизни понадобятся знания каких-то дисциплин.
Как-то раз в беседе с знакомым в магазине я спросил:
– Аристарх, скажи, пожалуйста, а какие перспективы ты видишь для себя? Чего ты хочешь добиться от этой работы?
Молодой человек почесал затылок, вздохнул и сказал:
– Я проработаю сколько-то продавцом, а затем стану администратором магазина.
Я молча кивнул. Администратор в магазине дисков – это старший продавец, принимающий товар, сидящий за кассой, занимающийся отчётностью. Можно ли считать это карьерным ростом? Трудно сказать. С одной стороны, мне понадобилось три года, чтобы из младшего научного сотрудника стать научным сотрудником. С другой стороны, дало ли мне это повышение что-то новое, интересное в моей работе? Ну да, на конференции стал чаще ездить, публиковать статьи. К окладу прибавили N рублей. Трудно мне рассуждать о карьерном росте, потому что для меня это не важно. Мне важно, чтоб работа была интересной и полезной.
Аристарх зарабатывал сколько-то денег, этого ему хватало на жизнь, а двигаться вверх по карьерной лестнице или открыть своё дело он не хотел. Возможно, это и потому, что занялся если бы он этим, то на компьютерные игры было бы меньше времени.
Прошло около года со дня моего знакомства с Аристархом. У магазина, в котором он работал, сменились название и владелец. Затем уволились несколько человек. Но Аристарх упорно держался за эту работу, хотя ему и надо было ездить с другого конца города.
Как-то раз я пригласил знакомого в гости. Оказалось, что он мало смотрел фильмы и сериалы, ему нравилось аниме. В то время я был мало знаком с японской мультипликацией, и Аристарх приобщил меня к этой белиберде.
Не знаю, смотрел ли ты, читатель что-нибудь из аниме. Для меня так и осталась непонятной популярность японской мультипликации в России.
Благодаря Аристарху я узнал больше о разнообразии жанров аниме, посмотрел некоторое количество мультсериалов в японской стилистике, но ничего из увиденного не понравилось мне так, чтобы смотреть повторно. Персонажи с огромными глазами, вечно попадающие в глупые ситуации; однообразные сюжеты; бесконечное превозмогание школьника-неудачника, желающего стать мужчиной – вот то, что я увидел в аниме.
Примерно тогда же я начал смотреть сериал «Могучие рейнджеры» по телевизору. Сперва удивился увиденному, но узнав, что американский сериал снят на основе японского, всё понял.
Однажды я решил обсудить этот сериал с Аристархом.
– Ты же смотрел хотя бы одну серию «Могучих рейнджеров»? – спросил я знакомого, когда мы прогуливались по набережной Смоленки, попивая пиво.
– Было дело, – признался он.
– Я думал, что Квентин Тарантино снимает фильмы в жанре «трэш», но это... Эта штука побила все возможные рекорды скудоумия, по-моему. Злодеи наивны и глупы, они каждый раз пытаются захватить какой-нибудь городишко, посылая в бой одного или двух безмозглых монстров в компании бесполезных солдат, являющихся «мясом». Людей, которые при виде монстров начинают истошно вопить и носиться сломя голову, спасает команда старшеклассников (в некоторых частях студентов), разодетых словно клоуны. И, конечно, монстров побеждают, а злодеи обещают отыграться.
– В японской версии всё происходит точно также. Знаешь, что забавно? В Японии местных «Могучих рейнджеров» смотрели не только дети, но и взрослые.
– Наверно, это связано с тем, что во всём мире комиксами и сериалами по ним больше увлекаются взрослые, чем дети и подростки. И японская анимация с сериалами не стала исключением.
В какой-то момент Аристарх погрузился в «World of Warcraft». Меня же игры жанра MMORPG не затягивали надолго.
Когда Аристарх уволился из магазина дисков, мы поддерживали общение некоторое время, а потом оно прервалось. Отчасти, это было связано с тем, что мы жили в разных районах города и довольно далеко друг от друга.
Но в большей степени это было вызвано тем, что наши интересы больше не пересекались.
С двумя университетскими друзьями в то время я почти не общался по той же причине, что и с Аристархом. Когда их не стало, я отчасти винил себя в случившихся несчастьях. Сегодня я смотрю назад и понимаю, что не моё отношение стало причиной гибели этих людей, а их пристрастие к алкоголю.
Пару лет я не видел Аристарха. У меня было несколько знакомых, которых я считал друзьями. С ними регулярно виделся и обсуждал компьютерные игры и фильмы.
Как-то раз я позвонил Аристарху скуки ради и предложил увидеться.
Мы пошли в бар на Московском проспекте, там должен был состояться концерт музыкального коллектива, в котором наш общий знакомый играл на барабанах.
Под музыку мы выпили по кружке пива, немного поболтали. В перерыве между выступлениями к нам подсел знакомый ударник. Разговорились о работе.
– Поведай нам, Аристарх, каково это – работать на себя? – спросил я.
– Бизнес – это вам, братцы, не в баню сходить, – с улыбкой произнёс Аристарх. – У меня интернет-магазин товаров скраббукинга.
– Что-то связанное с крабами, да? – с серьёзным лицом осведомился я.
– Да нет! – воскликнул приятель. – Я продаю всякие ленты, бумагу, ткани и прочие элементы для украшения. Это используется при изготовлении подарков hand-made.
– Наверно, на это есть спрос, – заметил Музыкант.
– Продажи хорошие.
– А как насчёт нормального магазина? В смысле, настоящего? – спросил я.
– Мы планируем его открытие, – ответил Аристарх.
– Мы?
– Ну да. Я и моя тётя. Это семейный бизнес.
– Мафия, да-с! – воскликнул я и сделал глоток пива.
Дальше приятели продолжили разговор о работе и деньгах. У меня на тот момент было и того, и другого достаточно. Слушая диалог знакомых, я немного заскучал.
Мы выпили ещё пива, перекусили и вышли на улицу проветриться. Помню, что предложил угнать чей-то мотоцикл просто потому, что он мне приглянулся. Через некоторое время Музыкант вернулся в бар, а я и Аристарх отправились к метро.
Вдруг знакомый попросил меня сдвинуться влево, чтоб он не врезался в столб. Я не стал спрашивать, отчего он не может обойти его с другой стороны, потому как сам находился в расслабленном состоянии, и мне море было по колено.
Подойдя к вестибюлю станции метро «Сенная площадь», я чуть не врезался в металлическую перегородку, разделявшую лестницу на секции. Аристарх рассмеялся этому и сказал, что я дошёл до кондиции.
Когда мы спускались на эскалаторе, то рассматривали пассажиров, поднимавшихся на поверхность, и несли какую-то чушь. Очутившись на платформе, мы потратили некоторое время чтобы понять, в какую сторону кому ехать.
В тот вечер я получил удовольствие от встречи. И дело не только в количестве выпитого алкоголя. Общение с интересными людьми вызывает положительные эмоции.
После того раута я в один из выходных дней помог Аристарху погрузить коробки с товарами из магазина в автомобиль. Правда, помощь моя была невелика в общей работе.
В этой операции участвовала симпатичная девушка – приятельница Аристарха. Помню, я тогда поинтересовался у него, отчего он не предпримет попытку сблизиться с ней. Аристарх ответил, что с её стороны были намёки на возможное сближение, но дальше ничего. Почему так случилось, он не объяснил.
Я не стал расспрашивать знакомого о причинах. У меня ведь тоже были подруги, с которыми я мог бы завязать романтические отношения, но не сделал этого. У каждого свои скелеты в шкафу, хехе.
Как-то раз я сходил с Аристархом в бар в центре города, на Малой Конюшенной улице. Там выступал музыкальный коллектив нашего общего знакомого. Цены в этом заведении нас неприятно удивили.
А ещё в бар пришла компания шведов, вероятно, работников консульства, расположенного неподалёку. Мы к тому моменту уже изрядно выпили, и я высказал мнение, что шведы всегда ходят «свиньёй». Знакомого это развеселило, и разговор пошёл про тевтонских рыцарей и их походы на Русь.
В другой раз мы попили пива и поговорили о жизни в баре на Московском проспекте, неподалёку от дома Аристарха.
В те годы я ещё смотрел КВН по телевизору, но уже без особого восторга. Мне больше нравились сольные концерты команды КВН «Уральские пельмени». Как-то раз я увидел на улице афишу их выступления в Санкт-Петербурге.
Придя домой, я позвонил Аристарху с предложением сходить вместе на концерт «Уральских пельменей». Он согласился и сказал, что возьмёт с собой брата.
В назначенный день и час мы встретились около Ледового дворца и направились штурмовать вход. Петербург – это вам не хухры-мухры! Культурная столица, блин! Здесь на концерты ходят толпы зрителей.
Вышла путаница с билетами, в итоге мы оказались не на трибуне, а в партере, справа от центра. Концерт имел определённый успех. Из всех номеров мне запомнился один с политической сатирой, который не входил ни в одну показанную по ТВ передачу.
После мероприятия мы немного поболтали, брат Аристарха предложил выпить пива, но я отказался под благовидным предлогом – на следующий день мне надо было на работу.
По пути домой в метро я размышлял над тем, какими разными могут быть родные братья. Вспомнил отношения со своим старшим братом.
Как-то обычным летним днём я гулял в парке Победы. Купив бутылку минеральной воды, не спеша шагал по дорожке, ведущей вдоль пруда.
Я присел на траву, открыл бутылку и сделал небольшой глоток. Вдруг почувствовал на себе чей-то взгляд и обернулся.
Каково же было моё удивление, когда я увидел худощавого мужчину с длинными волосами, убранными в косичку. На нём были белая футболка, длинные шорты и кроссовки. Он улыбался, глядя на меня.
Я поднялся на ноги и подошёл к нему. Протянул руку и сказал:
– Привет, Аристарх.
Он ответил на рукопожатие и со смехом спросил:
– Что, решил наведаться в мои владения?
– Да вот, вздумалось погулять в этом парке, – ответил я, направившись по газону к широкой дороге.
Несколько минут мы шли молча, затем знакомый посмотрел мне в глаза и сказал:
– Не могу понять в чём, но ты изменился, Гриша.
– Это просто возраст, – усмехнулся я.
Мы прогулялись по парку, съели мороженого. Вспомнили старые времена.
– Слушай, Аристарх, мне неловко тебя об этом спрашивать, – начал я.
– Ты хочешь знать, играю ли я сейчас? Играл ли всё время, что мы не виделись? – перебил меня знакомый.
– В общем, да.
– Немного играю. Иногда. У меня теперь хватает занятий.
– Да ну? – удивился я, остановившись у выхода из парка.
– Гриша, приходи на следующей неделе, в среду, в «Дом книги» к 19:00, – сказал Аристарх. – Будет моя встреча с читателями.
– Буду непременно, – пробормотал я, пожав на прощанье приятелю руку.
Я направился к станции метро, а Аристарх к припаркованной поблизости машине. Я оглядел автомобиль и удивился – это оказался джип «BMW X7».
– Однако, – с улыбкой сказал я вполголоса.
Вечером в среду после работы я наземным транспортом приехал на Невский проспект. Перешёл мост на канале Грибоедова и вошёл в магазин «Дом книги». Поднялся по лестнице на второй этаж, там располагалось небольшое кафе. В этом месте должна была состояться встреча автора с читателями.
Публика уже расселась по местам. В отдалении виднелся обыкновенный деревянный стол, за ним сидел Аристарх и что-то обсуждал с девушкой в строгом костюме, вероятно, ведущей.
Слева и справа от стола стояли бумажные плакаты, на коих была изображена книга в твёрдом переплёте. «Аристарх Велесов. Путь волшебника. Том второй» – прочёл я.
«Интересно, тут все прочли том первый?» – ехидно подумал я, сев на свободный стул в третьем ряду от стола.
Через несколько минут ведущая взяла в руки микрофон, улыбнулась и сказала:
– Уважаемые посетители! Мы рады видеть вас здесь сегодня. Как вы знаете, в петербургском «Доме книги» регулярно проходят встречи писателей с читателями, и сегодня у нас в гостях уже состоявшийся российский автор, работающий в жанре фэнтези, Аристарх Велесов!
Раздались негромкие аплодисменты, я помахал приятелю рукой. Он заметил меня и подмигнул.
– Аристарх, расскажите, пожалуйста, о вашей книге, – сказала ведущая и уселась на стул неподалёку от стола.
Мой знакомый кашлянул, пододвинул к себе микрофон и, вздохнув, заговорил:
– Уважаемые читатели, я рад сегодня быть здесь, видеть вас. Я представляю вторую книгу из цикла «Путь волшебника». Вполне вероятно, что среди пришедших есть те, кто не читали первый том и вообще случайно узнали о моей презентации в «Дом книги». Посему я вкратце расскажу, о чём же повествует первая книга...
Я зевнул, прикрывая рот ладонью. Что-что, а говорить долго и обстоятельно Аристарх умел, сколько я его знал. Конечно же, я оказался в числе тех, кто не читал первый том «Пути волшебника», но это нисколько не помешало мне слушать вполуха.
Знакомый говорил про свою книгу с полчаса и обратился к гостям за вопросами.
Я ещё раз зевнул и заставил себя собраться.
– Пожалуйста, поднимайте руку, и я подойду к вам с микрофоном, – сказала ведущая, встав со стула и направившись к читателям.
Честно говоря, я не запомнил, о чём люди спрашивали Аристарха. Я почти не читаю фэнтези, и в тот день пришёл просто посмотреть на знакомого.
Он держался уверенно, отвечал чётко, и порой слишком развёрнуто, на мой взгляд. Прошёл ещё час, и ведущая объявила об окончании мероприятия.
– Я благодарю знакомых и друзей, помогавших мне в период написания книги, – произнёс Аристарх, кашлянул и добавил. – И тех, кто пришёл поддержать меня сегодня.
Я улыбнулся, махнул рукой и, вскочив со стула, направился к выходу.
В тот вечер по пути домой я радовался за Аристарха. Он нашёл в себе силы взяться за дело всерьёз, отодвинув компьютерные игры в сторону. И это прекрасно.
Подожди-ка, читатель... Память подводит меня. Всё было не так! Сейчас я сконцентрируюсь и расскажу…
В тот летний день я гулял в парке Победы. Купив бутылку минеральной воды, я не спеша брёл по дорожке, ведущей вдоль пруда. Июль выдался жарким, и мне приходилось туго – я плохо переношу петербургское лето.
Я старался не находиться под солнцем больше двадцати минут. Поэтому регулярно гулял в парках, ибо там всегда есть, где укрыться от светила.
Я сошёл с дорожки на газон и направился к большому тополю, чьи длинные извилистые ветви покрывала листва. Прислонившись к стволу дерева, я открыл бутылку, послушал с минуту, как приятно шипит углекислый газ, и сделал небольшой глоток.
Оглядел дорогу, посыпанную гравийной крошкой. По ней пробежали трое ребятишек с криками, смехом и азартом в глазах. Следом за ними шли, вероятно, их родители – две семейные пары. Я глотнул ещё воды и вдруг заметил на дороге знакомое лицо.
Худощавый мужчина, волосы убраны в короткую косичку, выступающую сквозь застёжку кепки. Немного сутулый. На нём были белая футболка, длинные шорты и римлянки на босу ногу.
Я было хотел окликнуть знакомого, но заметил, что рядом с ним за руку идёт симпатичная блондинка в летнем платье голубого цвета и сандалиях. Они о чём-то оживлённо разговаривали. Аристарх улыбался и шёл, не глядя по сторонам.
Я молча смотрел на них. Возможно, знакомый почувствовал мой взгляд и обернулся, продолжая идти. Я увидел в его глазах доброту и счастье.
Я с улыбкой кивнул Аристарху, ещё глотнул воды и направился по газону к дорожке, и дальше – к выходу из парка.
В тот вечер по пути домой я радовался за Аристарха. Он нашёл вторую половинку, и вместе они счастливы. И это прекрасно.
Как жаль, что описанное мной будущее знакомого – всего лишь плод моего воображения. Дело в том, что с того дня, как мы ходили на концерт «Уральских пельменей» прошло несколько лет, и я больше не видел Аристарха. Пару раз пробовал вытащить его куда-нибудь из-за компьютера. Тщетно.
Возможно, дело вовсе не в компьютерных играх. Скорее всего, дело в том, что у нас не осталось общих интересов. Я продолжаю заниматься писаниной регулярно. Аристарх взялся за повесть, но не закончил её по непонятным мне причинам. А жаль. У него могло получиться интересное произведение в жанре фэнтези.
Я почти не читаю фантастику, мне больше интересен реализм. В одном телефонном разговоре Аристарх сказал, что стал читать книги LitRPG на интернет-портале самиздата. Это весьма популярный в последние годы формат истории о каком-нибудь неудачнике из нашего серого и скучного мира, волей случая перенесённом в виртуальный мир, где он превращается в мачо и героя. Может, читатель, ты знаком с такими книгами, если не знаком – ты ничего не потерял. Художественной ценности в этих писульках ноль.
На моих глазах для неглупого человека виртуальное пространство и игры стали интересней живого, настоящего мира. В определённый период жизни мне очень нравились компьютерные игры, и я наиграл немало часов.
Но сегодня у меня есть более интересные занятия.
Я не знаю, возьмётся ли Аристарх за какой-нибудь другое дело, потому что семейный бизнес у него не состоялся. Не знаю, допишет ли он когда-нибудь своё произведение. Не знаю, женится ли и заведёт ли ребёнка. В одном телефонном разговоре он признался, что его устроит статус дяди. И не знаю, увижу ли его в будущем.
Май – июнь 2015 года
Свидетельство о публикации №225091701244