Venice. exe

Виктория уютно устроилась на бархатном диване цвета старинного вина за столиком в знаменитом кафе «Флориан». За окном утренняя Венеция в золотистой февральской дымке. Площадь Сан-Марко дышит туманом и светом — рассеянное солнце мягко скользит по брусчатке, выхватывая из толпы то пурпурный бархатный плащ, то шёлковую юбку цвета старого золота, то тёмно-синий камзол, отделанный серебряной тесьмой.

Тема карнавала в этом году — жизнь и приключения Джакомо Казановы. Маски и костюмы словно ожившие иллюстрации из старинных книг: вышивка, кружева, атлас и перья.

Перед Викторией бокал со знаменитым коктейлем Bombardino, увенчанный пышным облаком взбитых сливок. Позолочённая ложечка соседствует на блюдце с двумя крошечными воздушными бисквитами. 

Сквозь высокое витринное окно в резной раме Виктория видит, как из водоворота фигур на площади появляется высокий темноволосый господин в чёрном плаще с серебряным позументом и в шляпе с длинным пером. Это сам Казанова! Взгляд из под маски уверенный и манящий.  Следует почтительный  поклон, словно приглашающий к невидимому танцу. Виктория слегка склоняет голову и отвечает лёгкой полуулыбкой. На миг между ними оживает та самая венецианская алхимия, в которой вымысел и реальность переплетаются под покровом масок.

Внутри кафе приглушённый гул голосов. В углу необычно молчаливая группа китайских туристов, каждый уставился  в экран своего  телефона, не замечая ни карнавала, ни волшебного города  за стеклом. Они как будто находятся в своём отдельном цифровом мирке. Виктория чуть насмешливо улыбается: как же можно убегать в другую реальность, когда здесь, совсем рядом свет, маски и живая красавица Венеция?

За соседними столиками смеясь перешептываются влюбленные. Величественная пожилая дама в широчайшем кринолине, едва уместившемся на диване и огромном напудренном парике требует принести отдельное  угощение  для своей миниатюрной собачки. 

Виктория откидывается на спинку и смотрит на площадь, где Казанова уже успел исчезнуть  в толпе. Не беда… день обещает быть длинным и полным чудес и сюрпризов.

— Да, я заслужила это, — говорит она сама себе. — Этот праздник я получила по праву!

Мысли тут же возвращаются к (ЦИС) Центр Индивидуальных Сценариев, где Виктория работает уже несколько лет. Фильмы в прежнем смысле слова больше никто не смотрит. Никто не хочет быть зрителем чужих историй. Массовое кино умерло. Остались только «персональные виртуальные миры». Индивидуальные сценарии создаются по прихоти состоятельного зрителя: у каждого свой сюжет, свои лица «актеров», своя атмосфера и финал. Любой каприз по  требованию заказчика.

Она вспоминает два недавних крупных проекта. Один — исторический нуар о Токио тридцатых годов прошлого века с элементами хоррора. Клиент лично утвердил черты лиц каждого героя и составил список жутких подробностей. Другой — готическая драма в декорациях старой Англии с прописанным трагическим концом.

Эти заказы принесли Виктории солидные бонусы и позволили ей наконец создать собственный сценарий. И вот оно — её личное кино, её Венеция! Каждая деталь по её выбору. Даже тот Казанова за окном!

Она касается рукава своего бархатного платья цвета спелого граната. Какая изысканная вышивка, невесомое кружево манжет! А рядом на столике  позолоченная парчовая маска в виде кошачьей мордочки. Всё по лучшему сценарию.

И вдруг… по витринному окну с резной рамой пробегает рябь, словно пространство за стеклом трескается, как экран планшета. Толпа на площади медленно тускнеет. Фигуры в масках дрожат и начинают рассыпаться в светящиеся пиксели. Башня Кампаниле дрожит и стекает вниз в марево. Ложечка на столике становится прозрачной, Bombardino исчезает с подноса. Меркнут богатые мозаики на потолке, растворяются стены. Она  в изумлении смотрит на свои руки — пальцы рассыпаются в воздухе золотистыми точками. Вокруг  белый туман и неясный свет.

Последняя отчетливая мысль: она не Виктория. Она — 745-26-XJ, персонаж. Часть сценария. Блок данных.

— Я… — пытается сказать она. Но надпись «End of session» слепит глаза. И потом — пустота.

***

…в тёмной комнате оператор снимает с головы шлем виртуальной реальности и устало откидывается на спинку стула.

— Вот же слащавая хрень… — раздраженно бормочет он. — Венеция, дымка, Казанова, бархатные диванчики, золотые ложечки … Это что вообще такое?
Он морщится и щёлкает мышью.

— Всё в мусор. Чашку эспрессо, и к черту Венецию. Будем делать сет про корпоративный тимбилбинг токсичных нарциссов на Марсе!

Он жмёт  на «Delete», а на экране, вместе с исчезающим силуэтом венецианского льва гаснет последняя строка: «Сценарий 745-26-XJ удалён».

Юлия Гуманова 2025 (с)


Рецензии