Личность профи

Психологические условия формирования профессиональной личности
Багаев А.В.
Комплексная программа формирования профессиональной личности включает пять направлений психологической подготовки [1, с. 112]: когнитивная, мотивацион-ная, рефлексивная, операционная, духовная. Это способствует существенно повысить эффективность развития потенциалов личности: аксиологический, гносеологический, коммуникационный, профессиональный, творческий, художественный. Профессионала отличает от специалиста наличие высокой духовности и активной деятельности на благо социума.
Итак, уровень духовности детерминирует все другие свойства личностного по-тенциала. В этом случае, психологическим механизмом (высшим условием) формиро-вания профессиональной личности является духовно-нравственное развитие личности как интегративное качество внутреннего мира субъекта деятельности.
Бр. Трейси подчеркивает деятельную природу духовности. «Все, что вам необ-ходимо, - это лишь стремление к переменам, желание действовать, последовательность в принятых ре¬шениях и решимость бороться до тех пор, пока не достигнете желаемо¬го результата» [2, с. 7]. К принципам формирования профессиональной личности можно отнести: 1) концентрация сил, времени на работе, дающей максимальный результат, эффект, 2) взятие ответственности на себя, 3) считать, что работаю на себя; контроль над жизнью (исключить самооправдания, обвинения), 4) повышение самооценки, собственной значимости приводит к усердной, качественной работе, 5) сосре-доточенность на выполнении минимума заданий дает максимальную отдачу, 6) эффек-тивность возрастает при меньших затратах сил и времени с увеличением продолжи-тельности опыта в данной сфере, 7) эффективные методы: упрощение; использование знаний (в т. ч. историй успеха), людей, денег; организация психологического климата и работы в команде [2].
Профессиональная личность начинается с эффективной работы разума. На это неоднократно обращал внимание Бр. Трейси. «Способность думать, планировать, при-нимать ре¬шения и действовать - самая мощная сила вашей жизни. Эта сила есть на-чальная точка всего хорошего, что с вами случается. Обретя полный контроль над своим мышлением, вы меняете весь свой мир» [2, с. 40].
Слагаемые формирования профессиональной личности: 1) ясное представление о том, что, как, для чего делаю; 2) четкие, записанные планы действий с учетом важно-сти и срочности их выполнения; 3) реализация намеченного (упорство, быстрота, важ-ность, приоритетность, единение, упрощение, увеличение времени). Образ идеального будущего мотивирует на реальные шаги по достижению цели. Гибкость, готовность к постоянным изменениям по корректировке целей, планов, действий – эффективные качества профессиональной личности. Условиями совершенствования человека являются: 1) соблюдение порядка во всем, 2) освобождение от всего лишнего, 3) отдых в тишине для новых идей, 4) немедленное выполнение намеченного. Возможность достижения целей основана на уже полученных результатах успешных людей. Повторяя их шаги (образ мыслей, поведения, действий), мы можем получить такие же выдающиеся результаты. Поворотным пунктом в данном процессе является понимание и осознание того, что «я становлюсь тем, о чем думаю большую часть времени» [2, с. 43]. Постоянно размышляя о том, к чему стремиться (цель, будущее) и как это сделать (способы, действия!), превращает человека в Победителя. Необходимые для этого активность, энергия, энтузиазм черпаются из оптимизма, позитивной установки профессиональной личности.
Профессиональная личность движима важнейшими ценностями, которые реали-зуются в самораскрытии своего потенциала, определении Призвания. Концентрация на деятельности (2-3 объекта!), дающей максимальную важность происходящему, личную удовлетворенность, приносит наилучшие результаты. Ощущение свободы и полного контроля над жизнью связано с взятием ответственности за свои действия! «Одно-единственное решение - каждый день на шаг приближаться к цели - может изменить всю вашу жизнь» [2, с. 49].
Психологические условия формирования профессиональной личности: семья, са-ма личность, система образования, общественная среда. 1. Семейное воспитание, без-условно, важнейший фактор профессионализма. Через семью личность получает: физи-ческое и психическое здоровье, кругозор, складывание «Я-концепции», любовь (уважение, уход, безопасность), самовыражение, адекватная самооценка, уверенность, сотрудничество родителей и детей; нравственные качества, практика жизни, открытость [1, с. 116-120]. Причем, имеет место важность создания развивающей социальной среды: адаптация, одаренность, ожидание успехов, образцы для подражания, внимание к детям. Семья способствует формированию системы мотивов, личностных свойств (независимость, самоактуализация) на основе микросреды и подражания. Наблюдают фазы креативности: общая (3-5 лет), актуальная (13-20 лет), оригинальная (после 20 лет). Все это подготавливает будущего специалиста к профессионализму.
2.  Творческая активность личности как условие профессионализма. Есть необ-ходимость в разнообразной творческой активности личности. Различают 4 аспекта профессиональной личности: творческие процесс, продукт, личность, среда [1, с. 120-130]. Творческий процесс проявляется в самостоятельности, в системе социальных свя-зей (мышление, воображение, выход за пределы обычного, инсайт). К продуктам твор-чества относятся: технические инновации, новые идеи, стили, нестандартность, осмыс-ленность, самовыражение, адаптация (аспекты профессионализма). Важнейшим факто-ром профессиональной личности выступает сама личность (творчество, активность, мотивация).
К особенностям творческой (профессиональной!) личности относятся [1, с. 123-124]: высокий интеллект, готовность к риску, смелость (выход за пределы обычного, представление о недостижимом, непривычном), независимость (импульсивность), тру-долюбие (целенаправленность, настойчивость), критичность, гибкое мышление, пер-фекционизм (соревновательность), мотивация, самовыражение. Волевая, эмоциональ-ная и интеллектуальная сферы деятельности – предмет проявления профессионализма. Действительно, принципы развивающего обучения (индивидуализация, диалогичность, проблемность) связаны с организованностью творческой активности личности. К стимулирующим творчество условиям относятся: ответственность, открытость, наличие вопросов, независимость, самостоятельность, внимательность к личности.
Организация эффективной творческой среды во многом определяет уровень сформированности профессионализма личности! Диалогичность базируется на таких принципах общения как: поддержка, безоценочность, безопасность, принятие, довери-тельность [1, с. 126]. Восхищение каждой идеей человека, игровая среда – феномены развития личности! Важным итогом данного исследования является утверждение творчества как приоритетного условия формирования профессиональной личности, опирающейся на духовно-нравственные качества человека.
3. Образовательная среда в формировании профессиональной личности. Новые идеи и формы деятельности в образовательном пространстве ускоряют профессионали-зацию личности. Подражание стимулирует активность личности. У человека вырабатываются такие качества как свобода, творчество, уверенность в себе, коммуникативность.
Для роста профессионализма необходимо формирование креативности: 1) отсут-ствие образца стандартизированного поведения, 2) наличие позитивного, творческого примера, 3) благоприятные условия для подражания творчеству, 4) социальное подкре-пление, 5) эффективная коммуникация. Развитие творческого потенциала личности, управление творческим процессом – важнейшие факторы профессионализма.
К условиям, способствующим творческому мышлению, относятся: открытые си-туации, наличие вопросов; новизна способов, предметов, технологий, рост самостоя-тельности, ответственности; существование собственных чувств, наблюдений, проек-тов; плюралистический взгляд на мир; развитое общение. Способность к самовыраже-нию, мотивация к новизне, эмоциональная поддержка, свобода проявлений – педагогические принципы, дающие рост профессионализму! Инициатива, выбор, самостоятельность; отсутствие критики и оценивания; нерегламентированность деятельности, внимание общества к творчеству детей предполагает выявление наклонностей детей, создание креативной среды (школьники, педагоги, родители). Разнообразие видов деятельности стимулирует творческую активность учащихся, формирует целостную личность в гармоничном сочетании психологических свойств (мотивация, воля, интеллект, эмоции). Причем, в данном процессе важна роль интуиции, воображения, накопленного опыта (знания, образы, навыки). Воплощение идей (моделей!), образов в реальность отличает профессионала от специалиста. Социальная значимость продуктов творчества повышает уровень профессионализма. «Мысленное оперирование моделью – основная форма творческого мышления» [1, с. 138]. Эмоциональная составляющая (отношение к делу!) любой деятельности – важный фактор профессионализма личности.
Итак, создание, проявление, развитие творческих способностей любого человека средствами педагогической среды является условием формирования профессиональной личности в различных сферах жизнедеятельности, способствует самореализации человека. Тезисом данного исследования является: превращение повседневной (шаблонной, односторонней) среды в профессиональную (творческую, многовариантную). Кроме того, исключительна роль самой личности педагога как мотиватора учащихся к моделированию и реализации своей жизни.
4. Общественная среда – фактор профессионализма личности. Социальное одобрение, наличие свободы, многовариантная среда, возможности успеха стимулиру-ют творческое развитие личности. Формирующее воздействие среды не исключают активности самого человека! Среди общественных институтов можно выделить наиболее значимые «агенты» профессионализма личности: СМИ, культурно-образовательные учреждения, психологические центры помощи населению. К характеристикам творческой среды относят [1, с. 143]: неопределенность, многовариантность, нерегламентированность, предметная обогащенность, свобода выбора. Причем, игровая деятельность во многом стимулирует творческие способности учащихся.
Итак, на современном этапе развития человечества приоритетным направлением становится формирование профессиональной личности. Это предполагает создание комплексной системы подготовки кадров (психологи-тренеры), обеспечивающих личностное развитие современного человека.
Библиографический список
1. Рыжов, В.В. Личность: творчество и духовность: монография [Текст] / В.В. Рыжов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского христианского университета, 2012. – 489 с.
2. Трейси, Брайан. Точка фокуса [Текст] / Пер. с англ. Н.И. Кароваева / Бр. Трейси. - Мн.: «Бизнесе», 2003. - 132 с.

Об авторе:
Багаев Алексей Владимирович - кандидат философских наук, доцент кафедры методо-логии, истории и философии науки, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева; магистрант психологического факультета, Нижегородский филиал Университета Российской информатизации образования


Рецензии