Отрыв. X. Племя
Обретение древними людьми лобные тормозных областей и не менее важных височных и нижнетеменные, которые тоже позволяли гасить инстинктивное поведение получили дополнительные функции и области применения. Прежде всего мужские особи популяции, которые не обладают гормональным подкреплением по выращиванию потомства. Они стали использовать подарок эволюции для мышления. То есть обдумывании своих действий прогнозирования последствий и моделировании реальности. Кроме того, мужской гормон тестостерон оказался полезен не только для охоты, но и для интеллектуальной деятельности. Возбуждая нервную систему мужской особи с большими лобными областями он ускорял выработку и принятие решений, той или иной проблемы. Вместе с тем высокий гормональный фон стимулировал его обладателя к лидерству, стремлению быть полезным в группе и пользоваться соответствующим успехом, в том числе у противоположного пола.
Правда в тем времена появления гениев, творцов было редким, явлением. Но в историю человечества вошли дела, как воплощения их мысли. На первых этапах, они выразились: в изобретении практики добывания и поддержания огня, затем освоение оседлого образа жизни, создание первых орудий и наскальных рисунков, то есть проявлению синтетического искусства.
Оставшись единственными представителями Гомо Сапиенс на планете (около 35-30 тысяч лет до нашей эры), наши предки осели на определённой территории, где занимались охотой и собирательством. Группы полуродственных особей, в которые входили в несколько больших семей представляли сплочённый коллектив – родовую общину. Территория, жилища, орудия труда, запасы пищи были общими. Распределение велось совместно, по вкладу каждого в общее дело. Искусственный отбор вёлся не только по малой агрессии внутри сообщества и способностью делиться с ближним, но и общественной пользе. В первую очередь, поддерживались особи, соблюдавшие правила общественных отношений и совершавшие поступки невыгодные для него самого, но необходимые для выживания группы, то есть искусственно стимулировались небиологические, а общественные нормы поведения, что в конечном итоге и сделало их людьми.
Более здоровое потомство получалось при смешении дальних родственников или не имеющих родства, для этого родовые общины поддерживали отношения с соседними родами. Делёжка пищей между представителями одной группы переросла в обмена дарами между родами как символ мирного сосуществования. Браки сплачивали соседей которые в последствие объединяли родовые общины в племенах, на тех же принципах общественной пользы и равного сожительства. Следы этих отношений можно встретить у разных народов это кагал у евреев, тейп у кавказцев, маххаля у узбеков или миром у русских крестьян, разные названия скрывают единую сущность этих людских объединений.
В небольших племенах невозможно паразитировать на ближайших родственниках или уклоняться от отношений с членами сообщества, каждый на виду и поэтому последствие за безделье или излишнюю агрессию дестабилизирующее сообщество наступал неминуемо. Особь изгонялась или лишалась еды, что в тех условиях было равносильно смерти. В родоплеменной структуре сообщества был достигнут оптимальный баланс между общественной выгодой и оценкой личного участия в борьбе за существование. Эффективность подобного избирательного отбора по общественному не биологическому поведению превратила бывшее ранее кочевавшее п поисках пищи первобытное стадо в общественную группу, позволявшую единством, сплочением и индивидуальным вкладом своим способностей быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиями и переживать трудные времена.
В роду авторитетом и уважением пользовались самые старые особи, старейшины, как умудрённые опыты, к их мнению прислушивались. В племенах для принятия и выработки важных решений существовал совет старейшин рода. Чьи решения затем выносились на общее собрание родов. Надо сказать, что старейшинами по тем времена были представители мужского пола возрастом не многим более тридцати лет, женщины до этого возраста как правило не доживали риск смерти от болезней и родов был очень велик. В роду и племени у представительниц женского пола ценились находчивые смелые сильные охотники и чудные интересные интеллектуалы, придумывавшие диковинные вещи или занятия. Хотя последние зачастую проявляли себя асоциально, а потому становились жертвами изгнания из племени.
Использовавшие эволюционные приобретения мозга особи для не свойственного для животных процесса мышления, орудиями труда, образом жизни, организацией охоты не ограничивались. Они стремились объяснить причину явлений и событий, которые сопровождали их существования. Именно им человечество обязано появлением первых признаков культового поклонения. Придуманные комплексы верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества связанный с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и видами животных, растений, явлениями природы и неодушевлёнными предметами – тотемами, получил название тотемизм и был предтечей более сложных религиозных представлений.
На тотем предмет религиозного почитания родовой общины, племени, носящей его имя, членам группы запрещается на него охотиться, употреблять в пищу, вступать в брак между собой. Тотемная группа считает себя связанной с тотемом общим происхождением от мифических предков полулюдей-полуживотных или полурастений и видит в нём покровителя и подателя жизненных благ. Отсюда мифы и ритуалы связанные с тотемом, пляски в тотемных масках. Пережитки обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам.
Найденная форма развития на протяжении нескольких десятков тысячелетий способствовало развитию родоплеменного общества. Создавались и улучашлись орудия труда (ножи топоры), охоты появились (копья, луки стрелы). Совершенствовалась речь и средства взаимодействия друг с другом (обмен дарами внутри и соседними обществами признак первой дипломатии и торговли). Человек научился приручать диких животных первым из которых стала собака, одомашненная около 15 тысяч лет до нашей эры. Добыча и поддержание огня способствовало обеззараживанию и сохранению пищи, что продлевала жизнь. Важно, что человек стал обладателем ещё одного очень важного эволюционного приобретения способности передавать знания и навыки из поколения в поколения через внегеномная наследование. Подобно тому как у животных отдельные элементы запечатлевались с ранних лет у человека через подражание и имитацию запечатлевались и фиксировались в специализированных областях мозга цели модели и системы поведения в сообществе, навыки обращения с предметами и собственным телом. В научном знании этим способностям было дано наименование наиболее точно отражающее суть этого явления – социальные инстинкт
Следствием успехов в эволюции всегда является увеличение численности популяции вида. Не стало исключением и найденный древними людьми механизм преодоления проблемы выживания в меняющейся среде обитания через усиление социализации. Однако повсеместный рост племен требовал больше еды, а значит большей территории для охоты, орудий жилищ, всё это требовало защиты и усложнения организации хозяйственной жизни. К порогу десятого тысячелетия до нашей эры сообщества Гомо Сапиенс подходили с новыми изобретениями и приспособлениями, закладывая очередной этап собственного развития.
Свидетельство о публикации №225091701364