Глубокий смысл Собора Святого Петра
И четыре столетия спустя это по-прежнему самая большая церковь в мире.
Итак, вот краткое введение в собор Святого Петра...
Первое впечатление, которое возникает у человека, увидевшего собор Святого Петра в Риме, в реальной жизни или на фотографии, — это благоговение.
Потому что это чрезвычайно впечатляющее здание — оно было и остается самой большой церковью в мире по объему.
Другие выше, но ни один из них не столь огромен.
То же самое можно сказать и о внутреннем убранстве — изобилие произведений искусства и архитектуры, золота, бронзы, мрамора, мозаики и скульптуры.
И, опять же, его размеры превышают гигантские.
Один только балдахин (вид богато украшенного навеса, внизу) имеет высоту 30 метров.
История базилики важна, поскольку она объясняет, почему собор Святого Петра выглядит именно так.
Он стоит на месте более старой церкви, построенной по приказу Константина Великого и завершенной в 360 году нашей эры.
К XVI веку церковь Константина пришла в упадок.
И вот в 1505 году эта древняя церковь была снесена папой Юлием II, который хотел построить на ее месте самую большую церковь в мире.
Почему? Он хотел построить здание достаточно большого размера и величия, чтобы разместить там свою собственную гробницу, которую он поручил Микеланджело изваять.
Разрушение древней базилики, которой тогда было более тысячи лет, многое говорит об амбициях Юлия.
Однако его монументальная гробница так и не была достроена.
Юлий умер в 1513 году, и Микеланджело завершил работу тридцать лет спустя, в гораздо меньших масштабах, чем изначально предполагалось.
Чтобы собрать деньги на строительство новой базилики, была увеличена продажа индульгенций — люди жертвовали деньги католической церкви, чтобы проводить меньше времени в чистилище.
Многие, включая Мартина Лютера, считали это проявлением коррупции, и это способствовало развитию протестантской Реформации.
Ну, потребовалось 120 лет (и 21 папа), чтобы достроить собор Святого Петра.
Над ним работали такие известные архитекторы, как Браманте, Сангалло, делла Порта, Перуцци и Мадерна, а также архитекторы-художники, такие как Микеланджело, Рафаэль и Бернини.
Мучительная история дизайна и редизайна.
Каждый новый архитектор модифицировал или полностью менял планы своего предшественника — конечный результат представляет собой своего рода компромисс между их многочисленными замыслами.
Купол — Микеланджело, фасад — Мадерна, колоннады — Бернини, апсиды — Рафаэля и так далее.
Поэтому базилика может показаться запутанной.
Его колоссальный купол — самый высокий в мире — это такой же шедевр Микеланджело, как и Давид.
Но вы его не увидите, он скрыт за массивным фасадом Мадерно, на котором также написано латинское имя папы Павла V Боргезе.
Купол Микеланджело, возможно, и возвышается над горизонтом Рима, но изнутри и снаружи базилики его все равно что не быть там.
Купол загроможден нефом и апсидами, из-за чего он выглядит как отдельное здание, втиснутое внутрь другого.
Собор Святого Павла в Лондоне, спроектированный сэром Кристофером Реном и завершенный в 1710 году, был вдохновлен собором Святого Петра.
Но здесь купол более целостный — он ощущается как логическое завершение остальной части здания, а не как отдельный элемент, просто прикрепленный к нему.
И хотя это самая большая церковь в мире по объему, вы не догадаетесь об этом, глядя на подчеркнуто горизонтальный фасад Мадерно.
Сравните собор Святого Петра с готическим собором, например, в Кельне.
Он скорее вертикально, чем горизонтально — все стремится вверх.
А интерьер?
Трудно оспаривать мастерство создания балдахина Бернини, его кафедры Святого Петра (внизу), а также техническое качество и исключительную выразительность орнамента.
Однако для некоторых золота просто слишком много — оно может показаться подавляющей демонстрацией богатства.
Здесь находится «Пьета» Микеланджело, статуи Кановы, Бернини и Торвальдсена, а также бесчисленное множество других картин, мозаик и скульптур из бронзы и мрамора.
В соборе Святого Петра хранятся буквально тысячи произведений искусства — это настоящая художественная галерея.
А под полом базилики находится гробница самого Святого Петра, а также лабиринт туннелей, где похоронены 90 других пап.
Здесь, под мраморными панелями, находятся древнейшие части всей церкви — они датируются временами Константина и даже более ранними временами.
Собор Святого Петра представляет собой вершину архитектуры раннего барокко.
Сравните его со средневековыми соборами в Амьене или Сиене, двумя памятниками готической архитектуры.
Обратите внимание на разницу в форме и декоре между ними и собором Святого Петра.
Верный всем формам неоклассической архитектуры, собор Святого Петра имеет стандартизированный декор — обратите внимание на его идентичные коринфские капители.
Между тем, в готической архитектуре каменщики имели больше творческой свободы — каждый элемент был разнообразным, как, например, в Герцогском дворце в Венеции.
И в этом заключается ключевое различие между всеми формами неоклассической архитектуры, будь то барокко или ренессанс, и готической архитектурой, будь то итальянская или североевропейская.
Неоклассика регламентирована, рациональна и стандартизирована, готика — свободна, асимметрична и разнообразна.
И эти различия были намеренными.
Собор Святого Петра — шедевр архитектуры эпохи Возрождения и барокко, неоклассической архитектуры, в корне противоположной готике.
Сам термин «готика» был придуман исследователями эпохи Возрождения как оскорбление «варварской» средневековой архитектуры.
Однако по сравнению со средневековым собором огромный цилиндрический потолок и аркады собора Святого Петра выглядят тяжеловесными.
Он монументальный, внушительный и впечатляющий — по замыслу.
Между тем, невероятно тонкие опоры Амьена придают собору ощущение невесомости.
Несмотря на обширное внутреннее пространство, собор Святого Петра удивительно хорошо освещен.
Окна были искусно расположены таким образом, что солнечный свет часто падал на пол базилики в виде отдельных, почти небесных лучей.
Драматичный дизайн в стиле барокко во всей красе.
Однако окна собора Святого Петра невелики (как и в большинстве итальянских соборов) по сравнению с готическими соборами Северной Европы, где витражи были основной формой художественного выражения.
В соборе Святого Петра, возможно, и есть золото, но ничего подобного в других соборах нет.
Собор Святого Петра — необыкновенное здание, и четыре столетия спустя в мире по-прежнему нет ничего подобного.
Он также оказал огромное влияние, определив все: от собора Святого Павла до базилики Богоматери Мира в Ямусукро.
Что такое собор Святого Петра?
Это одновременно личная мечта Юлия II, физическое воплощение ответа Католической церкви на Реформацию, как в религиозном, так и в художественном плане, а также высшее достижение архитектуры эпохи Возрождения и барокко.
Свидетельство о публикации №225091701419
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 17.09.2025 18:59 Заявить о нарушении
Каждый раз я восхищаюсь невероятным мастерством с помощью которого был создан этот собор.
Доброго здоровья. С уважением
Анатолий
Анатолий Клепов 17.09.2025 21:03 Заявить о нарушении