В мире птиц

Когда я была маленькой, одним из моих излюбленных занятий было посещение детской библиотеки. Едва переступив порог, я неслась к стенду с журналами и находила свой любимый- "Лазурь". Это художественно- экологический журнал для детей и подростков. Еще в детстве, не зная, что такое художественная литература, своим детским неокрепшим умом я могла уловить эту эфемерную связь между изяществом слова  и красотой природы.  Рассматривая фотографии русских пейзажей, я отправлялась в литературное путешествие. Изящное русское слово вдохновляло мое воображение и отпускало его на волю, словно полет птицы.

Чтобы наблюдать за полетом птиц, человек вынужден закидывать голову назад и устремлять свой взгляд ввысь. Чтобы услышать пение птиц, человек вынужден напрягать свой слух и вслушиваться в пространство.

Как-то ночью, смотря на очертания деревьев в темноте, у меня возник детский вопрос: а где же спят птицы? Вот сейчас стоит глухая темная ночь. Сотни людей, живущие в многоквартирном доме, спят в своих постелях, свет потушен, царит мирное время. И мне представилось, что по ту сторону окна, за стеклом сидят сотни птичек на веточках, прикрывшись листвой и крылышками, и тоже тихо, мирно спят. Конечно, в этой фантазии есть доля умиления и детской предубежденности, что животный мир подобен человеческому, и вот- вот птицы заговорят с тобой на понятном тебе языке. Действительность же более прозаична, городские голуби, например, любят забираться в щели на крышах домов.

Однажды я отправилась на пешую экскурсию по парку в сопровождении орнитолога.  Вооружившись биноклями, группой из примерно 20 человек мы отправились в Ботанический Сад.

Первой нашей остановкой был пруд перед главным зданием с колоннами. Сколько раз я проходила мимо этого пруда, но никогда не останавливалась и не наблюдала за плавающими птицами. Это оказалось поистине увлекательным занятием- рассматривать уток в бинокль, как будто они сидят на моей ладони, рассматривать их оперение, глаза, клюв, с умилением замечать, как плещутся их ноги позади.

Орнитолог обратила наше внимание на уток необычного оперения. Ярко- рыжие птицы с черным клювом и хвостом, с белыми отметинами на крыльях и с тонкой черной полосой на шее- огари. Эти птицы предпочитают открытые водоемы. Их часто можно встретить в Европе, Азии и на некоторых территориях Африки. Забавный факт состоит в том, что в 1950-х несколько десятков огарей были привезены из Африки и поселены в Московский зоопарк, но им удалось оттуда сбежать, и они успешно поселились за пределами зоопарка и облюбовали Московские пруды. С тех пор популяция огарей увеличилась в 50 раз. Само слово "огарь" произошло от старого названия железа, обработанного огнем,- огар. В простонародье огарей называют красной уткой.

Обогнув пруд, мы приблизились к серии небольших прудов, густо заросших камышами. Приблизившись близко к воде, орнитолог приказала нам вглядываться в заросли камыша на противоположном берегу. Спустя некоторое время из зарослей показалась небольшая размером с голубя, водоплавающая птица. Это была грифельно- серая птица с узкими белыми полосками по бокам. У нее был ярко красный клюв. Камышница- очень скрытная птица, ее трудно увидеть в дикой природе, большую часть времени она скрывается в камышах, но в тот день нам повезло, нам также показались ее птенцы, крошечные с наперсток, словно маленькие дети- шалуны, устремлялись стремглав на другую сторону заводи, а мы стояли на берегу, наблюдая за ними в бинокль, и умиляясь от их непосредственности. Обогнув камыши, мы заметили камышницу, стоящую на берегу. У нее были длинные сильные ноги с удлиненными пальцами и изогнутыми коленями. Нам предстало фламинго в миниатюре. Еще одно забавное название камышницы- болотная курочка, и звучать это прозвище может любовно или обидно, смотря от того, кто его произносит.

Мы свернули в густой лес на тонкую тропинку, по которой мы перемещались гуськом друг за дружкой. Вдруг орнитолог остановилась, услышав шелест крыльев в кустах. Мы все устремили наши взгляды на веточки, но густая растительность мешала нам что-либо рассмотреть, и мы похвалили птичку за ее осмотрительность. Птичка перелетала с ветки на ветку, издавая едва слышимый звук, и орнитолог пояснила, что это- зарянка. Эта птица также известна под названием малиновка, зорька и ольшанка. Такая маленькая скрытная птичка и как много у нее имен! Зарянки окрашены сверху в серо- зеленоватый цвет. У птицы белое брюхо, рыжий лоб, горло, грудь и бока головы. Видимо за ее багровый окрас сумерек или закатного солнца птица получила свое название. У зарянки абсолютно уникальная трель, которая является одной из самых красивых птичьих песен. Зарянка также является национальной птицей Великобритании.

Наша орнитологическая прогулка уже подходила к концу, и на выходе из парка, откуда-то сверху мы услышали тонкий писк. Птичка пряталась на верхушке дерева , и даже в бинокль с земли ее было почти не рассмотреть,  ведь это самый маленький представитель орнитофауны в Европе и России- желтоголовый королек. Королек получил свое название в честь ярко- желтой полоски на темени "короны".
Мы тщетно пытались приманить королька, чтобы полюбоваться его желтым окрасом, но птичка не желала спускаться к нам на землю, да только пела свои трели нам в ответ, как будто подразнивая нас и напевая: "а вот и не увидите меня!".
Королек очень занимательная и подвижная птица. Она не сидит на месте, часто перепархивает с одной ветки на другую, на тонких веточках принимает различные позы, в том числе даже висит и вниз головой. Вот уж птица- озорница!
Для меня эта птичка осталась неразгаданной тайной. Где-то там наверху, висит птичка вниз головой на своих тонких ножках, и поет нам трель. Но мы эту птичку там и не увидели вживую. А между тем, орнитолог нам поведала грустную историю о корольке. Вследствие малого размера и высокой скорости обмена веществ корольки вынуждены постоянно находиться в поисках пропитания. Всего за 12 минут голодания желтоголовый королек может сбросить до трети своего веса, а меньше чем через час умереть с голоду.

Наша орнитологическая прогулка подошла к концу. Я покидала парк с приятными воспоминаниями о плавающих огарях в пруду, о гордо вышагивающей на берегу камышнице, о прячущейся зарянке и о корольке, поющем нам песни с самой верхушки дерева.

Уходя, я даю себе обещание вновь вернуться сюда и погрузиться в  увлекательный мир птиц- мир, так не похожий на человеческий, но столь прекрасный.


Рецензии