На стороне света

               
                С  2014  года  наш  бывший  коллега,  фотохудожник  газеты  «41»,  Павел  Бураков  ездит  в  Новороссию  с  гуманитарными  грузами.  Впечатления  от  увиденного  легли  в  основу  документального  фильма  «Страсти  по  Донбассу»,  снятого  им  в  качестве  оператора  совместно  с  режиссером  и  другом  Артемом  Тропкиным
               
                ПОКА  ГОРИТ  СВЕЧА
       
         - Мам,  а  зачем  в  храм?
- Свечи  зажечь.  Это  очень  важно,  Павлик.  Чтобы  родные  и  близкие  были  здоровы,  а  усопшие  знали,  что  мы  о  них  не  забываем …
           Красивая  пятиглавая  церковь  с  колокольней …  Маленький  мальчик  вместе  с  мамой  вошел  в  Солнечногорский  храм.  Глядя  на  нее,  перекрестился  и  стал  осматриваться.  С  икон  на  него  смотрели  лики  Николая  Чудотворца,  других  святых,  замечательно  пахло  ладаном.  Он  чувствовал,  что  вступил  в  какой-то  незнакомый  и  огромный  мир,  мир  без  привычной  будничной  суеты,  мир,  приветствовавший  входящего  торжественной  обстановкой  и  сулящий  много  открытий,  желающему  познаний.
             Таким  было  детское  осознание  бесценности  жизни  дарованной  свыше,  таким  было  его  детское  осознание  счастья.
            Позже  Павел  принял  решение  пожить  в  монастыре,  чтобы  вновь  и  вновь  ощущать  эту  удивительную  атмосферу  праздничности  каждого  дня,  дарованного  Богом.  Учился  азам  молитвы,  общался  и  трудился  с  монахами  …
             С  детства  вслед  за  мамой,  Тамарой  Павловной,  приучился  к  фотографии,  понимая,  что  это  прекрасный  способ  запечатлеть  дивный  мир,  в  котором  ему  посчастливилось  жить.  Жизнь  во  всех  ее  проявлениях  мелькала  в  объективе  его  фотоаппарата,  радуя  автора:  «Здорово,  что  я  это  заметил  и  снял!».  С  годами  он  отдал  предпочтение  портретам,  показывая  характер  друзей  или  знакомых  и  лучшим  отзывом  для  него  становилась  оценка  героя  или  героини  композиции:  «Ого,  ну  вылитый/вылитая  я!» …
               Большую  помощь  в  становлении  профессионального  мастерства  оказали  Павлу  известный  фотохудожник  Олег  Беликов,  другие  фотохудожники.
               Умение  отснять  мгновения  жизни  человеческой,  свидетельствующие  о  непреходящей  ценности  ее,  кадры,  говорящие  о  добром  или,  наоборот,  плохом  настроении  («Улыбнитесь,  сейчас  вылетит  птичка!»)  человека,  из  увлечения  обернулись  профессией.  На  его  фотопроизведения  обратили  внимание  и  в  нашей  редакции,  предложив  ему  должность  фотокорреспондента.
            … Сейчас  он  часто  с  благодарностью  вспоминает  эту  пору,  пору  взросления  и  обретения  веры  и  незыблемых  православных  истин.  Одной  из  вех  ее  стало  знакомство  с  шедевром  Андрея  Тарковского  «Андрей  Рублев».  Один  из  величайших  фильмов  мирового  кинематографа  явился  попыткой  режиссера  показать  жертву  Христа,  как  это  мог  видеть  сам великий  иконописец.  Так  еще  никто  никогда  снимал … 
               Путь  веры,  жертвенности,  стремление  помочь  русским  людям,  оказавшимся  в  беде,  и  привел  24-летнего  Павла  в  Донбасс  после  начала  Русской  весны.
- Донбасс  -  мой  монастырь.  Такое  же  духовное  служение,-  полагает  Павел.  - Только  устав  жестче …  Можно  много  лет  пробегать,  много  молитв  вычитать  и  ничего  не  понять  в  этой  жизни.  Бог,  он  не  в  канонах,  а  в  добрых  делах
               
                НАПОМИНАТЬ,  ЧТО  ОНИ  -  ЛЮДИ
               
          - Позвонил  мой  друг,  Артем  Тропкин,  у  которого  двое  двоюродных  братьев  на  Донбассе,-  вспоминает  Павел.  - Это  было  во  второй  половине  2014-го.  Предложил  возить  гуманитарные  грузы  в  Донбасс.  Конечно,  я  согласился.  Увиденное  там  не  просто  поразило,  это  было  неслыханно  -  нацисты  охотились  за  людьми …  Ощущая  ненависть  ко  всему  русскому,  эти  нелюди  планомерно  убивали  тех,  кто  желал  говорить  на  родном  русском  языке,  а  не  на  мове,  жить  самостоятельно,  а  не  по  указке  из  Киева,  жить  так,  как  жили  наши  предки,  без  фашистских  шабашей,  именуемых  маршами …
             Вместе  с  Артемом  доставляли  ополченцам  медикаменты,  теплую  одежду.  Видели  чудеса,  свидетельствующие  о  небесном  покровительстве  защитников  родной  земли:  мироточащие  знамена  ополченцев …
             В  поездках  крепло  решение  снять  документальный  фильм  о  происходящем  здесь.
             В  его  любимом  фильме  «Андрей  Рублев»  есть  такая  фраза:  «Людям  просто  напоминать  надо  почаще,  что  люди  они.  Что  русские.  Одна  кровь  -  одна  земля» …
             В  напоминании  нуждались  в  первую  очередь  те,  кто  прицельно  бил  по  мирным  домам,  убивая  детей,  стариков,  женщин,  и  выкрикивая:  «Москаляку  на  гиляку!» …  Убивая  людей  одной  веры,  одной  крови,  одних  корней …
             Говорят,  любая  война  расчеловечивает,  как  еще  может  сказаться  привыкание  к  смертям  и  крови?  Чтобы  этого  не  случалось,  нужно  показывать  ее  со  стороны,  дабы  даже  те,  кто  творит  горе,  опомнились,  увидев  дела  рук  своих!
- Извечное  противостояние  добра  и  зла,  тьмы  и  света …  Мой  прадед  погиб  в  первую  мировую.  Дед  в  Великую  Отечественную  дошел  до  Кенигсберга.  Донбасс  стал  очередным  местом,  где  зло  пытается  взять  верх,-  полагает  Павел.  - И  будет  повержено  в  очередной  раз.  В  нашем  фильме  нет  так  называемого  «экшена»:  отрубленных  голов  и  трупов.  Речь  в  нем  идет  о  духовной  стороне  конфликта,  о  том,  почему  русские  люди  в  далеком  теперь  уже  2014-м  году  поднялись  на  защиту  Родины.
             В  ополчение  шли,  как  говорится,  и  стар,  и  млад.  В  фильме  «Страсти  по  Донбассу»,  потрясающем  своей  пронзительностью,  есть  кадры,  рассказывающие  о  старике,  который  пошел  на  передовую  с  охотничьим  ружьем  и  каске  времен  Великой  Отечественной.  Есть  история  о  немолодом  уже  человеке  мирной  рабочей  специальности,  в  одночасье  ставшим  воином,  с  автоматом  в  руках  отстаивающем  родную  землю.  Есть  эпизоды,  рассказывающие  о  совсем  еще  юных  ополченцах,  без  раздумий  вставших  рядом  со  своими  отцами …
             Напоминать  людям,  что  они  Люди  и  каждому  из  них  уготована  особая  миссия  на  свете  Божием … 
             Как  же  это  важно!  В  этом  лишний  раз  убеждаешься,  выслушав  одну  из  героинь  фильма,  тетю  Люду  из  Горловки,  поведавшую,  как  они  с  мужем  противостояли  отчаянному,  буквально  животному  страху  от  ежедневных  прилетов.  А  ведь  страх,  расчеловечивание  и  являются  целями  неофашистов,  подвергающих  обстрелам  мирные  дома … 
             
               Х                Х                Х
            
             Напоминать  людям,  что  они  Люди  и  каждому  уготована  особая  миссия  на  свете  Божием …  Как  же  это  важно!
             На  долю  Павла  выпала  своя,  военно-гуманитарная:  доставлять  бойцам  необходимое,  невзирая  на  опасность  -  не  раз  попадали  с  Артемом  под  обстрел,  часто  становились  свидетелями  уничтожения  очередного  вражеского  дрона,  ПВО  работает  исправно.  От  бойцов  передавать  в  храмы,  спасенные  иконы.  Две  -  Казанской  Божией  матери  и  Пресвятой  Троицы -  из  горевшей  церкви  в  Артемовске.
             А  еще  -  снимать  правду  о  событиях  в  зоне  спецоперации,  наперекор  тем,  кто  шлепает  фейки,  выдавая  черное  за  белое.
             Они  готовят  материалы  для  нового  фильма,  в  который,  возможно,  войдут  и  кадры  из  Курской  области,  откуда  на  днях  вернулись …


               


Рецензии