Она не отставала от коллег мужчин. Из Цикла Байки

       Она не отставала от коллег мужчин. Из Цикла Байки о художниках

  Февральско - мартовский Пленум ЦК КПСС 1954 года принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель».
        Целину поднимали и Алтайский край, Красноярский край, Новосибирская и Омская области, Поволжье, Урал, Дальний Восток.
        Общая площадь освоенных земель составила 42 млн гектаров.
        В Новосибирской области, как и в целом в Сибири, более четверти пахотных земель – это целинные и залежные земли, освоенные в 50 – 60 годах прошлого века.
         О целине, о великих трудностях ее освоения, о славных подвигах и судьбах героев-первоцелинников написано немало книг, сняты фильмы, поставлены спектакли.
        Свое, образно-живописное отражение целинная эпопея получила и в изобразительном искусстве.
         По обычаю того времени многие художники ездили в творческие командировки, где в самой гуще событий создавали художественную летопись освоения целины.
        Не остались в стороне и новосибирские живописцы. В числе первых поехавших за целинными впечатлениями художников были Леонид Огибенин, Клавдия Тимофеева, братья Титковы Иван и Василий, Алексей Лучников, Михаил Мочалов.
         Голая степь Кулунды, Барабинские просторы с редкими березовыми да осиновыми колками, гиблые солончаковые болота.
         Вагончики, армейские палатки, колышки с табличками названий будущих совхозов-гигантов новенькие трактора ДТ-54 .
         Трудности быта, временный походный неуют, теснота, тусклый свет керосиновых ламп, - не самые идеальные условия для работы художника.
          Но так велик был всеобщий энтузиазм, оптимизм и уверенность в правильности общего дела, что никто, по большому счету, и не считался с трудностями.
          Впоследствии, уже в 1960-х годах, в творческих командировках на целине побывали многие другие новосибирские художники.
          
   А пока было так: жили художники рядом со своими героями, наблюдали, работали. С утра Иван Титков часто уезжал по бригадам и полевым станам с этюдником и прочими прибамбасами. Добровольным помощником и верным возницей у него был Коля Хребтов, комсомольский секретарь и киномеханик. Он увозил художника на своём мотоцикле и оставлял его там для работы.
    Василий Титков, кроме своих основных творческих дел, умудрялся даже сходить на утреннюю или вечернюю зорьку с ружьём. Бесчисленные озёра кишели утками.
    Огибенин и Лучников не отвлекались на посторонние дела.
    Клавдия Тимофеева тоже работала с напряжением, энтузиазмом и самоотдачей.
    Иногда в гости к художникам из областного центра приезжали писатели Н.  Самохин, Е. Лучинецкий и А. Коптелов, композиторы Н. Кудрин и А. Новиков, музыканты И Маланин, артисты новосибирских театров.       
          Творчество их всех питала глубинная связь с современностью, живая, непосредственная связь с жизнью.
            Живое общение с людьми труда питало и стимулировало творчество мастеров кисти.
          Внимание к труженикам земли, их делам, судьбам и характерам помогало художникам создавать значительные произведения.   
         Душевной теплотой и лиричностью трогают зрителя лёгкие и стремительно написанные акварели Клавдии Тимофеевой той поры. На них изображен нехитрый быт первоцелинников: армейские палатки, из трубы наспех сложенной прямо среди поля печки вьётся дымок. А вокруг- до горизонта поля, бескрайний простор которых безбрежен, словно право человека на счастье. Эти акварели словно излучают ощущение света, счастья, простора и молодости.
         Своеобразие   почерка, живописной техники и манеры, богатство палитры, которые использовала Клавдия Петровна для достойного отображения целинной эпопеи поистине поразительно!
       
         Потом, позже, когда придет пора масштабного художественного осмысления свершившегося, - будут у Клавдии Петровны значительные живописные полотна на целинную тему.
         
   



      P.S.   В биографии К.П. были «сомнительные» по тем временам факты:
        Она училась в Киевском художественном институте (1933-1944гг с       перерывом). В годы ВОВ в оккупированном Киеве (1941-1943гг) работала («пропитания ради») на киевской бирже труда регистратором и курьером.
        После освобождения Киева (в 1943г) была зачислена на пятый курс КХИ. При   этом работала художником политбюро Первого украинского фронта. В Новосибирске жила и работала-с 1944, куда уехала из опасения ареста за сотрудничество с фашистскими оккупантами. Обычно старалась вести себя тише воды, ниже травы, по словам искусствоведа П.Д. Муратова. Но с энтузиазмом поддерживала все начинания руководства.      
     В 1960 году была в числе пяти представителей новосибирских художников  была депутатом и принимала участие в работе учредительного съезда Союза художников РСФСР. 



                Иллюстрация: «На целинных землях.1950-е», холст, масло
                К.П. Тимофеева (1915-1992гг)
                Новосибирский Художественный музей


Рецензии