Два лика одной души
И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел.
Каин сильно огорчился, и поникло лице его" (Быт.4:3-5).
Библейский рассказ о Каине и Авеле — это не только история первых братьев и первого убийства, но и символическое отражение двух состояний человеческой души.
Каин был земледельцем, Авель — пастухом. Оба принесли дары Господу, но их отношение было разным: Каин принес плоды земли, как бы «по обязанности», тогда как Авель принес лучшее из своего стада. Поэтому один дар был принят, а другой отвергнут. В этом различии проявляется архетипический паттерн: не то, что мы делаем, а как мы это делаем, определяет отклик Реальности.
Каин символизирует в человеке ту часть души, которая действует формально, без глубины, не вкладывая всего себя в дело. Но при неудаче он ищет виноватых вовне, обвиняет мир и других людей. В конечном счете эта энергия ведет к разрушению — внешнему или внутреннему.
Авель же олицетворяет другое состояние души. Это способность отдавать лучшее, действовать искренне, без оглядки на результат. Такой подход рождает гармонию с реальностью и открывает путь к принятию и благословению.
Эта история показывает, что каждый человек носит в себе обоих братьев. Внутренний «Каин» склонен оправдываться, завидовать и разрушать; внутренний «Авель» готов приносить лучшие плоды своего труда и сохранять верность истине. Жизнь постоянно ставит нас на выбор между этими двумя полюсами.
Библейский архетип предупреждает: если дать волю «Каину», последствия будут тяжелыми и разрушительными. Но если в решающий момент включить в себе «Авеля», тогда усилия обретают смысл, а человек оказывается в согласии с реальностью и Богом.
Свидетельство о публикации №225091700033
Здесь действуют оба и действуют равнозначно в разных категориях. Если уйти от догматики, то в этом примере нравственная оценка размыта, затемнена; критический ум здесь не находит опоры и вопросов больше, чем ответов.
А тема поднята вами в интересном ключе...
Глеб Тропин 17.09.2025 07:35 Заявить о нарушении
" Критический ум" для веры, как гири для крылатой человеческой души. Ум даёт сомнения, он слишком приземлен. Одним умом невозможно подняться и на вершок над землёю, земными заботами и чаяниями.
Вы говорите о неопределённости результата. Мне кажется, в бытовом смысле, это не является проблемой даже и для ума среднего, так сказать, уровня. Приложите к инстинктам знание и сносный характер, и вы уже скоро научитесь прогнозировать результат. Однако, результат этот будет бытовым, не более.
В духовной же сфере законы значительно проще, поскольку подразумевают интимность, осознание себя в диалоге с Творцом. Здесь, в этой плоскости взаимоотношений остаётся место только одной лжи: самому себе. И если по отношению к собеседнику вы имеете право строить свои собственные конструкции, то перед Богом неминуемо должны пасовать, если вы христианин. И если вы - христианин, то умеете ценить именно возможность общения с Богом напрямую, путём молитвы. (Меня всегда поражало и поражает это незаслуженное ничему право).
Здесь мне неуместно будет рассказывать байки в подражание почти отработанному нами стилю общения, но вот о чем хочется сказать именно о сомнениях ваших в перспективе ожиданий.
( Целый рой мыслей, а надобно выбирать).
Короче, о перспективе ожиданий. Скажу о собственном опыте, когда результат превосходит всякие ожидания. Боюсь, что это - не то, что вы хотели бы услышать, но тем не менее...
Есть в христианстве простая молитва, называемая Иисусовой. Я "занимался" ею не более, чем проводил время на тренировках. Я, от настоящих молитвенников, знал, что результат возможен и для меня. Но никак не ожидал, что так быстро.
Именно в этом месте и правильная задача, и исполнение, если мы с вами не о быте говорим. Понимаю, что подобные слова могут приниматься, как некая экзальтация. Но, уверяю вас: результат неизбежен. И настолько впечатлителен, что не остаётся уже никаких сомнений в том, что у каждого правильного действия есть положительный результат. Как, впрочем, у каждого отрицательного - отрицательный, как бы мы себя при этом не оправдывали.
Глеб Тропин 17.09.2025 22:17 Заявить о нарушении
Того, что вы делаете - нет. Просить снисхождения Святого Духа перед купанием ли, по прохождению ли метров - глупо. Я это принимаю или как духовную пустоту, или как стёб, насмешку, обезьянье издевательство. Удивительно и страшно подумать, как вы живете в этой кутерьме, в этой самонадеянной запутанности!
Вы, называющий себя христианином, хотя бы Символ веры знаете ли?
Кажется мне, что этот вопрос - риторический...
Глеб Тропин 18.09.2025 14:34 Заявить о нарушении