Судьба потомков Ивана Сусанина

  Царь и великий князь, Михаил Фёдорович Романов, и мать его, великая инокиня Марфа Ивановна, осенью 1619 года отправились из Москвы в Костромские пределы, на реку Унжу, чтобы в обители Макария Унженского совершить благодарственные молебны по случаю благополучного возвращения из польского плена отца царя Михаила, боярина Фёдора Никитича Романова. По Деулинскому перемирию боярина Фёдора Романова обменяли на польского полковника Струся, который был комендантом Московского Кремля при царе польском королевиче Владиславе Сигизмундовиче (с 1610 по 1612 год).

  Во время посещения Романовыми родового села Домнино, крестьянин Богдан Сабинин рассказал Марфе Ивановне о том, что происходило в Домнино 7 лет тому назад: в Домнино в конце ноября 1612 года приходили поляки и они искали боярина Михаила Романова. Поляки спрашивали тестя Богдана Сабинина, старосту села Домнино Ивана Сусанина, но Сусанин не сказал полякам где в это время был боярин Михаил Романов, за это поляки его зверски мучили и убили. До встречи Марфы Ивановны с Богданом Сабининым, Романовы об этом НИЧЕГО не знали.   

  2 ноября 1619 года Романовы вернулись в Москву, а 30 ноября 1619 года царь Михаил Фёдорович издал указ, в котором пожаловал Богдану Сабинину, зятю Ивана Сусанина, "в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ». «И на детях его и на внучатах и на правнучатах никаких наших податей, кормов и подвод и наметных всяких столовых и хлебных запасов и городовые поделки и в мостовщину и в иные ни какия подати имать с них не велели, велели им полдеревни той обелить». «За терпение его (Ивана Сусанина), за кровь и за смерть». «А будет наше село Домнино в который монастырь в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ ни в который монастырь с тем селом отдавати не велели. Велели по нашему царскому жалованию владеть ему Богдашке Сабинину и детям его и внучатам и правнучатам и род их во веки неподвижно". (В то время, в деревне Деревнищи, было всего три крестьянских двора)

  Так с 1619 года крестьянин Богдан Сабинин и его семья стали «белопашцами», то есть свободными крестьянами не несущими никаких повинностей. Но прошло 14 лет и великая старица, инокиня Марфа Иоанновна, мать царя Михаила Фёдоровича, завещала всю Домнинскую вотчину, в которую входила и деревня Деревнищи, Московскому Новоспасскому монастырю. 27 января 1631 года Марфа Иоанновна скончалась и получилось, что вольно или невольно она взяла на свою душу грех, который имел потом большие последствия. Настоятель Новоспасского монастыря тут же «очернил» потомков Сусанина, то есть возложил на них, как и на всех остальных крестьян различные повинности в пользу монастыря.

  Чтобы защитить свои права, своих детей и внуков, вдове Богдана Сабинина, Антониде,  пришлось отправиться в Москву и подать челобитную царю Михаилу, в которой она указала на совершенную несправедливость. Царь Михаил Фёдорович 30 января 1633 года выдал Антониде новую жалованную грамоту: «вдову Автонидку и с детьми её с Данилкой да Костькою» царь пожаловал «вместо тое деревни Деревнищ…в Костромском уезде села Красное, присёлка Подольского пустошь Коробово в отчину и в род их во веки недвижно» с подтверждением всех привилегий дарованных грамотой от 1619 года.

  Вероятно и в Коробово на семью потомков Ивана Сусанина пытались возложить какие - то повинности и Антониде вновь пришлось обратиться с жалобой к царю, поэтому 5 августа 1644 года царь Михаил Фёдорович выдал вдове Богдана Сабинина Антониде ещё одну грамоту о даровании ей с потомством дополнительных прав, которые освобождали их деревню Коробово от въезда воевод, сыщиков, старост, стрельцов и пушкарей.

  Дочь Сусанина Антонида Ивановна умерла в середине XVII века и была похоронена на приходском кладбище в селе Прискоково, там же были похоронены её дети: Даниил и Константин, а также её внуки и правнуки. От Даниила и Константина Сабининых пошли две ветви потомков Ивана Сусанина и до начала XX века жители села Коробово помнили кто из них Даниловичи, а кто Константиновичи.

  Один из потомков Иванс Сусанина, праправнук Иван Лукоянов сын Сабянин, купил землю в селе Сидоровском и там поселился. Местные крестьяне попытались наложить на него общее тягло (повинности), Иван Лукоянов пожаловался на это императрице Анне Иоанновне. По её  указу от 19 мая 1731 года было велено: "Ивана Луоянова сына Сабинина по силе означенных данных прадеду его жалованных грамот в том селе Сидоровском в тягло не класть и на работы со крестьяны не понуждать". 
 
  Ещё со времён указа царя Михаила Фёдоровича от 1644 года, потомство Богдана Сабинина стало подчиняться только ведомству и суду царского Большого Двора. Позднее цари и великие князья Иоанн и Пётр Алексеевичи своей грамотой от сентября 1692 года подтвердили все привилегии, дарованные потомкам Богдана Сабинина царём Михаилом Фёдоровичем.

  В село Коробово стали заселяться пришлые и императрица Екатерина II подписала грамоту от 8 декабря 1767 года, которая подтверждая все ранее выданные потомкам Сусанина грамоты, под страхом императорского гнева повелевала коробовским белопашцам ни под каким видом не принимать в это звание никого посторонних. Число жителей села Коробово увеличилось, а их земельный был всего 98 десятин на 105 мужиков. Император Николай I 14 марта 1837 года выдал коробовским белопашцам свою грамоту, которой подтверждал все полученные ранее привилегии и даровал им дополнительно 742 десятины земли. В бытность императора Николая I в Коробово был сооружен и освящен 11 декабря 1855 года деревянный храм во имя святого Иоанна Предтечи. В то время в селе было 37 дворов, но ни одного трактира и ни одной винной лавки, зато была богадельня, которая содержалась на средства крестьян села.

  Все царские жалованные грамоты, начиная с первой, выданной зятю Ивана Сусанина, Богдану Сабинину и его вдове Антониде, затем и их потомкам хранились у потомков Ивана Сусанина. Когда был сооружен храм Иоанна Предтечи, все грамоты были отданы в храм:

1)Грамота царя и великого князя Михаила Фёдоровича от 30 ноября 1619 года.

2)Грамота царя и великого князя Михаила Фёдоровича от 30 января  1633 года.

3)Грамота царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей от сент. 1692 года.

4)Грамота императрицы Екатерины II от 8 декабря 1767 года. (в серебряном футляре)

5)Грамота Императора Николая I от 14марта 1837 года (в серебряном футляре)

  18 августа 1858 года село Коробово посетил император Александр II с супругой Марией Александровной. При этом оказалось, что из – за долгого отсутствия (почти 200 лет) в  селе храма очень многие коробовцы были совращены в раскол. В селе Коробово активно действовала религиозная секта странников (бегунов). Поэтой причине многие из коробовцев при встрече с Высочайшими Особами не выразили им должных верноподданнических чувств. Кроме того оказалось, что в селе Коробово многие семьи даже укрывали преступников. И поэтому в 1859 году 17 семей (из 37) из села Коробово были выселены по Высочайшему повелению в низовые приволжские и центральные губернии России. Вместе с тем губернским властям были представлены права свободного въезда в Коробово по своему усмотрению без испрашивания на то особого разрешения от министра императорского двора, как это было заявлено в грамоте от 1644 года. 

  В 1911 году в селе Коробово жило 257 крестьян (120 мужчин и 137 женщин). Материальное положения крестьян было невысокое из - за недостатка земли, которая была раздроблена на небольшие земельные участки. Прироста населения в селе почти не было (за 70 лет село увеличилось только на 31 человека). Коробовские девушки очень дорожили своим льготным положением и не желали выходить замуж в другие сёла. Таким образом, льготы, дарованные царями коробовцам оказались причиной их низкого благосостояния.

 По переписи 1920 года в селе Коробово было 22 двора в них проживало 52 мужчины и 58 женщин, по переписи 1924 года в селе 22 двора и проживало 60 мужчин и 65 женщин, по переписи 1927 года в селе 20 домов в них проживало 49 мужчин и 62 женщины.   

 В наши времена население деревни Коробово составляет:

2002 год – 9 человек.

2008 год – 4 человека

2010 год – 4 человека

2014 год – 3 человека

2020 год – 1 человек.


Рецензии
Благодарен за такой подробный рассказ, в Сусанинском районе был, когда с Виктором Боковым ездили по Некрасовским местам Костромской области с выступлениями.Такая славная история семьи и села , и печальная концовка. К сожалению при Ельцине был полный разгром русской деревни и многие сёла сократились, а десятки тысяч деревень исчезли из-за того, что при либералах было забито 11 миллионов коров и опустели фермы, не было работы дояркам. Из-за полного разгона колхозов и совхозов в десятках областей остановились зернотока, стали запустевать луга и даже поля , влоть до того , что в иных областях уже ни одного га картофеля не посажено и ни одного га зерновых не посеяно. Из-за разгона леспромхозов целые посёлки, как и села, остались без работы, а уже после Ельцина в 2000-м была разогнана и 200 лет существовавшая за исключением ленинских лет громадная Федеральная служба лесного хозяйства. уволены 83 тысячи лесников и в тысячу раз сокращенно количество лесничеств. Леса остались без охраны и всякие проходимцы даже заповедные боры рядом с сёлами и деревнями стали под чистую вырубать и даже там, откуда народ корзинами носил белые грибы. рыжики-боровики, голубику. чернику и бруснику. были поляны земляники, потерявшие всё человеческое рвачи устроили карьеры и даже свалки. Народ взвыл, но народ никто уже не слушал.О крестьянской общине, которая имела права на все окрестные поля, луга и леса, об удивительно ухоженных удельных лесах остались одни воспоминания. Как Мамай прошли по Руси либералы. В одном только регионе закрыв 17 лесозаводов, десять птицефабрик и 15 роддомов. К этому добавить, что при Медведеве были отданы Норвегии исконные в течении 400 лет рыбные промыслы у острова Медвежий и от него до Груманта-Шпицбергена. Народ оставили без рыбы , а ещё на закате Союза Горбачёв в Шеварнадзе подарили США громадную акваторию Берингова моря, простиравшуюся до Алеутских островов, то , что царь оставил за Россией при продаже Аляски и где добывалось до 450 тонн рыбы. Вот почему рыбные прилавки опустели и самая дешёвая рыба и та стала дорогой. народ посадили на голодный паёк, на турецкую и египетскую плохую картошку вместо хорошей до 5-7 сортов своей, хотя у меня на родине картофель в полях крестьян "Императорка" царствовала с 1775 года. В Великом Устюге не рады Деду Морозу потому, что многим ли он может дать рабочие места, а 2 трети народа работали на судоремонтно-судостроительном заводе. Было два речных училища. Всё позакрывали а на Красавинском льнокомбинате 3 тысячи ткачих выгнали на улицу. Вот что сделали либералы с Россией. Вам успехов на Вашем поприще на ниве истории. Если краеведение и история ещё как-то теплятся, то публицистика и литература в целом опущены ниже плинтуса: 30 лет не платят гонорары, разогнаны многие газеты, журналы, издательства и то, в котором я 10 лет работал редактором. У писателей отняли построенные на писательские деньги поликлинику и больницу Литфонда и Дома творчества. в одной Москве несколько 6-тиэтажных домов, да все права и льготы , из полноценного творческого союза сделав совершенно бесправную общественную организацию. Всего Вам наилучшего! С уважением

Валентин Суховский   06.10.2025 21:56     Заявить о нарушении
Большое Вам спасибо, Валентин, за такой прекрасный отзыв!

Николай Павлов Юрьевский   18.09.2025 20:20   Заявить о нарушении