Судьба потомков Ивана Сусанина
Во время посещения Романовыми родового села Домнино, крестьянин Богдан Сабинин рассказал Марфе Ивановне о том, что происходило в Домнино 7 лет тому назад: в Домнино в конце ноября 1612 года приходили поляки и они искали боярина Михаила Романова. Поляки спрашивали тестя Богдана Сабинина, старосту села Домнино Ивана Сусанина, но Сусанин не сказал полякам где в это время был боярин Михаил Романов, за это поляки его зверски мучили и убили. До встречи Марфы Ивановны с Богданом Сабининым, Романовы об этом НИЧЕГО не знали.
2 ноября 1619 года Романовы вернулись в Москву, а 30 ноября 1619 года царь Михаил Фёдорович издал указ, в котором пожаловал Богдану Сабинину, зятю Ивана Сусанина, "в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ». «И на детях его и на внучатах и на правнучатах никаких наших податей, кормов и подвод и наметных всяких столовых и хлебных запасов и городовые поделки и в мостовщину и в иные ни какия подати имать с них не велели, велели им полдеревни той обелить». «За терпение его (Ивана Сусанина), за кровь и за смерть». «А будет наше село Домнино в который монастырь в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ ни в который монастырь с тем селом отдавати не велели. Велели по нашему царскому жалованию владеть ему Богдашке Сабинину и детям его и внучатам и правнучатам и род их во веки неподвижно". (В то время, в деревне Деревнищи, было всего три крестьянских двора)
Так с 1619 года крестьянин Богдан Сабинин и его семья стали «белопашцами», то есть свободными крестьянами не несущими никаких повинностей. Но прошло 14 лет и великая старица, инокиня Марфа Иоанновна, мать царя Михаила Фёдоровича, завещала всю Домнинскую вотчину, в которую входила и деревня Деревнищи, Московскому Новоспасскому монастырю. 27 января 1631 года Марфа Иоанновна скончалась и получилось, что вольно или невольно она взяла на свою душу грех, который имел потом большие последствия. Настоятель Новоспасского монастыря тут же «очернил» потомков Сусанина, то есть возложил на них, как и на всех остальных крестьян различные повинности в пользу монастыря.
Чтобы защитить свои права, своих детей и внуков, вдове Богдана Сабинина, Антониде, пришлось отправиться в Москву и подать челобитную царю Михаилу, в которой она указала на совершенную несправедливость. Царь Михаил Фёдорович 30 января 1633 года выдал Антониде новую жалованную грамоту: «вдову Автонидку и с детьми её с Данилкой да Костькою» царь пожаловал «вместо тое деревни Деревнищ…в Костромском уезде села Красное, присёлка Подольского пустошь Коробово в отчину и в род их во веки недвижно» с подтверждением всех привилегий дарованных грамотой от 1619 года.
Вероятно и в Коробово на семью потомков Ивана Сусанина пытались возложить какие - то повинности и Антониде вновь пришлось обратиться с жалобой к царю, поэтому 5 августа 1644 года царь Михаил Фёдорович выдал вдове Богдана Сабинина Антониде ещё одну грамоту о даровании ей с потомством дополнительных прав, которые освобождали их деревню Коробово от въезда воевод, сыщиков, старост, стрельцов и пушкарей.
Дочь Сусанина Антонида Ивановна умерла в середине XVII века и была похоронена на приходском кладбище в селе Прискоково, там же были похоронены её дети: Даниил и Константин, а также её внуки и правнуки. От Даниила и Константина Сабининых пошли две ветви потомков Ивана Сусанина и до начала XX века жители села Коробово помнили кто из них Даниловичи, а кто Константиновичи.
Один из потомков Иванс Сусанина, праправнук Иван Лукоянов сын Сабянин, купил землю в селе Сидоровском и там поселился. Местные крестьяне попытались наложить на него общее тягло (повинности), Иван Лукоянов пожаловался на это императрице Анне Иоанновне. По её указу от 19 мая 1731 года было велено: "Ивана Луоянова сына Сабинина по силе означенных данных прадеду его жалованных грамот в том селе Сидоровском в тягло не класть и на работы со крестьяны не понуждать".
Ещё со времён указа царя Михаила Фёдоровича от 1644 года, потомство Богдана Сабинина стало подчиняться только ведомству и суду царского Большого Двора. Позднее цари и великие князья Иоанн и Пётр Алексеевичи своей грамотой от сентября 1692 года подтвердили все привилегии, дарованные потомкам Богдана Сабинина царём Михаилом Фёдоровичем.
В село Коробово стали заселяться пришлые и императрица Екатерина II подписала грамоту от 8 декабря 1767 года, которая подтверждая все ранее выданные потомкам Сусанина грамоты, под страхом императорского гнева повелевала коробовским белопашцам ни под каким видом не принимать в это звание никого посторонних. Число жителей села Коробово увеличилось, а их земельный был всего 98 десятин на 105 мужиков. Император Николай I 14 марта 1837 года выдал коробовским белопашцам свою грамоту, которой подтверждал все полученные ранее привилегии и даровал им дополнительно 742 десятины земли. В бытность императора Николая I в Коробово был сооружен и освящен 11 декабря 1855 года деревянный храм во имя святого Иоанна Предтечи. В то время в селе было 37 дворов, но ни одного трактира и ни одной винной лавки, зато была богадельня, которая содержалась на средства крестьян села.
Все царские жалованные грамоты, начиная с первой, выданной зятю Ивана Сусанина, Богдану Сабинину и его вдове Антониде, затем и их потомкам хранились у потомков Ивана Сусанина. Когда был сооружен храм Иоанна Предтечи, все грамоты были отданы в храм:
1)Грамота царя и великого князя Михаила Фёдоровича от 30 ноября 1619 года.
2)Грамота царя и великого князя Михаила Фёдоровича от 30 января 1633 года.
3)Грамота царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей от сент. 1692 года.
4)Грамота императрицы Екатерины II от 8 декабря 1767 года. (в серебряном футляре)
5)Грамота Императора Николая I от 14марта 1837 года (в серебряном футляре)
18 августа 1858 года село Коробово посетил император Александр II с супругой Марией Александровной. При этом оказалось, что из – за долгого отсутствия (почти 200 лет) в селе храма очень многие коробовцы были совращены в раскол. В селе Коробово активно действовала религиозная секта странников (бегунов). Поэтой причине многие из коробовцев при встрече с Высочайшими Особами не выразили им должных верноподданнических чувств. Кроме того оказалось, что в селе Коробово многие семьи даже укрывали преступников. И поэтому в 1859 году 17 семей (из 37) из села Коробово были выселены по Высочайшему повелению в низовые приволжские и центральные губернии России. Вместе с тем губернским властям были представлены права свободного въезда в Коробово по своему усмотрению без испрашивания на то особого разрешения от министра императорского двора, как это было заявлено в грамоте от 1644 года.
В 1911 году в селе Коробово жило 257 крестьян (120 мужчин и 137 женщин). Материальное положения крестьян было невысокое из - за недостатка земли, которая была раздроблена на небольшие земельные участки. Прироста населения в селе почти не было (за 70 лет село увеличилось только на 31 человека). Коробовские девушки очень дорожили своим льготным положением и не желали выходить замуж в другие сёла. Таким образом, льготы, дарованные царями коробовцам оказались причиной их низкого благосостояния.
По переписи 1920 года в селе Коробово было 22 двора в них проживало 52 мужчины и 58 женщин, по переписи 1924 года в селе 22 двора и проживало 60 мужчин и 65 женщин, по переписи 1927 года в селе 20 домов в них проживало 49 мужчин и 62 женщины.
В наши времена население деревни Коробово составляет:
2002 год – 9 человек.
2008 год – 4 человека
2010 год – 4 человека
2014 год – 3 человека
2020 год – 1 человек.
Свидетельство о публикации №225091700396
Валентин Суховский 06.10.2025 21:56 Заявить о нарушении
Николай Павлов Юрьевский 18.09.2025 20:20 Заявить о нарушении