Там чудеса, там леший бродит 2023 год
«Но есть такое там, и этим путь хорош…» Действительно, «там» «такого» - сколько хочешь, один леший … нет, не так – Леший – чего стоит! Но, переиначивая Ю.Визбора, скажу, что «такое» есть не только «там», но – везде … почти везде.
Почти – потому, что «цивилизация», и что обидно, далеко не в лучших своих проявлениях, стремительно и неотвратимо осваивает самарские пригороды, сокращая «ареал» самодеятельного - активного, как принято говорить - отдыха на природе.
Нужно только постараться видеть «такое» в, казалось бы, обычных ландшафтах. А уж где именно ты его увидел – не столь важно.
------------------
По дороге в окно автобуса особенно-то и не глядел, предусмотрительно захватив с собой книжку. Про «Толстяка» не знаю, но с ироничным детективом время и правда летит незаметно, и вот уже – поворот, где отзывчивый водитель притормозил, высаживая меня у начала грунтовки, ведущей «туда».
Едва отойдя от асфальта, испытал ощущения, схожие с теми, что случались по возвращению из таёжного далека в город самолётом: раз – и ты уже в совершенно другом мире. Но в отличие от самолётной эпопеи теперешний переход из одной реальности в другую был насыщен исключительно положительными эмоциями. И запахом озона. А тут ещё – второй завтрак «на обочине»…
Последний раз бродил в этих краях в начале осени 20-го года, о чём позже вспоминал в ЖЖ. Кое-что за это время изменилось: ещё больше заросла дорожка по оврагу (как там у А.Барыкина: «… трава по по-о-ояс…); поднялись над землёй молодые всходы самосевной сосны на давно заброшенном поле; какие-то сво… добрые люди старательно запахали грунтовку, что тянулась по южному краю поля мимо берёзовой «изгороди». Кстати, эти молодые берёзы благополучно пережили знойный 2010-й год: ни одного засохшего дерева.
А, казалось бы, посажены они краем поля на открытом продуваемом месте. Вон – в плотном древостое леса неподалёку отсюда уцелели редкие белостволины, а основная их масса (подчас таки-и-ие великаны попадаются!) устилают землю в виде мятых берестяных труб с трухлявой сердцевиной.
Жёлтой листвы сейчас полно и на асфальте тротуаров, но в городской суете не слишком обращаешь внимание на признаки приближающейся осени. А в лесу они – повсюду. Хвощ бледнеет, а папоротник набирает все оттенки жёлтого, которые без таблицы RAL и не знаешь, как назвать. И вверху – уже не лето: лес, недавно ещё зелёный, издалека выглядит меланжевым, готовясь к переходу на осеннюю «форму одежды».
Поэтому так неожиданно – цветущая ежевика! Не иначе, второе дыхание открылось - ещё бы, жара-то какая в августе стояла! Да только, боюсь, ничего путного из этого не выйдет – в смысле, ягод. Пошарил рукой в листве – увы! И как шутка-насмешка (интересно, чья?!) – торчащая из ежевичного куста гроздь «ягод» репейника.
Вообще, с цветами в это время года здесь – не очень… А те, что попадались по пути – какие-то невзрачненькие. Исключением были вот эти, их Интернет золотарником определил. А те – хоть уже не цветы, но, помнится, в зимнем букете хорошо смотрелись.
Впрочем, при большом желании к цветочкам можно и подсолнухи отнести. С этими-то было всё в порядке.
К хлебопашцам-хлеборобам у меня отношение неоднозначное. С одной стороны … Хотя, нет - и с одной, и со второй, и со всех остальных сторон подсолнухового поля грунтовка вдоль опушки леса оказалась запаханной. Ну, ничего, нам не впервой.
Вот, только, нужный мне свороток в лес с восточного края поля я не нашёл. А жаль, ведь до него, если судить по карте, шагать гораздо ближе, чем до западного своротка. Ладно ещё, эта западная дорога (а куда деваться? – пришлось искать её) на опушке леса обнаружилась быстро. Видимо – подумал я в тот момент - ею ещё пользуются. На это указывает убранный на обочины валежник и относительно свежие спилы лесин, упавших поперёк дороги на манер шлагбаумов.
Но следов колёс что-то не видно, да и прошлогодняя листва в неглубоких колеях осталась нетронутой. Зато по осевой линии тянется чёрная тропа: лиственный опад сметён, выбит до земли, очевидно, копытами косуль и кабанов. Пишу «очевидно», т.к. следов человека мои очи не видели, а звериные нет-нет да попадались. Ну, а раз следы есть – стало быть, и сами они где-то поблизости.
Вокруг подсолнухового поля копытное зверьё добавило рыхлости запаханным дорогам. Вот, уж, действительно: контрольно-следовая полоса. Но ушасто-рогатые «нарушители границы» в набегах на созревающий подсолнечник пересекали пашню поперёк, а мне пришлось месить её ногами вдоль…
На овражистом участке грунтовка пробивала себе путь через заросли высокой осоко-подобной травы и папоротника, «подлеском» у которого – ковёр хвоща. И, вот, через эти-то заросли поперёк дороги то и дело попадались звериные топтанки – коридоры. Именно, коридоры: обочинный папоротник местами поднимался выше моего роста! Кто конкретно эти дорожки топтал, сказать не берусь, но ясно, что копытные.
Одну косулю я видел, ещё две подали голос из глубины леса. Услышав первую, громко переспросил: «Чего-чего, не понял? Повтори!». А на грозный рык второй, набрав в лёгкие воздуха побольше, рявкнул в ответ, что было мочи. Ишь, чего – пугать он(а) меня будет! Да, я сам кого хошь!.. Прислушался: тишина. То-то же!
Кабанов не видел, да и «пашни» их попадались на глаза нечасто. Отметив на ходу это обстоятельство, предположил, что причина – отсутствие дубов в округе. Повертел головой туда-сюда: справа и слева от дороги – кленовики с примесью берёзы, липы; ещё немного ильмовых и лещины. Ну, точно: хрюшкам здесь просто корма не хватает (до чего ж я наблюдательный, до чего ж догадливый!). Ага! Буквально, через пяток метров, прямо посреди дороги на грунтовом пятачке, словно, специально очищенном от жухлой листвы, - жёлудь! Ехидный такой – крупный, глянцевый!
Ладно, жёлудь – может быть, это случайность, а не ироничное «хи-хи» здешнего Лешего. Но встреченная вскоре плотно-рядовая, частая дубовая посадка – это как? (Правда, дубовую «национальность» молодых деревцев определил не сразу, т.к. их кроны основательно прорежены, похоже, шелкопрядом. Выручила прошлогодняя листва узнаваемой формы, сплошь укрывшая землю под ногами и в междурядьях.) Ну, вот – опять «уверенность» и «потрясение».
Насчёт потрясения – это, пожалуй, преувеличение. Вот, если бы – Дуб и «златая цепь на Дубе том», тогда… А этот частокол и дубами-то назвать сложно, и их веточки – прутики вряд ли Русалку выдержат.
Гм, что-то там полно погнутых и поломанных веток… Да нет, быть этого не может…
То ли дело раньше, когда тут настоящий лес шумел – тот самый, в котором не лесорубы хозяйничали, а … сами знаете, кто. Эх, от тех дубрав сейчас мало, что осталось.
И тем не менее, пригляд даже за таким лесом нужен. Тут ведь и зверьё всякое, и птицы разные пристанище нашли. К слову – о пернатых: и видел, и слышал, и не мелочь какую-нибудь. Когда ненадолго стих ветер, из присмиревших крон донеслось короткое «бульканье» ворона. А позже впереди через дорогу прохлопала крыльями глухарка. Так, что лесу без Хозяина – никак. Понятно, не любит он себя афишировать, но если подумать хорошенько, да приглядеться повнимательнее…
Вот, скажите на милость, что это за вертикальный шлагбаум такой с односторонним – верхним – креплением (а лесина эта метров на пять в небо устремлена)? Да ещё если учесть, что нижний конец возвышается над землёй на полтора метра. Машина тут явно не проедет… без последствий. И человек сможет пройти не иначе, как поклонившись лесу, то есть, уважение проявить к его Хозяину.
С другой стороны, уж на что внимательно я смотрел по сторонам: тут - чтобы свороток наезженной колеи заметить, там - чтобы нужную дорожку с поля не пропустить, а всё впустую. Но значит ли это, что их там не было? А может, кто глаза мне отвёл – просто так, ради озорства? И потом подглядывал на мою озабоченную физиономию из-за коряжины или из норки какой, хихикая в кулачок - а?
Лесная грунтовка, по которой отправился в обратный путь, напомнила мне иные уральские стёжки-дорожки, ведущие «в никуда». Вначале, а это примерно четверть пути, она представляла собой (как отметил выше) чистый лесной коридор, контрастирующий с валежистым чертоломом за обеими обочинами.
Следующая четверть дороги – травянистая, пусть старая, но отчётливая колея, где ещё немного просматривалась звериная топтанка. Дальше дорога заросла травой полностью, и на участке высокотравного редколесья нужное направление отслеживал большей частью интуитивно, нежели визуально. Наконец, последняя четверть – разухабистая заросшая колея с периодически появляющимися следами грузовика, забравшегося в лес явно со встречного направления. Примечательно, что на всём протяжении этой разномастной дороги не усмотрел ни одного своротка, куда бы перед заросшим участком мог уйти транспорт, для которого дорогу в её начале чистили от валежника. Это – как понимать?
Ну, если уж грешить на Лешеньку, то не могу не сказать ещё, вот, о чём. Собрался, значит, я пообедать, когда дошёл до поворотной точки, которую накануне пометил на карте. Поднялся от дороги по склону долинки, где заприметил несколько сосёнок. Подошёл. Местечко, действительно, симпатичное: под соснами травы не много, и обзор хороший – вон, к северу красота какая!
Одно плохо – ветрено уж очень, с Ю-З та-ак задувает! Защитный экран для горелки, конечно, есть. А себя, любименького, чем экранировать? С таким же успехом можно обедать, пересекая Волгу, на борту «Казанки» с двумя «Вихрями» (или сейчас какие – «Yamaha»?). Не вариант!
Прикинул направление ветра и овражков, веером сбегающих в долину, подхватил рюкзачок и пошёл вниз, рассчитывая оставить Ю-З ветер за спиной (и «с носом»). Так оно и вышло: внизу Ю-З ветра не было. Был ветер С-В, сильный, порывистый и холодный. Твою ж … метеорологию!
Попытка №3. Огляделся. Та-ак, а если попробовать устроиться во-он у той толстой берёзы, что на краю ложбины? Попробовал. Н-да, уклон тут, конечно, и кочка опять же… Ну, и чёрт с ним, главное, от ветра прикрыто. А то вон – слева и справа трава под ветром ложится и кусты трепыхаются. Решено – обедаю здесь, иначе так и буду мыкаться до … полдника.
Разложил шмоточки, приноровился к не-горизонтальности местности. Тут и … ветер стих. Совсем! Штиль называется. Не-ет, это по-другому называется! Сказал бы я, как, но маме обещал матерных слов не произносить. Да, и некогда – вон, сковородочка уже зашкварчила. Приятного аппетита! По мере опустения посуды настроение заметно улучшалось. В итоге даже посмеялся над незадачливыми метео-прогнозистами.
Это – тогда. Сейчас же думаю, что и тут не обошлось без Хозяина леса. А – что? Может, скучно ему было? Туристов-то в этих краях, поди, раз (даже - не два), и обчёлся – когда ещё кто забредёт, да и забредёт ли? Вот, и решил он похулюганничать. По-моему, удалось!
P.S. Хорошо бы не забыть в Ерофеев день «позабыть» на пеньке какое-нибудь угощение. Глядишь, в другой раз нужная дорожка сама под ноги ляжет…
Свидетельство о публикации №225091700403