Рецензия на стих Звонница... Ниммита

Рецензия на стихотворение «Звонница…» Ниммита

Здравствуйте сударыня. Рассчитываете на рецензию? А вот и не угадали, снова будет эпистолярия.
Начинаю с этого благородного обращения «сударыня», ибо захожу как гость на вашу странницу. И низко кланяюсь. Но вы для меня явление, выходящее за рамки правил и приличий. Вы – Цыпа, Кликуша, Психея, Живица, Глас, Чудовеще, ну ладно, и Богатырша. Теперь ещё и Звонница… То, что звать вас Ниммита и ежу понятно, но любы мне ваши художественные образы и различные воплощения.
Возвращаюсь с опаской. Чувства, как у сталкера с одноимённого фильма, идущего в Зону – в инобытие, иносознание, иноязык. Одновременно: «и хочется, и колется». Неизвестное настораживает, чудесное манит, притягивает. Не так просто мне попасть к вам, чтобы выбраться из чащи ума на простор души. Но проблема даже не в уме, она в «эго», о чём и поведаю по ходу написания реце… рецепта к исцелению. Да помню я, помню, что сел за написание рецензии.
- Чего вдруг такая боязливость и столько предосторожностей, мой шипяще-шипастый друг? – вскинете вы бровь, прекрасно сознавая как вы опасны.
Допускаю, что для многих праздношатающихся писак и пиитов этой литературной «ярмарки тщеславия» посещение храма и капища является прогулкой, экскурсией, то есть бегством от скуки или поиском познавательной информации, но не событием из ряда вон. Я же чувствую иначе и подхожу к вопросу серьёзнее, моя задача – пройти по минному полю и выйти к Храму Языка, попасть в святилище. Причаститься и приобщиться к таинству творчества. А сверхзадача – зная, что подорвёшься, всё же, рискнуть, отважиться и стать мучеником минуя ученичество, в надежде обрести благодать.
«Заходи ко мне на огонёк…» Ага, сейчас, только разбегусь, вот только сначала нужно восстать из пепла после предыдущего горнила – прошлого опыта игры «с огоньком».
Да на что нам другие, я о себе. Со мной так: зашёл, потоптался глазами, ощутил контакт, погиб. Заключение о смерти: в результате взрыва мозга. Каждый раз, начиная с первой встречи, разлетаются мои мозги после прочтения вашей «стихопрозы», потом ходи собирай. Думаете легко и просто соскребать их с каждой строчки, особенно выковыривать из многоточий… Знаю, вы так не думаете, потому что совсем не вспоминаете обо мне и нисколько не жалеете искалеченного, а даже радуетесь. У вас-то нескончаемое ликование небось, праздник, который всегда с вами. А радуетесь тому, что все подобные эгоистические поползновения, мучения и опасения не во вред, а во благо. Ну да, взорвался – значит было чему взрываться и высвобождаться, значит, принесена жертва на алтарь, а не просто нескончаемое ни к чему не обязывающее бла бла бла.
Вот сколько раз мне пришлось уже погибнуть после ваших прикасаний и поцелуев – по числу прочтений стихотворений. А сколько ещё предстоит! Поскольку после гибели случается возрождение, то я безответственно заявляю, что рад такому ходу событий. Нахожусь в процессе исцеления. Увы, я упёртый и тупенький, потому процесс затягивается, а когда удастся пробудиться, лишь Даймону моему известно.
Находясь в сумерках пещеры, в окружении теней и привидений, приходиться учиться при помощи граблей и повторений, а выбираясь из норы на путь, к свету, появляется способность заигрывать с солнечными зайчиками, золотыми рыбками и жар-птичками. Они со мной играют, а я вроде как ловлю их, неся всякий вздор и испытывая детский трепет чувств. Проверено – мины есть, и они настоящие, но испытано на себе – опасения «до» сменяются доверием «после». А чтобы случилась хоть какусенькая трансформация, нужно-таки умереть и возродиться.

И услышал я: ОООММММ… Нет, послышалось. Прислушался – это был звон… По ком звучит колокольчик?  И где источник? В сердце же! И вспомнил о вас. Звук колокольчика зовёт туда, где простор, где восторг. Зов в перезвоне колоколов со звонницы. А за тем последует осознание вызова. О тебе, для тебя. Потом взрыв… И вот я здесь, на вашей страннице, на входе воздвигнута Звонница. Странно, прежде я проходил мимо. Но сейчас решил зайти. Эх, ещё бы взойти…

На этот раз не подорвался. Был расстрелян.
Строчит колокольчик… Строчки очередями, отдельные слова – одиночными. Мелькнуло: - Всё, конец - начал терять самоидентификацию. Контрольный в голову – очередь из-под черты:
«на Руси спокон ведётся
  сердце каждого юродца
  божьей звонницей зовётся…»

Я снова немножко умер. То, что воспринимается как смерть и подразумевается мною, когда говорю об этом, является временной смертью «эго», разломом скорлупы личности. Взрыв мозга – это разрыв шаблона, разлетаются не мозги, а содержание мозгов: стереотипы, установки, упаковки, условности. Да, я умер, пусть символически, хоть на мгновение, но без этого никак невозможна трансформация. А иначе зачем ты здесь? Хватит приходить за маленьким, ты достоин большего и лучшего, приди за большим. Ум подбрасывает образы других, их поведение и мотивацию. Обычно как происходит? Прочитал, ум что-то из прочитанного схватил и тащит в себя, пережёвывает и переваривает, примеряет на себя. Или обратное – не хватает и присваивает, а отталкивает, игнорирует, презирает. Достаточно прочитать рецензии и переписку под каждой «стихопрозой» у Ниммиты. И возник посыл. Да иди ты к чёрту со своими рефлексами хватания и реакциями, мнениями и привычками! Ты пришёл к Богу. Ты в Храме. Отпусти всё, что ты собирал и нёс, входи с пустым умом и с лёгким сердцем. Отпусти вес, а главное своё ЧСВ, став невесомым. Невесомость Ниммиты будет тебе эталоном и её звучание будет тебе камертоном.
Ты маленький до тех пор, пока эгоистичен, кем бы ты ни представлялся в мире и неважно в каком статусе. Когда «эго» трещит, лопается, крошится, обнаруживается грандиозное, великолепное и величественное. Тогда выход на уровень сотворчества, провидения, ведания.
Мне возразят, спросив: - Не высоко ли ты поднял планку для Ниммита и её стихотворчества? Не попутал ли двери? Что ты тут о Храме да о Боге кукарекаешь, тут другая обитель – мирская, это литературное сообщество. Отвечу, и у меня два ответа. Первый своими словами, прозаический: Сайт – это социальная площадка для сетевого общения людей, клуб по интересам. Но здесь чудесным образом воздвигнут Храм Языка. Я так чувствую и вижу. А к Храму приходят не из любопытства, интереса, не в поисках удовольствий или популярности, а из нужды, по зову души. Сайт «Проза.ру» - проходной двор, сетевой сквер, где можно погулять, себя показать и на других поглазеть. Я и не обожествляю Ниммита, Боже упаси. Увидьте и поймите (хотя вряд ли, это я сгоряча), что она и её поэзия – портал к душе.
Второй ответ на вопрос о высоко поднятой планке будет словами из песни, поэтический:
«Я однажды проснусь, а вокруг мир другой,
  Светел, чист, бесконечно прекрасен.
  А на троне высоком царица Любовь…
  А на меньшее я не согласен.

  Под хрустальным мостом реки чистой воды
  И никто над цветами не властен.
  И не дерево счастья, а счастья сады.
  А на меньшее я не согласен.»

Звонница. У меня тройственное восприятие, три образа и определения. Место, время, человек. 1) Звонница как место, колокольня – телесность, локация – сердце. 2) Звонница – время службы, ритуал, действие. 3) Звонница – тот, кто осуществляет действие, дёргая за вервь, а в женском роде не звонарь, а звонница. Вервь с колокольчиком – нерв, соединённый с сердцем.
Услышал звон? Пришёл? Постоишь послушаешь? Сможешь подняться на звонницу? А прыгнуть с неё в небо?
Если нет, уходи, тебе ещё рано, а лучше убегай прочь со всех ног, стуча копытами и маша хвостом, забудь, как ты попал сюда. Самовлюблённость и самомнение погонят тебя прочь. Если да, тогда дерзай. Влезай и убьёт. От разрыва сердца или взрыва мозга.
Звон – это призыв и вызов, но ещё раз, манит не Ниммита, манит простор неба, свет Солнца и Луны, чарующие мелодии и чудодейственные мантры, заклинания. Завораживает магия Языка. Но ты не загипнотизирован, наоборот, тебя расколдовали. Твоя обычная явь была не явью, а сном. Ты разбужен звучанием колокольчика. Это место чудес, здесь обитель Чудовещее. Это сказачное (мистически-мифологически-метафорически-морфологическое) место с именем Ниммита. Она же и человек. Пробуждённый человек украшает собой место, а место силы и духа возвышает и одухотворяет человека.
А что же стихотворение? Хотя бы несколько слов о произведении.
Стих «Звонница…» -
«Светел, чист, бесконечно прекрасен.
  А на троне высоком царица Любовь»

А на меньшее я не согласен.


Рецензии