Политика 3

4. План практических занятий
Цель проведения практических (семинарских) занятий состоит в дополнении, конкретизации, прояснении учебного материала, а также уточнении степени адекватности усвоения основных элементов данной дисциплины. Семинарские занятия позволяют студенту набраться необходимого опыта ведения научной дискуссии, обмениваться мнениями по проблемам данной дисциплины с другими участниками семинара. Использование современных форм проведения семинарских занятий (написание доклада, эссе, реферата (с последующим их обсуждением), коллоквиум, проведение КВНа, круглых столов, деловых тренингов и др.) способствует личностному и профессиональному росту студента.
Тема 1. Политический институт
1. Государство как политический институт. Внутренние и внешние функции государства.
2. Формы государственного правления. Выборы как политический институт.
3. Партийная система как политический институт.
4. Группы интересов. Типология групп интересов У. фон Алемана.
Тема 2. Политический режим
1. Политический режим как способ функционирования властного порядка.
2. Тоталитарный режим. Концепции тоталитаризма Х. Арендт и К. Поппера.
3. Авторитарные режимы и основные элементы их конструкций.
4. Классические и современные модели демократии. Переходы к демократии и периодизация «волн» демократизации.
Тема 3. Политическая культура
1. Современные интерпретации политической культуры и политико-культурных объектов.
2. Структура, функции, сущность и отличительные черты политической культуры.
3. Базовые и специфические параметры типологий и дифференциации политической культуры. Цивилизационные основания особенностей политической культуры западного и восточного типов.
4. Политическая социализация, ее сущность и функции.
Тема 4. Мировая политическая система и международные отношения
1. Теоретическое осмысление политического развития мира.
2. Тенденции современного развития политической структуры мира. Противоречия и сложности глобализации.
3. Возможные сценарии политического миропорядка в начале XXI века («конец истории», «столкновение цивилизаций» и др.).
4. Проблемы и тенденции в развитии международных исследований.





5. План самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов – важная часть учебно-воспитательного процесса. В самостоятельной работе развертываются полученные в рамках аудиторных занятий знания, умения и навыки; изучается рекомендуемая литература, выбирается главное и формируется собственная точка зрения по той или иной проблеме.
Тема 1. Политика – сфера общественной жизни и наука
Для освоения данной темы следует понять обстоятельства возникновения политики и политической науки; соотношение политики, экономики и морали. Необходимо выяснить место политологии в системе социальных наук и прогностические возможности политологии.
Вопросы по самоконтролю и развитию творческого мышления
1. Является ли любое управляемое человеческое сообщество политическим?
2. Что входит в число субъектов политики?
3. Охарактеризуйте основные современные модели объяснения политики.
4. Что представляет собой современная политология?
Тема 2. Политическая система
Усвоение материала по данной теме предполагает знакомство с такими блоками информации, как: системность и системный подход как универсальные понятия в сфере научного знания; вариативность современных научных представлений о политической системе общества (взаимодействие системы и среды); структура, типология и функции реальных политических систем; смысл динамического равновесия как оптимального режима функционирования политической системы; теоретическое и практическое значение понятия политической системы в структуре гуманитарного знания.
Вопросы по самоконтролю и развитию творческого мышления
1. Универсальное и национальное в функциях и структуре политической системы?
2. Чем отличаются политические системы развитых индустриальных и развивающихся стран?
3. Какова роль институциональной, нормативной, культурной и коммуникативной структур в политической системе?
4. Каковы особенности культурной среды, в которой функционирует российская политическая система?
Тема 3. Политический институт
   Анализ данной темы является одним из ключевых в политической науке. Следует обратить особое внимание на государство как центральный политический институт и его взаимодействие с другими субъектами политики; на избирательную систему как фактор развития института партий. Необходимо раскрыть специфику формирования негосударственных политических институтов; возрастающую роль групп интересов, в т. ч. в мировой политике.
Вопросы по самоконтролю и развитию творческого мышления
1. Каковы основные функции государства как политического института?
2. Как можно типологизировать электоральные системы и каковы их преимущества и недостатки?
3. К какому типу относится российская политическая система?
4. Насколько группы интересов как институт развиты и влиятельны в России?
Тема 4. Политический режим
Подготовка по данной теме предполагает выявление: 1) границ прав и свобод граждан при разных политических режимах; 2) отличий между военными режимами и гражданскими; 3) вероятности установления тоталитарных либо авторитарных режимов обновленного типа в XXI веке; 4) совместимости непосредственного осуществления власти всеми с установлением меры политического участия каждого в процессах самоуправления; 5) возможности граждан контролировать тех, кому они делегировали власть.
Вопросы по самоконтролю и развитию творческого мышления
1. Ведут ли к распаду тоталитарных режимов кризисы преемственности?
2. Сравните несколько примеров постколониального авторитаризма.
3. Как определить границы политических свобод?
4. Какие возможности для политического участия предоставляет демократические режимы?
Тема 5. Политический процесс
Для того, чтобы освоить эту тему, необходимо выяснить структуру и внутренние компоненты политического процесса; механизм разработки и осуществления государственной политики; основные этапы принятия государственных решений; типы взаимоотношений между акторами макрополитического процесса. Для освоения данной темы следует также понять расстановку социальных сил на политической сцене и особенную роль элиты в политическом процессе.
Вопросы по самоконтролю и развитию творческого мышления
1. В чем проявляется специфика политического процесса в России начала XXI века?
2. Что такое государственное управление и государственная политика?
3. Каковы основные фазы принятия политических решений?
4. Что понимается под соотношением социальных сил на политической сцене?
Тема 6. Политическая культура
Усвоение материала по данной теме предполагает знакомство с влиянием культурных факторов на политическую деятельность государства, партии, индивида. Необходимо рассмотреть воздействие массовых ценностей на государство; соотношение политической культуры и цивилизации; возможности сопоставления политических культур разных стран и народов; роль традиций и стороннего опыта в формировании политической культуры конкретного общества.
Вопросы по самоконтролю и развитию творческого мышления
1. Каким образом можно типологизировать политическую культуру?
2. В чем состоят особенности политических культур Запада и Востока?
3. В чем состоят особенности, каковы факторы и направления развития современной российской политической культуры?
4. Как влияет глобализация на развитие национальных политических культур?
Тема 7. Политическая идеология
Следует обратить особое внимание на основные составляющие идейно-политического спектра; сопоставление ключевых идей либерализма и консерватизма, социализма и национализма, фашизма и анархизма. Знания по этой теме заключаются в проникновении в природу политической идеологии и в существование множественности интерпретаций категории идеология.
Вопросы по самоконтролю и развитию творческого мышления
1. В чем сущность понятия политической идеологии, каковы ее структура и функции?
2. Есть ли в современной России доминирующая идеология?
3. Какие политические ценности преобладают в политическом сознании россиян?
4. В чем можно обнаружить черты сходства и различий между крайне правыми и крайне левыми идеологиями?
Тема 8. Мировая политическая система и международные отношения
Подготовка по данной теме предполагает выявление: 1) процессов и факторов, определяющих современную мировую политику; 2) отношений мировой и внутренней политики; 3) перспектив развития мировой политики как науки, ее соотношения с другими дисциплинами; 4) основных параметров мировой политической системы будущего; 5) сущности феномена глобализации.
Вопросы по самоконтролю и развитию творческого мышления
1. Дайте сравнительный анализ теоретических школ в международных исследованиях?
2. Какие есть гипотезы относительно вновь формирующейся структуры мира?
3. Как могут государства противостоять негативным аспектам мирового развития, связанного с современными технологиями?
4. Определите место России в меняющейся политической структуре мира.


Рецензии