Allons enfants de la Patrie!
2025 год – Год 80-летие Победы над нацизмом, фашизмом и милитаризмом
«Allons enfants de la Patrie!»
Вот что я хотел бы вам напомнить сегодня, процитировав сказанное в 2015 году в передаче «Команда Ч» радиостанции «Русская служба новостей»
Начну с первой строки французского гимна «Марсельеза» — «Вперёд, сыны Отечества!». По-французски, «Allons enfants de la Patrie!»
Поговорим о вкладе Франции в Великую победу во Второй Мировой войне, в которой приняли участие и русские соотечественники. Многие из них после победы в 1945 году за свои подвиги на территории Франции получили советское гражданство.
Напомню, что на днях по одному из самых главных телеканалов (не буду называть его, потому что приходится слышать подобное и «на бытовом уровне» среди москвичей) прозвучало из уст одного ведущего, что Франция никакого участия в разгроме немцев не сыграла и что сталин совершил ошибку, когда настоял, что Франция должна быть включена в число победителей.
Напомню, что эта франкофобия, как болезнь, известна давно. Десять лет назад, в 2015 году в одной из российских многотиражных газет появилась статья, посвящённая старому доброму фильму, — комедии с известными актёрами «Большая прогулка». В этом фильме из сбитого немцами над Парижем английского бомбардировщика спускаются на парашютах лётчики, а потом совершают достаточно длинное путешествие к побережью, чтобы вернуться. Так вот в этой статье интересные выражения по отношению к участию Франции во Второй Мировой войне. Например: «А французы ставят памятник себе в виде «Большой прогулки», фильма, державшего пальму самого популярного фильма Франции в течение 42 лет ». Далее в статье говорится:
«Сопротивление выдумано поколением 1968, устыдившимся коллаборационизма отцов».
«Спасение сбитых англичан, кажется, было единственным вкладом Франции в труды антигитлеровской коалиции».
Вот что сказал в 2015 году об этой статье Борис Васильевич Портнов, писатель, публицист, политолог, в прошлом полковник, атташе по сухопутным войскам в посольстве Российской Федерации во Франции:
«Я воспринял эти слова как личное оскорбление.
Вот уникальная фотография из моего семейного архива. На ней - группа французского сопротивления, русская группа, я бы даже сказал, прокоммунистическая. На обороте надпись: «13 августа 1944 года». Знающие люди понимают, что это начало Парижского восстания, которое освободило дорогу регулярным частям дивизии генерала Леклера. На фото известные люди. В том числе мой двоюродный дед, брат моей бабушки, белый эмигрант, младший унтер-офицер Александрийского полка белой армии Галлиполи. Он участвовал во Французском сопротивлении, после чего вступил в Союз Советских патриотов, получил советский паспорт. Он остался жить и работать после войны во Франции. И русские эмигранты, русские военнопленные, вместе, плечом к плечу сражались против нацистов».
Позвольте напомнить, что только внутри Франции в антинацистском Сопротивлении, кроме самих французов по корням, участвовало более 40 тысяч человек 17 национальностей: и армяне, и грузины, и азербайджанцы, и евреи, и татары. И конечно, русские, среди которых — представители аристократических родов, как Евгения Волконская, воевали на нашей стороне, на стороне союзников. И более трех тысяч из них были нашими соотечественниками, из России, из Советского Союза.
Владимир Евгеньевич Чуров вспоминал в 2015 году:
«И были героические моменты Французского Сопротивления, такие как освобождение Леона, освобождение Парижа до прихода союзных войск. Были трагические эпизоды: на горе Мон-Муш, на юге Франции, когда преждевременно был дан сигнал на выступление партизан, они должны были помочь в высадке союзников на юге Франции. А они выступили раньше. И немцы с участием коллаборационистов зверски расправились с сопротивлявшимися на горе Мон-Муш, уничтожив, в том числе, и не комбатантов: медсестёр, врачей, жителей окрестных деревень. Это было проявление самое вопиющей жестокости.
У моего двоюродного деда, у брата бабушки, из известных мне наград было две: серебряная Медаль Труда за безупречную работу в одной и той же компании много лет, и коммунистическая награда участникам Сопротивления. В нём было очень много коммунистов, им выдавали после войны медаль Мориса Тереза. Надпись на обороте с французского гласит.
«Союз нации за Францию сильную, независимую и демократическую».
После 1945 года участники Сопротивления, участники боевых действий на всех фронтах Второй Мировой войны, постоянно жившие во Франции, получили советский паспорт – те, кто этого хотел.
Н. НАРОЧНИЦКАЯ: Я вряд ли скажу точно, что все получали советский паспорт, но есть такие примеры.
Отталкиваясь от начала нашей передачи, Вашего пересказа такой глумливой статьи о роли Франции в войне, могу сказать, что
Приведу мнение Нарочницкой, высказанное в 2015 году:
«Наши соотечественники сейчас обижены позицией официальных властей Франции, когда явно у руководства этой страны такое отношение, что надо бы вообще все это забыть. Им несвойственен мотив величия нации, в отличие от деголлевских настроений. Руководство Франции не приехало в этом году на празднование победы в Москву. Есть основания говорить, что существует такая закономерность: чем больше принижается роль борцов Сопротивления и чем более осуществляется капитулянтская политика официальных властей Франции, тем выше подвиг тех, кто не побоялся пойти против этого течения.
Таких людей там было очень немало, есть имена известные по замечательному фильму «Нормандия-Неман». Это фильм нашего детства, слезы появляются на глазах, когда его смотришь. Во время его демонстрации весь зал рыдал...
Но не только «Нормандия-Неман». В Бретани какое было Сопротивление! Бретонцы ненавидели нацистов. Бретонцы – это такая исторически сложившаяся субнация, там кельтские корни, они ненавидели французскую революцию, именно там была Вандея, когда крестьяне поголовно не признали низвержение короля и там якобинцы устроили резню, перед которой меркнут все преступления XX века. Нынешний глава Госсовета Вандеи Филипп де Вилье, обожает Россию и однажды сказал: «Пусть ваше руководство продолжает воплощать свои решения и не слушает этих европейцев, которые готовы за сантим родину продать».
В годы Второй мировой войны бретонцы устроили мощное Сопротивление: срывали фашистские заготовки, их арестовывали, они прятали у себя героев Сопротивления, им за это грозил расстрел. Эти отряды Сопротивления насчитывали много десятков тысяч человек. И это надо уважать…
Я сама шла по Красной площади в этом году с фотографией своей мамы-партизанки в «Бессмертном полку» — она тоже герой Сопротивления. Рядом шёл мой друг-англичанин с портретом своего дяди, который погиб в Северном конвое, и вечером мы ужинали всей такой большой межнациональной семьёй. Я принесла и показывала им фотографии. Они говорили о том, что они видели в день проведения акции «Бессмертный полк». Это навсегда убедило их в абсолютной непобедимости России. И именно, не парад военной техники, а единение людей, многомиллионный глас молодёжи, которая в обычной жизни разделена тысячами финансовых, образовательных, социальных преград.
Объединение — великая вещь! И, конечно же, де Голль!
Мы, безусловно, чтим де Голля больше, чем официальная Франция, хотя исторически Франция именно де Голлю и Советскому Союзу обязана и местом в Совете безопасности, и причислением к четырём державам-победительницам».
Генерал де Латр де Тассиньи, представитель Франции подписал Акт о капитуляции Германии.
Н. НАРОЧНИЦКАЯ:
« Народ Франции чтит великую роль нашей страны. Они лояльнее к России: все, что касается нашей победы и великой роли нашего народа любой француз нас понимает и поддерживает.
В. ЧУРОВ:
«Мы знаем, что несколько французских генералов были награждены советскими полководческими орденами, Орденом Суворова I степени – генерал Коениг, генерал де Латр де Тассиньи. В свою очередь, многие наши военачальники, маршалы получили различные степени Ордена Почётного легиона. Эти ордена с гордостью носили многие наши генералы и офицеры, в том числе летавшие в 18 авиационном полку вместе с «Нормандией-Неман» в одной дивизии, и гордились этими наградами».
Ссылка на публикацию 2015 года:
Приведу еще одну публикацию от29 сентября 2015 года обозревателя Олега Чувакина.
Генерал де Голль и его золотые слова
«Каждый хороший француз радуется победе России», — говаривал генерал де Голль, имевший на Западе репутацию русофила. В Европе сегодня вдруг вспомнили об именитом генерале. Вспомнили и его речи, произнесённые в 1942 году и в 1966-м. Причина, по которой де Голля стали цитировать, связана не только с растущей ролью России в современной геополитике, но и с тем жалким подобием независимого государства, в которое нынче превратилась Франция.
Французский журналист Николя Бонна на портале reseauinternational.net напомнил о тех словах, что генерал сказал в январе 1942 года в адрес русских людей, воевавших с немецко-фашистскими захватчиками:
«Желая воздать должное мужеству России в страшную зиму 1941-42 годов, генерал произносит великолепную боевую речь на лондонском радио 20 января 1942 года. Превосходный стратег, он понял раньше других, что нацистская Германия проиграет войну против России.
«Для Германии война на востоке сегодня — лишь кладбища в снегу, скорбные поезда с ранеными, внезапная смерть генералов, — сказал по радио генерал. — Конечно, нельзя думать, что военная мощь противника окончательно подорвана. Но, без всякого сомнения, враг только что потерпел один из крупнейших своих провалов, который когда-либо знала История».
Затем де Голль произнёс оду героической России: «Пока сотрясается немецкая сила и авторитет, мы видим, как в зенит восходит звезда российской мощи. Мир признал, что этот народ достоин величия, потому что 175 миллионов человек умеют бороться, то есть терпеть и наносить удары, что они поднялись организованно с оружием в руках, и даже самые худшие испытания не поколебали их сплоченности. Французы с большим воодушевлением приветствуют успех и энтузиазм русского народа».
Мало того, генерал предвидел уравновешивающую роль России на международной арене: «На политической арене уверенное выдвижение России на первый план в авангард завтрашних победителей приносит Европе и миру гарантию равновесия, и ни у одной державы нет больших оснований поздравить себя с этим событием, чем у Франции. К несчастью для всех, слишком часто на протяжении веков русско-французскому альянсу мешали и противодействовали интриги или непонимание. Но, как на любом переломном этапе истории, наш союз не становится от этого менее необходимым».
Известна и другая речь де Голля — президента Французской Республики. Шарль де Голль произнёс её в июне 1966 года в Москве, во время официального визита в Советский Союз.
«Подходящий к концу визит в вашу страну — это визит вечной Франции к вечной России… Поэтому, приехав к вам, я чувствовал, что мой поступок и ваш прием были подсказаны взаимным уважением и радушием, которые никакие прошлые сражения, никакие различия политических режимов, ни растущее противостояние, обусловленное разделением мира, не смогли нарушить».
И снова генерал восхвалил русских людей: «После громадных преобразований, вызванных революцией и длящихся почти пятьдесят лет ценой жертв и гигантских усилий; после страшной драмы, которой стала для вас более двадцати лет назад победоносная война, благодаря той роли, которую вы в ней сыграли, принесшей Советскому Союзу наивысшую степень могущества и славы; после стольких разрушений и окончательного восстановления мы видим вашу страну здравствующей, величавой, развивающейся во всех отношениях, готовящейся отправить своих космонавтов на Луну».
Комментарий Олега Чувакина:
Неспроста в эти дни (2015 год) Николя Бонна вспомнил де Голля. Когда нынешняя Франция с её мистралепрезидентом пляшет под американскую дудку, есть ещё люди, которые понимают губительность американской политики, превращавшей страны либо в своих вассалов, либо в пыль.
Русофильское (и антиамериканское) реноме де Голля, напомним, складывалось из многих его заявлений.
23 ноября 1959 года, в тот же год, когда он стал президентом (8 января 1959), де Голль выступил с речью, в которой прозвучали слова о «Европе от Атлантики до Урала». Уже тогда было понятно, что новый президент не одобряет «англосаксонский» блок НАТО. (Кстати, де Голль не считал, что Великобритания — часть европейского сообщества.)
В том же году президентом были предприняты первые действия по ослаблению зависимости Франции от НАТО. Де Голль перевёл под французское командование ракетные войска и ПВО.
«Разрешения» у заокеанских «партнёров» он не спрашивал (чем в Белом доме были весьма недовольны). На вопросы из-за океана бравый де Голль отвечал в тому духе, что Франция сама себе хозяйка.
В 1965 году де Голля переизбрали на второй срок. Уже в феврале 1965 г. февраля президент объявил об отказе Франции использовать в международных расчётах американский доллар: «Золото не меняет своей природы: оно может быть в слитках, брусках, монетах; оно не имеет национальности, оно издавна и всем миром принимается за неизменную ценность. Несомненно, что ещё и сегодня стоимость любой валюты определяется на основе прямых или косвенных, реальных или предполагаемых связей с золотом».
В то время Франция стала одной из ведущих «золотых держав» — в 1965 году у неё было 4.200 тонн золотых запасов. Де Голль, по некоторым данным, именовал доллары «зелёными фантиками».
Вооружившийся идеей золотого стандарта, де Голль потребовал от США золота в обмен на доллары — в соответствии с Бреттон-Вудской системой. Он сообщил Линдону Джонсону, что решил поменять долларовых купюр на сумму в 1,5 млрд. на золото по текущему официальному курсу: 35 амер. долл. за 1 унцию. Джонсон рассердился, однако французы успели прислать корабль (на нём было примерно 750 млн. долл.) и самолёт, севший в аэропорту Нью-Йорка. Тоже с миллионами в «фантиках».
Между президентами США и Франции случился затяжной спор, за время которого, по имеющимся сведениям, французы вывезли из Форт-Нокса больше трёх тысяч тонн золота, объявили об эвакуации из Франции штаб-квартиры НАТО, военных баз НАТО и США, а также выводе натовских военнослужащих.
9 сентября 1965 года де Голль заявил публично, что Франция не считает себя связанной обязательствами перед НАТО, и на следующий год, 21 февраля, страна вышла из военного блока. Штаб-квартира альянса «переехала» из Парижа в Брюссель.
Американский президент топал ногами.
В мае 2015 года в печатном органе ЦК КПРФ, газете «Правда», появилась статья Вольфа Седых, собкора «Правды» во Франции в 1968-1976 гг., заслуженного работника культуры РСФСР. Корреспондент на протяжении шести десятков лет неоднократно общался со многими известными французами — ветеранами Второй мировой войны.
Автор напоминает, что президент Французской Республики Шарль де Голль, в июне 1966 года находясь в СССР с официальным визитом, много говорил на своих выступлениях о взаимной симпатии народов двух стран. Он говорил об этом в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Киеве, Волгограде (этот город он называл Сталинградом). Президент Франции более двадцати раз выступил перед слушателями. Он нередко заканчивал речи по-русски.
Обращаясь к жителям города-героя на Неве, Шарль де Голль сказал: «Здесь произошло величайшее событие вашей истории — ваша революция… Ленинград внёс чрезвычайно важный вклад в победу России, а также в победу Франции и наших союзников». И президент в конце высказался по-русски: «Да здравствует Москва, да здравствует Россия, да здравствует дружба между французским и советским народами!»
Вольф Седых присутствовал на этой и нескольких других встречах с генералом де Голлем, а также участвовал в информационной подготовке франко-советских переговоров на высшем уровне. За месяц до этих переговоров во Франции побывала делегация Союза журналистов СССР. И как раз накануне поездки в Париж было объявлено о выходе Франции из военной организации НАТО.
«Задолго до этого резонансного решения, по настоянию французского президента, — пишет журналист, — древняя земля галлов была очищена от американских военных баз. Французы выступали и против военной агрессии США во Вьетнаме. Стремясь проводить на международной арене по возможности независимую политику, глава французского государства рассчитывал на понимание и поддержку со стороны могучей советской державы, противостоявшей опасному для всеобщей безопасности гегемонистскому курсу Вашингтона на утверждение на нашей планете подвластного ему однополярного мира».
Ссылка на публикацию Олега Чувакина:
От публикатора:
2025 год – в чем то повторение 2015 года. Гегемония Вашингтона, беспрестанные и опасные попытки навязать миру «однополярное» видение, а тем более тезисы об «исключительности» американской нации, смахивающие на плохо прикрытый нацизм и оправдывающие вмешательство Вашингтона в дела любой страны мира, — вот список американских деяний, который вызывает опасения у всего человечества. И прогрессивно мыслящие французы, видя, как нынешний президент Франции делает перед хозяином Овального кабинета реверансы, не желают становиться невольными участниками той катастрофы, к которой подталкивает Европу альянс НАТО . Вот почему Николя Бонна вспомнил слова генерала де Голля.
Хочу завершить на оптимистической ноте: Французское сопротивление живо! Оно сметет в корзину Истории местных русофобов, которые всегда вредили Франции.
И в решающих схватках за полное искоренение нацизма в его новой форме –НАТОизма - граждане-патриоты Франции будут союзниками России.
«Allons enfants de la Patrie!»
Н.Сологубовский
17 сентября 2025 года.
Париж-Москва
Свидетельство о публикации №225091700975