Ягоды

Эти мальчишки Боярчиковы,Мишка и Сенька,чёрт бы их побрал,так и норовили своровать что-то из чужого сада.Соседи гоняли и отчитывали шкодливых мальчишек, но всё без толку.  Сколько раз я говорила их мамаше:"Люда, приструни ты своих ребят. Пока другие кверху задницей на грядках корячатся,они чужие участки обносят. Ты ж свои сотки только цветами да картошкой засадила. Вот они за вкусненьким и охотятся".  Люда лишь фыркала на это:мол,от соседей не убудет.Им просто скучно, это такая игра у них. А цветы она продаёт, ей эти денежки не лишние. Она ж одна мальчишек воспитывает.
"Мои гортензии влёт уходят. Тётки на рынке часами со своими чахлыми вениками стоят. А у меня минут за пятнадцать всё разбирают".
Судя по новенькой машине и добротной баньке, приварок к зарплате получался неплохим. На ягоды и молодой горох бы точно хватило.

Пока наши с сестрой дети были маленькими, они с удовольствием ездили на дачу.У них подобралась на удивление хорошая компания. Каждый вечер — посиделки у костра, песни под гитару. По утрам — вкуснющие бабушкины блинчики или пирожки,походы на речку.

Но со временем поездки становились всё реже. Учёба, репетиторы, кружки, новые компании. Да ещё и никудышный интернет. Для современных детей — практически смертный приговор.
Бабуля на даче всё чаще оставалась одна. Она уезжала туда на всё лето. Готовилась к новому сезону ещё с января. Не успевал растаять последний снег, просила отвезти её к родным грядкам. Я смеялась тогда:"Ты будто на свидание торопишься. Вон как глаза горят!" Она улыбалась:"Это мой курорт. Я там душой отдыхаю. Вам, молодым,  не понять. У вас всё впереди ещё. А я там годы свои, как бусинки, перебираю. Вас всех маленькими вспоминаю, родителей своих, деда вашего".

Мы навещали её, привозили продукты, что-то быстренько пропалывали, вскапывали. Пили чай с пирожками и разъезжались по своим делам

Четыре года назад в начале июля в наших краях случилась аномальная жара. Липкая, мокрая, невыносимая. Любые перемещения по городу казались средневековой пыткой. Когда на экране смартфона высветился бабушкин номер, я с лёгким ужасом подумала о возможной поездке на дачу. В машине с кондиционером куда ни  шло. Но у меня не было ни того, ни другого.
Но отозвалась не бабушка. Трубка заверещала так громко, что на неё отозвалась заливистым лаем моя собака. Я даже не сразу узнала голос Люды.

"Ой,Оль,слава богу, дозвонилась тебе.Тут такое дело, только не волнуйся. Марь Васильевна в больнице. Её сейчас в Третью скорую оформляют. Подъезжай! Я тебя дождусь и поеду, а то Петька и Васька одни остались, не натворили бы чего".
Через полтора часа я ехала вместе с Людой на дачу за бабушкиными документами,а она рассказала,как всё было.
Утром маленькие воришки как обычно отправились за ягодами и залезли в бабушкин малинник. И вдруг увидели на земле чьи-то ноги. Мальчишки испугались, затаились и думали, как сбежать оттуда.Однако  человек на земле не шевелился. Они решили посмотреть, кто там, хотя и порядочно струхнули.
На дорожке между грядками лежала без сознания наша бабушка. Бледная, с перекошенным лицом. Сенька и Мишка испугались ещё больше, подумали, что она умерла. С криками "Там труп!" побежали к Люде.
"Я думала,и правда, бабулечка ваша померла. Подхожу, а она смотрит на меня и дышит еле-еле.

Надежды на моментальный приезд скорой не было. В наши края и такси-то вызвать проблематично, а до ближайшего фельдшерского пункта километров 15. Люда еле нашла какого-то соседа, посулив ему магарыч. Вместе уложили бабушку на заднее сиденье её машины.
За полчаса Людмила примчалась к приёмному покою больницы скорой помощи. Настояла, чтобы приняли бабушку без документов и полиса, пообещав подвезти их позднее, обеспечили ей лучший уход.Никто и возразить ей не посмел.

Благодаря Люде бабушка прожила ещё несколько лет. Лицо с правой стороны так и осталось перекошенным, речь — не слишком внятной.Но она жила, радуясь каждому новому дню.

Мы старались вывозить её за город как можно чаще. Один ритуал во время наших визитов на дачу оставался неизменным. Я набирала целую плошку спелых ягод и звонила соседке.
"Людочка, загляни к нам на минутку. Баба Маня ребятишкам гостинчик хочет передать".
Люда поначалу отнекивалась, но потом поняла, что для бабули эти ягоды, по сути, были символом жизни, которая не прервалась благодаря её мальчишкам.
Я не раз приглашала её с мальчишками к нам в гости, на чай с пирогами. Но она всё торопилась куда-то. "Спасибо, Маечка, обязательно посидим как-нибудь. Мне крутиться надо, мальчишек поднимать. Мне тут одно выгодное дело предложили. Если выгорит, нам полегче будет".
"Спасибо тебе за бабулю. Если бы не ты ..."
"Да что ты, разве ж можно было по-другому. Знаешь, остался у меня должок. По глупости, по молодости ошибку одну совершила. Не успела помочь, не успела спасти. Камнем на душе висело.
Теперь вроде полегче стало. Так что это я тебя благодарить должна. А чаю мы обязательно попьём. С пирожками".
Она улыбнулась и убежала по своим делам.
А через неделю Люду убили. В полиции мне сказали, что её нашли на заброшенном пустыре с проломленой головой.
Убийцей оказался новый знакомый соседки, который и предложил ей то выгодное дело. Наплёл с три короба, наобещал золотые горы. Всё это оказалось пустышкой.
Позарился негодяй на хорошую машину и деньги  которые у Люды всегда с собой были. Предложил ей съездить посмотреть участок земли в очень хорошем месте. Его потом, якобы, можно было продать втридорога.
Когда Люда поняла, что её собираются ограбить, наорала на мерзавца, попыталась сбежать. Он поймал её и ударил по голове камнем.
На суде этого урода приговорили к 12 годам лишения свободы.
В последний год я гораздо чаще приезжаю на нашу дачу. Уже в расширенном составе. Пеку пирожки по бабушкиному рецепту, собираю ягоды, много ягод.
"Миша, Сеня, идите обедать!А потом пойдём на станцию. Скоро гости приедут!"   


Рецензии