Как кур во щи или снова в пионеры
В начале 70-х годов, возвратившись из своего первого отпуска на производстве, от начальника отдела нашего НИИ и неожиданно для себя, получил предложение, если не буду возражать, войти в новую, только что сформированную у нас группу инженеров.
Как оказалось, «сверху» этой группе уже была поставлена задача приступить к разработке новой не только для нашего технологического отдела, но и для всей нашей отрасли, темы по комплексной автоматизации технологической подготовки машиностроительного производства (ТПП).
Естественно на базе, как они тогда назывались, – электронно-вычислительных машин (ЭВМ), с внедрением разработок непосредственно в цехах наших подведомственных заводов.
Своё согласие на переход в группу я дал тут же, не задумываясь. К тому, на мой взгляд, было два веских основания.
Уже первого года работы, мне, вчерашнему выпускнику ВУЗа, уже хватило понять, что наш «почтовый ящик», а к тому времени в нашей отрасли уже просуществовавший и добрый десяток лет, на самом-то деле вовсе не был научно-исследовательским, в первозданном смысле этого понятия.
Хотя, для родственных заводов, систематически и выполнялись работы, требовавшие высокой инженерной квалификации, у нас появился и ряд очень интересных изобретений, но подлинного инженерного поиска и сопутствующих ему, исследований и экспериментов, на тот момент в нашем институте практически не было.
Как напрочь отсутствовали для подобной работы и необходимые научно-инженерные кадры.
В нашем коллективе не было ни аспирантов, ни «остепенённых» кандидатов и, тем более, докторов технических наук. Хотя, наш замдиректора института и назывался «заместителем по науке».
То, чем я прозанимался по первому году, было тому ярким свидетельством.
Одним словом, был сильно разочарован действительным положением дел, ведь по распределению специально пошел именно в наш НИИ с твердым намерением заниматься прикладной наукой в производстве сложных машиностроительных «изделий», стать инженером-разработчиком.
Шел в науку, а попал, пусть и в очень квалифицированный коллектив, но в подобие традиционного отдела серийного производства, которых на наших заводах было, что называется, хоть пруд пруди.
К тому же, ещё в середине 60-х годов, после окончания девятого класса физико-математической школы, в летнюю практику пришлось побывать на Вычислительном центре местного университета.
Для практики всем нам предложили познакомиться с единственной, на тот момент тамошней ЭВМ – ламповой «Урал-1», и более того, создать для неё ещё и работоспособную программу.
Лично мне, следовало запрограммировать простенькое уравнение, как-то: А+В=С.
С помощью специалистов ВЦ, мы худо-бедно, но дней за десять разработали для вычислительной машины необходимые инструкции, а эта самая, «Урал-1», их и выполнила!
Поэтому, узнав от своего начальника, что в предстоящих разработках речь пойдет и об ЭВМ, то тут же и дал своё согласие на участия в них.
О том, во что я, своим согласием, на самом деле «вляпался», а тем более, что из этого, в конце-то концов получится, естественно, совершенно не знал, об этом не думал и не гадал!
Тогда, в начале 70-х годов прошлого столетия, мне хотелось не просто познать что-то действительно новое, а непременно стать и непосредственным участником тех процессов, которые на моих глазах стали стремительно, а порой и весьма драматично, сначала развиваться в нашей "оборонке", а потом и во всем отечественном машиностроении.
На сегодня они стали известными, или по крайней мере, о которых уже слышали очень многие из наших граждан - процессы «цифровизации производства», признанные уже и на государственном уровне в числе приоритетных для развития России, обеспечения её технологического суверенитета и безопасности.
В научно-производственной деятельности со стародавних времён и по сей день, есть её, чисто прикладного характера срез, достаточно известный, как НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Без которых, в том числе в машиностроении, создать новое в принципе НЕВОЗМОЖНО.
Но, далеко не все НИОКРы, при их безусловной значимости, имеют одинаковый статус.
Из их числа особо выделяют, так называемые «пионерские» разработки!
Пионерские исследования и разработки — ЭТО НОВАТОРСКИЕ РАБОТЫ, которые опережают своё время и расширяют границы научных знаний, открывают новые горизонты в развитии техники и технологии.
Теперь же, по прошествии уже более полувека, можно объективно и непредвзято, оценить всё значение «содеянного» нами, инженерами оборонной промышленности Советского Союза – «пионерами» цифровизации, поведать читателю хронику событий тех лет.
Об этом и мои воспоминания.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Свидетельство о публикации №225091801108