Ленинск-Кузнецкий - Город скрипачей и одеял
На днях у нас в Ленинске-Кузнецком случилось знаменательное событие. Возле административного корпуса АО «СУЭК-Кузбасс» открыли новый мурал. Как говорится в сообщении агентства "РИА-Ленинск" от 22.08.2025, «Этот яркий арт-объект на фасаде здания ДОСААФ со стороны проспекта Кирова стал творческим подарком нашему городу от московского художника Ивана Карпова, работающего под псевдонимом Иван Найтни. На создание шедевра у автора ушло десять дней кропотливого труда. Однако этой работе предшествовал долгий подготовительный этап: художник знакомился с достопримечательностями Ленинска-Кузнецкого и общался с местными жителями. В результате мурал представил собой художественный коллаж, в который вошли образы, наиболее вдохновившие мастера».
Узнав об открытии мурала, я сразу же пошёл посмотреть на новую достопримечательность. А посмотрев, не могу не написать несколько слов об этом с позволения сказать «шедевре».
Сразу же бросается в глаза, что место для мурала выбрано крайне неудачно. С какой бы стороны вы не подошли к нему, добрая его треть всегда будет скрыта рябиной, растущей прямо перед ним. Я даже не знаю, как прокомментировать такую «гениальную» задумку людей, согласовавших место для мурала. Это все равно, что поставить между диваном и телевизором у себя в квартире какую-нибудь пальму и всматриваться в экран через её листья. Ну или соорудить перед бюстом Шилина на площади Победы пивной магазинчик, закрывающий памятник от посторонних глаз.
Говорят, что организаторы проекта поначалу хотели разместить мурал в другом месте, где его было бы хорошо видно, но, чтобы успеть ко дню шахтёра, нарисовали его именно здесь. Я, честно говоря, думал, что дурацкая советская традиция сдавать объекты к памятным датам навсегда канула в лету, но похоже, я очень сильно заблуждался… Вот скажите, что важнее — открыть мурал на пару недель позже, но там, где его будет видно горожанам, или схалтурить, зато бодро отрапортовать об очередной и никому не нужной победе над здравым смыслом? Вопрос риторический.
Тем не менее, внимательно рассмотрев мурал, я даже обрадовался, что этот «шедевр» разместили там, где его никто не увидит. Ведь внутреннее содержание картины вызывает только разочарование и глубочайшее недоумение. Скажите, каким именно боком мурал относится к нашему городу? Этой безликой поделкой (извините, но другого слова для неё я подобрать не могу) можно «украсить» абсолютно любой шахтёрский город страны, в котором есть троллейбус. Но как в ней идентифицировать именно Ленинск-Кузнецкий? Зачем автор, как пишет РИА-Ленинск, «знакомился с достопримечательностями Ленинска-Кузнецкого» если ни одну из этих достопримечательностей он так и не изобразил?
Кроме угольной промышленности, которой посвящена большая часть картины, наш город ассоциируется, ну например, с Мартовским восстанием (http://proza.ru/2023/09/06/585), с дважды Героем Советского Союза Афанасием Шилиным, со знаменитым на всю страну манежем спортивной гимнастики, из стен которого вышли олимпийские чемпионы и чемпионы мира Мария Филатова, Константин Павлов и Алексей Тихоньких, с 23-кратным (!!!) чемпионом СССР по мотогонкам Валерием Коробковым, с футбольной командой «Заря», с заводом «Кузбассэлемент» и его батарейками, с уникальным Центром охраны здоровья шахтёров, наконец, с исторической площадью Победы и одноименным кинотеатром. Да и вместо безликого шахтёра можно было изобразить кого-нибудь из знатных горняков прошлых лет, например братьев Баженовых, либо недавно ушедшего из жизни Бориса Михалёва, знатного бригадира и депутата Госдумы.
Кроме того, в 2025 году Ленинск-Кузнецкий получил сразу два высоких звания: «город трудовой доблести» и «литературный город России». Ну и как отражена на мурале героическая работа горожан во время Великой Отечественной войны, в тяжелейших условиях наладивших выпуск оружия и боеприпасов на эвакуированных заводах «Красный октябрь» и «Мосэлемент»? Как показана многолетняя литературная деятельность городских членов Союза писателей России, которых у нас аж 10 человек? Ответ один — а никак!
Зато часть картины посвящена девочке со скрипкой, вызывающей недоумение у любого человека, впервые увидевшего мурал. Кто эта девочка? Что именно она символизирует, если Ленинск-Кузнецкий никогда не был богат на выдающихся музыкантов? А из известных профессиональных композиторов, имеющих отношение к Ленинску, можно назвать только Андрея Петрова, ребёнком жившего здесь в эвакуации во время войны. Но, как рассказал сам Иван Карпов, фото девочки для коллажа он нашёл, листая школьные архивы и оно ему понравилось.
Хозяин — барин. Понравилась ему эта девочка со скрипкой, он её и нарисовал. Понятно, что со столичного художника спрос маленький. Он отработал свой контракт и уехал из нашего города, забыв его, как страшный сон. Но мурал то остался! И мы теперь будем вынуждены ежедневно смотреть на это убожество, не имеющее ни малейшего отношения к Ленинску-Кузнецкому, но слава богу, хотя бы частично скрытое от людских глаз спасительной рябиной. И хотелось бы посмотреть в глаза тому, кто принял у художника эскиз и разрешил выпустить его в свет! Я, конечно, не знаю, кто именно это сделал, однако точно знаю одно — этому человеку (или этим людям) плевать на собственный город и его славную историю.
И последнее. Как вы думаете, что изображено в левой нижней части мурала? Это… шерстяные одеяла, выпускаемые на нашем давно почившем камвольно-суконном комбинате. Да, да, обычные шерстяные одеяла — вот главная достопримечательность Ленинска-Кузнецкого. Других ведь не нашлось.
ГОРОД СКРИПАЧЕЙ И ОДЕЯЛ — достойная эпитафия для всех нас. Так нам и надо!
PS. Возможно, этот факт не совсем очевиден, но новый мурал является классическим случаем искажения и переписывания собственной истории, продолжающим «славное» дело, начатое еще в 2018 году и описанное мной в заметке «300 лет Кузбассу. Или нет?» http://proza.ru/2023/06/21/1305.
© Павел Концевой
24.08.2025
Свидетельство о публикации №225091801181