Александр Амфитеатров 1862-1938 гг
Отец — Валентин Николаевич Амфитеатров, протоиерей, настоятель Архангельского собора Московского Кремля, автор получивших широкую известность «Очерков библейской истории Ветхого завета», мать — Елизавета Ивановна, дочь мосальского протоиерея Иоанна Филипповича Чупрова, сестра профессора А. Чупрова.
Окончил 6-ю Московскую гимназию (1881) и юридический факультет Императорского Московского университета (1885). В университете слушал лекции А.И. Чупрова, В.О. Ключевского, С.А. Муромцева и М.М. Ковалевского; лекции последнего особо впечатлили Амфитеатрова. В годы учёбы брал уроки пения у московской знаменитой певицы Александровой-Кочетовой.
С 1882 года сотрудничал в журналах «Будильник», «Осколки», где познакомился с А.П. Чеховым, в газете «Русские ведомости». Выступал как оперный певец (баритон), был зачислен в труппу Мариинского театра, учился пению в Италии, пел вторым баритоном два сезона в Тифлисе и Казани. В 1889 году оставил оперную карьеру, посвятив себя литературе и журналистике. Работал в газете «Новое обозрение» (Тифлис), где писал фельетоны, рассказы, стихотворения, библиографические и театральные рецензии под псевдонимами Ал. Амфи и S. F.
С 1891 года жил в Москве, некоторое время писал в либеральных «Русских новостях», а затем сотрудничал с газетой «Новое время» (1892—1899), где вёл популярные рубрики «Московский фельетон» и «Воскресный фельетон». В 1892 году опубликовал в бакинской газете Каспий (№ 15) статью «Антон Чехов „Дуэль“» за подписью «А. А-и»; был московским корреспондентом газеты и публиковал в ней очерки о Чехове и статьи по сравнительной мифологии славянских и мусульманских народов.
В марте 1899 года вместе с популярным журналистом В. М. Дорошевичем на деньги Мамонтова и Морозова создал газету «Россия», с 1899 по 1901 год был её фактическим редактором (формально газету возглавлял бывший сотрудник «Нового Времени» экономист Г. П. Сазонов). 13 января 1902 года в газете была опубликована первая глава романа-фельетона «Господа Обмановы» за подписью «Old Gentleman» — сатиры на царскую семью, а 14 января Амфитеатров был сослан на 5 лет в Минусинск, но к концу года, «во внимание к заслугам его престарелого отца», был переведён в Вологду и вскоре возвращён в Петербург. В ссылке продолжал под псевдонимами сотрудничать в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Руси», «Русском слове» и других газетах, а вернувшись в Петербург, работал в газете «Русь».
В 1904 году вновь был сослан в Вологду с запретом всякой литературной деятельности, на этот раз за статью «Листки» в газете «Русь», направленную против обвинений студентов Горного института в прояпонских настроениях, но в том же году «по состоянию здоровья» выехал за границу. В 1905 году стал масоном. Был посвящён 16 мая 1905 года в парижскую масонскую ложу «Космос» № 288, находившуюся под эгидой Великой ложи Франции. Посвящён в степени подмастерья и мастера-масона 30 января 1906 года. Член ложи по 1908 год.
До 1916 года жил в Европе (Франция, Италия), издавал журнал «Красное Знамя». В 1906—1907 годах был корреспондентом «Русского слова» и других газет, редактировал журнал «Современник», работал над историческими романами.
В 1916 году вернулся в Россию и возглавил отдел публицистики газеты «Русская воля», сотрудничал в газете «Петербургский листок», журналах «Нива», «Огонёк», редактировал журнал «Бич».
В феврале 1917 года за публикацию в «Русской воле» фельетона в цикле «Этюды» с криптограммой, читавшейся по первым буквам каждого слова и содержавшей жалобы на цензуру и обличение министра внутренних дел А. Д. Протопопова («усердный холоп реакции», «его власть… провокация революционного урагана»), был выслан в Иркутск, но благодаря Февральской революции не доехал до места назначения и вернулся в Петроград.
В конце 1917 года редактировал газету Совета союза казачьих войск «Вольность», в 1917—1918 годах печатал статьи, направленные против большевиков, в газетах «Петроградский голос», «Петроградское эхо», «Новые Ведомости». С ликвидацией свободной печати преподавал литературу в Педагогическом институте, в женской гимназии, переводил с итальянского для издательства «Всемирная литература».
23 августа 1921 года бежал на лодке с семьёй из Петрограда в Финляндию. С ноября 1921 года по весну 1922 года жил в Праге, затем в Италии. Сотрудничал во многих периодических изданиях русской эмиграции: «Новая русская жизнь» (Гельсингфорс), «Руль» и его приложение «Наш мир» (Берлин), «За Свободу!», «Меч» (Варшава), «Понедельник», «Слово», «Сегодня» (Рига), «Новое Время» (Белград), «Время» (Шанхай), «Возрождение» (Париж).
Умер 26 февраля 1938 года в Леванто; похоронен там же на местном коммунальном кладбище.
Первый раз был женат на оперной певице Александре Николаевне Левицкой (1858—1947). От этого брака родился сын Владимир (умер в Италии, в Леванто, 23 февраля 1942 года). От второго брака (с 1897), с певицей Иларией Райской, он имел сыновей: композитора и дирижёра Даниила Амфитеатрова (1901—1983), музыкантов Максима (1907—1990) и Романа (1907—?) Амфитеатровых.
Он был чрезвычайно плодотворным и популярным писателем.
Общее количество романов, по неполным подсчётам, приближается к трём десяткам, а счёт публикаций в газетах и журналах идёт на сотни. Рассеяны и до сих пор не собраны мемуарные очерки Амфитеатрова, содержащие ценнейшие сведения о литературной и артистической жизни России.
В начале журналистской и писательской деятельности опубликовал романы «Людмила Верховская» (1890; после переработки «Отравленная совесть», 1895, экранизирована в 1917 и 1995 годах), историческую драму «Полоцкое разорение» (1892), сборники рассказов «Психопаты» (1893).
Он автор:
- исторических романов «Восьмидесятники» (т. 1-2, Санкт-Петербург, 1907), «Девятидесятники» (т. 1-2. Санкт-Петербург, 1910—1911), «Закат старого века» (т. 1-2, Санкт-Петербург, 1910), «Дрогнувшая ночь» (Санкт-Петербург, 1914), видевшихся хроникой о судьбах русского общества,
- романов «Марья Лусьева» (1903), «Виктория Павловна» (1903), «Марья Лусьева за границей» (1904, 1908), «Дочь Виктории Павловны» (1914—1915), «мыльных опер» из жизни проституток и бандерш.
- сборников рассказов «В моих скитаниях» (1903), «Литературный альбом» (1904 и 1907), «Житейская накипь» (1904), «Сибирские рассказы» (1904), «Курганы» (1905), «Контуры» (1906), «Сказочные были» (1907), «Сказания времени» (1907), «Бабы и дамы» (1908), «Издали» (1908), «Красивые сказки» (1908), «Женское нестроение» (1908), «Притчи скептика» (1908), «Современники» (1908), «Фантастические правды» (1908), «Пять пьес» (1908), «Антики» (1908), «Сумерки божков» (1909),
оккультного романа «Жар-цвет» (1895), ставшего бестселлером, художественно-исторических произведений «Покаяние Филиберта» (1907), «Зверь из бездны» (1911);
историко-литературоведческого исследования «Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков» (1911), написанного по материалам труда Артуро Графа (Arturo Graf) «Il Diavolo»[13].
- путевых очерков о Балканах, печатавшихся в 1894—1895 гг. в «Новом времени», которые он отправлял в письмах из своих путешествий по Болгарии, Сербии и Черногории; «Македонские евреи» (1907), «Страна раздора. Балканские впечатления» (1907).
- литературно-критических статей, воспоминаний о театральных и литературных деятелях — «Легенды публициста» (1905), «Против течения. Литературные статьи» (1908).
Предпринятое в 1911—1916 гг. в Санкт-Петербурге издание собрания сочинений не было закончено, но тем не менее 34 тома были выпущены.
В эмиграции издал публицистическую книгу «Горестные заметы» (1922), сборник рассказов «Мечта» (Берлин, 1922), романы «Зачарованная степь» (1921), «Вчерашние предки», «Лиляша» (Рига, 1928), книгу «Литература в изгнании» (1929), сборник «Одержимая Русь. Демонические повести XVII в.» (Берлин, 1929). В повести «Две Надежды» (1936, написана в 1921) изображает, как женщина выходит замуж за комиссара-чекиста, жертвуя собой ради спасения братьев.
Сотрудничал в харбинском журнале «Рубеж», печатал публицистику и рассказы в газете «Шанхайская заря» и др. Автор книг, изданных в Китае: «Рассказы присяжного поверенного», «День надежды» и др.
Свидетельство о публикации №225091801248