В плену восточных традиций

В ПЛЕНУ ВОСТОЧНЫХ  ТРАДИЦИЙ

      В разных телепередачах   я пыталась   выяснить, почему люди любят смотреть длинные сериалы? Слышала разные мнения.  А самые  убедительные сложились вот в  такое определение.
Оказалось,что  в сериалах зрителей привлекают ненормативные персонажи. В старых художественных фильмах герои и антигерои были чётко обозначены и у них просто не могло быть колебаний от добра к злу и наоборот.  Но в жизни все мы не ангелы и совершаем множество ошибок. В сериалах  же  утверждается,что в каждом человеке есть что-то хорошее и даже самый плохой из них может через вольно или невольно совершаемое зло пробиваться к лучшему в своей душе.
 А вот что говорит по этому поводу Ибрагим Челиккол:  «Успех турецких сериалов,по моему мнению, в том
 как правдиво  показаны семейные отношения, а ещё  -в самобытности языка любви.».               

   В обсуждении сериала «Судьбоносный дом»  в группе  ВКонтакте одна из фанаток с горечью задала вот такой вопрос: «Почему в  ЧБЛ Аслы  сумела вырвать Ферхата из тьмы  и построить с ним семейную жизнь, а Зейнеп привела Мехди к могиле?».
   Попробую поразмышлять на эту тему, сопоставляя характеры главных героев сериалов «Чёрно-белая любовь»  и «Судьбоносный дом».
     Поверьте  на слово человеку, дружившему с актёрами театра и кино и много раз писавшему об их ролях.  Я на опыте убедилась,мнение зрителей и исполнителей-две большие разницы. Актёр вкладывает в образ часть себя,свою душу,свои собственные  представления о мире, работая своими эмоциями. А мы, зрители, ВСЕГДА ЛИ СООТВЕТСТВУЕМ этим представлениям? Хватает ли у нас широты души, человечности в сопереживании героям  фильма?
   Чего греха таить, мы частенько действуем не помня  пословицу «Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу».  Каждый  считает истинно правильными свои мерки и трафареты в оценке характеров и поступков киногероев. А зачастую зрители присваивают себе  даже право безоговорочно судить актёров, сценаристов и режиссёров, «посмевших» снять фильм вопреки  нашим ожиданиям.
  Мне-журналистке бывает больно читать перепалку зрителей,забывающих об элементарной этике. Вот и теперь я предвижу бурные комментарии на мою рецензию. И всё же постараюсь сравнить   характеры этих двух кинопар : Аслы  - Ферхат   и  Зейнеп - Мехди.
   Уверена,все согласятся,что Ферхат -сильный и волевой человек с острым умом и проницательностью. Он видит людей насквозь и читает  по их лицам не хуже  любого психолога. Он смел и осторожен, способен взять ответственность  за каждый свой поступок ,   умеет  принять  решение и сдержать обещанное слово.  И главное, с появлением  Аслы у Ферхата   появилось  желание изменить свою бандитскую жизнь. Он смог вырваться из тьмы и выйти на светлую дорогу.
 С моей журналистской дотошностью  я сравнила  бы судьбы Ферхата  и Зейнеп. У обоих было два детства и два дома: только мальчик Ферхат, в отличие от Зейнеп, был счастлив  в бедном  жилище отца- цирюльника Неждета,  а  в богатом особняке дяди Намыка-главы мафиозного клана он стал  киллером.
   Ферхат способен раскаяться, ведь он не железный человек. За мужественностью он прячет тонкую душу и ранимость,хотя порой стыдится минутной слабости и слёз. Он никогда и никому не жалуется на судьбу.  Его  душу так же , как и у   Зейнеп, мучает память детства и чувство вины.
   Ферхата свела судьба с доктором   Аслы -сильной и волевой женщиной,состоявшейся личностью. Аслы умеет постоять за себя и способна разумно решить  самые сложные житейские проблемы. У неё тоже было нелёгкое детство: их с братом бросила мать.а затем ушёл из жизни их прекрасный отец.  Старший брат Джем заменил Аслы родителей.    Он стал полицейским, а Аслы закончила медицинский институт и к тридцати годам  завоевала звание лучшего нейрохирурга.
   Аслы, в отличие от Зейнеп,не испытала домашнего насилия, её никто никогда  даже пальцем   не тронул. А Зейнеп «запах насилия» от пьяницы и драчуна отца преследует с первых дней замужней жизни. В Зейнеп оживает страх повторить судьбу родной матери-страдалицы   и ужас при виде неконтролируемой злости Мехди,похожего в эти минуты на её изверга отца.
    Чувствуете,мои дорогие читатели, разницу между жизненным опытом Зейнеп и Аслы? Не зря ведь Зейнеп обращается к психологу-психотерапевту перед собеседованием в престижной адвокатской фирме. Ей необходимо  разобраться в себе и в ненормальной семейной жизни прежде,чем она будет защищать других людей.
   Мне кажется,что Аслы и Зейнеп объединяет желание помочь  всем окружающим  даже в ущерб себе.  У обеих сердечки надорваны с детства. Но обе готовы к милосердию, сочувствию, состраданию, самопожертвованию. Это про таких, как они, сказал мудрый  Франсуа Гизо:
 «Пока человек чувствует боль,он жив.Пока человек чувствует чужую боль,он человек.».
   И Аслы и Зейнеп вышли замуж не по любви,  а по принуждению. Обе  не сразу, но   всё-таки познали любовь и боролись за неё со всей женской силой.  Обе испытали боль и ревность из-за внебрачных детей своих мужей и готовы были к разводу.
    А вот мужчины в схожих ситуациях вели себя по разному.  Ферхат понял и принял любовь своей Аслы как спасение. Мехди же   не к спасению  стремился, а толкал себя на дно пропасти,утверждая,что его путь сложный,запутанный, не как у всех.
  Мать,  от которой Мехди с детства не видел ласки, всё же держала  порядок в доме и сына  в узде. Именно она увидела в молоденькой девушке Зейнеп опору для Мехди,чтобы он забыл о грязи прошлого. Мать старалась сгладить проблемы в отношениях сына и невестки. Говорила старшей дочери,чтобы   та  не мешала молодым. А когда  мать по нездоровью уехала в родные места,  власть в доме надумала взять в свои руки Мюжгян и всё пошло кувырком. Поселила  беременную  Беналь в  спальне  молодожёнов,требуя  к ней особого внимания и всячески унижая Зейнеп.
   У Мехди после отъезда матери будто стержень из нутра вынули. У него усталое лицо с потухшими глазами и он не в состоянии  распутать сети этого семейного многоугольника. По  инерции делает то,что подсказывает Мюжгян :  покупает  и  устанавливает детскую кроватку, идёт вместе  с Беналь  и Зейнеп к врачу узнать пол ребёнка . А на боль и обиды Зейнеп,что она лишняя в их доме и не  хочет жить вместе с Беналь, отвечает:  «Я хочу выполнить свои отцовские обязанности. Ты мой товарищ в беде и вместе мы справимся. Я хочу, чтобы ты правильно меня поняла».

   Да простят меня фанаты,  с но с  самого начала  Мехди  показался  мне слабее Ферхата во всём. У него незрелый ум  и комплексы подростка. Ему досталась девушка -студентка, разрывающаяся между двумя домами,  родными и приёмными родителями. Мама Нермин сказала Зейнеп: « Тебе пришлось стать женой и приёмной матерью прежде, чем ты стала личностью. И милосердие у тебя выше голоса разума.».
Вспомним признания Мехди:
-Я до тебя  был пессимистом, Зейнеп.  Меня бесила даже радуга после дождя! Я не верил в неё!  Но ты вошла в мою жизнь и всё изменила. Чем я заслужил тебя? Всегда смотри мне в глаза и не отпускай мою руку, и тогда мы вместе всё преодолеем.  Обещаю сделать тебя счастливой.

  Но  в чём же изменила  его  Зейнеп?  В трудных ситуациях Мехди говорит  жене или другу Нуху: «Я не знаю что делать...».  И чаще всего решение проблемы ложится на плечи молодой девушки Зейнеп. А Нух  с горечью сожалеет ,   что сёстры так и не дали  Мехди повзрослеть.  Джемиле оправдывает злые действия брата  тем,что в Мехди жив обиженный мальчик.
-  А  вы,-  парирует Нух,- до сих пор бросаете свои жизни, как игрушку, лишь  бы Мехди не плакал.
   
   Мудрецы утверждают, что счастье  разрушает сам человек своим сожалением о прошлом,беспокойством о будущем и неблагодарностью за настоящее.   И советуют прошедшее  забыть, помнить,что грядущее для нас закрыто, а настоящее нам дано как ДАР, который надо ценить.
   Мехди цепко держат оковы вековых традиций. Вспомним, как он признался   при первых встречах с Зейнеп,что не понимает  современных отношений. Но оказалось, и не хочет принимать такие отношения. Обещал сделать жену счастливой и стать домом для неё, а в доме этом поселилась Беналь- бывшая любовница с ребёнком от Мехди в животе. Уверял Зейнеп,что та после вуза будет работать по специальности,  и не смог смириться с её преданностью работе, отчаянно ревнуя к окружению в недоступной для него, простого парня, жизни.
  Мехди уверяет жену в любви и делится мечтой поселиться вдали от всех и жить только вдвоём, зная, что этого никогда не будет. И обижается на ответ Зейнеп,что та не готова  стать заложницей сложившихся отношений, ведь этим она предаст себя и свои мечты.
   «Я не умею работать на хозяина» оправдывается Мехди,когда жена боится опоздать на престижную работу в адвокатской фирме международного размаха, о которой столько лет мечтала. Пытается  объяснить мужу, что филиалы фирмы находятся в разных странах и в разных часовых поясах, потому адвокатской команде приходится оставаться на рабочих местах до поздней ночи. Но Мехди привык воспринимать женщин только домохозяйками и требует  от Зейнеп либо приезжать  к семейному ужину,  либо уволиться с этой работы.  А в ответ на её отказ- утром запирает входную дверь на ключ к радости пострекательницы Мюжгян.
   Зейнеп вынуждена  разбить   дверь рабочим инструментом Мехди,ободрав до крови свои руки. В отчаянии врывается она в мастерскую мужа,опрокидывая  в отместку стеллаж, и оставляя на столе своё обручальное кольцо. Развод неизбежен.
  Ферхат боится изменений в характере Аслы,влезавшей в его бандитские переделки,а Мехди считает нормой загнать Зейнеп  в сети старинных традиций.
     Так в чём же Зейнеп предала Мехди? Разве тем, что боялась за мужа,устроившего дикую драку  с давним врагом Бурханом,вернувшимся в родной район из-за границы? Потому как адвокат пошла к пострадавшему в больницу узнать о его состоянии,ведь Мехди грозила тюрьма. За этот поступок получила скандал  дома: Мехди в бешенстве перевернул семейный стол, за которым родные ждали его на ужин.  А дрожавшей от страха Зейнеп Мехди с перекошенным от злобы лицом приказывает спрашивать   у него разрешения на любой выход из дома и следить во что она одета. 
    Вспомним каким смиренным и покорным любви  он был  до первой близости : не считал вправе осуждать её  ни за внешний вид, ни за её рассуждения о равноправии мужчины и женщины. А почувствовав  по настоящему Зейнеп своей женой, Мехди сразу же  вновь попал во власть восточных «бабайских»   настроений.
     Даже после развода Зейнеп  своим чутким сердцем чувствует приключившуюся с Мехди  беду. Именно она находит его в новом магазине,  избитого  до полусмерти Бурханом с подельниками.  Именно Зейнеп везёт пострадавшего в машине скорой   помощи и остаётся с ним в больнице на ночь.

   Верный Нух,переживший  втихую любовную свою драму,  говорит Мехди,что брак не игрушка и ради семьи надо чем-то пожертвовать. Вот Зейнеп ради него отказалась от богатого дома, от замужества с Фаруком и переезда в Лондон,от стажировки в Нью-Йорке,добилась опеки над  приёмной дочерью Кибрит,приняла  девочку в своё сердце.
- А ты чем пожертвовал,Мехди?- Пытается достучаться  до друга Нух.- Что ты сделал,кроме того,что влюбился в Зейнеп?   Ты всем помогаешь-родителям Зейнеп, Беналь, беднякам на районе и считаешь,что жертву приносишь. Нет, друг, это не жертва, а геройство. Потому что нас так научили на районе. Но ты не обязан всегда быть героем.  Сделай хоть раз что-нибудь для себя.  Иначе,если Зейнеп уйдёт,у тебя кроме геройства ничего не останется. Ты с катушек слетел,заперев  жену дома?!
Я сам  видел и слышал,как Зейнеп просила тебя не лезть в неприятности,а ты в который раз повёл себя как бандит. И она от тебя не отвернулась! Жена-авдокат -этим ты хвастаешься. А когда она защищает тебя  от беды, ты её же винишь. Твоя дочь Кибрит рыдает от огорчения, у тебя ребёнок будет от другой женщины, врач сказал,что у избитого тобой Бурхана тяжёлая травма головы. А Зейнеп всё это проглотила и тебя же защищает. Ну конечно,  ты же король высокомерия,а мы все твоя обслуга.  Очнись!  Смири свою гордость!
   Но Мехди упрямо доказывает свою правоту:
-Зейнеп такая  потому, что она не с нами росла. Она всё время сравнивает меня с её отцом Байрамом. Она чувствует  себя главнее меня.
  Вот она- проблема неразрешимая: для Мехди важно быть  главным!  Зейнеп предлагает перевести  переростка Кибрит,над которой издеваются одноклассники, в другую школу и готова сама оплачивать учёбу. Предлагает Мехди  вместе с ней уехать из  дома и жить отдельно, умоляет мужа, страдающего вспышками агрессии,  сходить к психотерапевту и подлечить нервы. Просит переселить Беналь  в снятый для неё дом и пригласить няню для будущего ребёнка и сама из своих средств готова оплачивать её работу.
    Так в чём же эгоизм Зейнеп?    В том,что ей хочется нормальной семьи  и  уважения? В том,что она с горечью готова уйти из разрушающих её жизнь отношений?
   -Я дочь алкоголика Байрама, -говорит Зейнеп,  преодолевая свой страх  от буйного поведения мужа.- Что тебе сделал Бурхан? Не он,  а его отец твоего отца убил.  Почему ты отказываешь ему в праве жить и работать в  родном районе?
 Не потому ли,   что этот район ты,Мехди, ставишь в центр Вселенной? Но мир гораздо больше,чем ты думаешь. Твой район, словно тесный пиджак, который не смеешь снять. Ведь, если   его снимешь, то у тебя ничего не останется и из брата Мехди ты будешь просто Мехди. Именно этого ты и боишься. И не разрешаешь взрослеть ни себе,ни окружающим. Это не забота и не любовь,  а  только твои приказы для всех и ничего больше.

  А старшая сестра Мюжгян  уверяет Мехди:
     -Ты хочешь жену изменить,чтобы она стала такой же послушной,как Беналь. Зейнеп давно покинула этот район,а ты пытаешься запихнуть её обратно.  Будь честен перед собой,Мехди! Ты хочешь,чтобы Зейнеп сидела дома и рожала детей. Но она с первых же дней планирует уехать отсюда. Ты её не изменишь  и она нас не изменит. Мы такие,  какими нас воспитали.

    И Зейнеп наконец-то поняла,что любовь не изменила Мехди. Ей страшно представить,что  с их семьёй будет дальше. Любовь требует обоюдной непрестанной душевной работы и безграничного доверия.А Мехди через день говорит Зейнеп,что опять  подорвал  это доверие. И повторяет,чтобы жена принимала его таким,каков он есть. По совету Нуха просит прощения у Зейнеп, преклонив колени,  а в душе считает себя правым.
Но  мудрецы  утверждают, Бог не дает вам людей, которых вы хотите. Он дает вам людей, в которых вы нуждаетесь. Они причиняют вам боль, любят, учат вас, ломают вас, чтобы превратить  в того, кем вы должны быть. Злом зла не победить,оно не может править миром,а гнев человека-это греховная страсть.
  Понимает ли это Мехди? Понимает. Он переживает за каждую свою вспышку, но вместо  визита к врачу идёт в  пустую мечеть- не на службу и не покаяться, а  просто попросить помощи у Бога.
   Невозможно нам-зрителям без  боли  в сердце  смотреть на эту сцену: у Мехди уставшее, какое-то затравленное лицо,  залитое слезами. Сила актёрского обаяния Ибрагима Челиккола столь велика, что мы-зрители  готовы простить все неблаговидные поступки его героя. Понимаем,что это не только вина Мехди,  но и беда его...
  Многим зрителям легче осудить Зейнеп,которую Мехди лишил радости жизни.
А ей страшно видеть,что в гневе Мехди бывает вне себя  и не властен над собою. Он находится в каком-то нравственном опьянении: и подобен лодке без руля, которую буря бросает во все стороны.
   Вспомним сцену с каким яростным остервенением    разбивает Мехди  стёкла в служебной машине Зейнеп только потому,что  это от  фирмы Барыша. Камера наблюдения запечатлела  жуткую сцену и  от просмотра видео в шоке не только Зейнеп  и обе её мамы,но и кроткая  Джемиле- младшая  сестра Мехди.  Она говорит брату,что понимает ужас Зейнеп, ведь  в своём браке тоже на себе испытала страх  насилия от мужа. 
  Полиция задерживает Мехди за эти противоправные действия,  но он сбегает. И надеется объясниться с Зейнеп,  что его поступки-от любви к ней.
 Вернусь к сравнению главных героев  сериалов «Чёрно-белая любовь»  и «Судьбоносный дом».
Оба и Ферхат и Мехди не верили в любовь и даже пугались этого чувства, оба остро переживали  моменты предательства. Но где мы видели в чужих и даже в наших личных судьбах,   хотя  бы дни, без мелких предательств? Как говорится в песне «Тот,кто верит в любовь без предательства, тот ничего не знает  о ней».
 Однако,Ферхата любовь возродила, а Мехди -сломала,  кинув в бездну безудержной ревности. Ещё Шекспир сказал:  «Бойтесь ревности -зеленоглазой ведьмы,которая  глумливо смеётся над добычей».
   Ревность толкает  Мехди на жуткие поступки: он видит как Зейнеп  дружески общается со своим начальником-главой фирмы Барышем и чувствует его превосходство, понимая в глубине души,что они подходят друг другу.   А  дочке Кибрит  говорит,что не может даже слышать имени Барыша: не доверяет ему и хочет защитить Зейнеп от него. Но разве от Барыша идёт опасность? Чем  он может навредить Зейнеп?   Тем,что  Зейнеп нравятся его профессиональные и человеческие качества и она доверяет ему?
    Вот ещё одна разница между Ферхатом и Мехди: Ферхат защищает  любимую Аслы  от реальных врагов,покушающихся  на её жизнь, а Мехди хочет оградить  Зейнеп  от Барыша-соперника.

Оба  и Ферхат и Мехди проходят испытания тюрьмой. У Ферхата и ранее были колония для несовершеннолетних и тюрьма. Но на этот раз его сажают по ложному обвинению,якобы  за покушение на убийство Аслы. А Мехди  попадает в тюрьму за реальные преступления-похищение Зейнеп и покушение на жизнь Барыша,пытавшего остановить на дороге   машину с заложницей.
  Я-ЗРИТЕЛЬНИЦА содрогалась от страха,  видя как  Мехди  выследил Зейнеп в доме Барыша. Он появляется перед бывшей женой словно рок и в его глазах нет ни капли любви. Чёрная шапка,натянутая до бровей и тряпка с эфиром в руке,которой он зажимает рот Зейнеп,  и несёт её бесчувственную в арендованную машину.
Признаюсь честно, у меня нет сочувствия к Мехди в этих сценах похищения и поездки к матери,чтобы та рассудила его с женой. Я всецело на стороне Зейнеп и рыдаю вместе с ней от ужаса.  Мехди твердит,что он спасает их любовь и не причинит Зейнеп вреда,а в  машине у него лежит пистолет. Для чего? Отстреливаться  от полиции в случае погони или себя убить на глазах  у всех?
 В  тюрьме опытный в криминальных делах Ферхат встречает  мудрого сидельца Азата.  А   Мехди попадает в сети матёрого волка-пахана Дженгиза.  Этот криминальный авторитет- дьвол,искушающий  заблудшего парня.  Он знал  отца Мехди   и помнил  его сынишку  мальчиком.  Пахан чувствует бурю в голове парня и «участливо» говорит:  «Ростом ты стал большой,а улыбка у тебя осталась детская.». И тут же слышит  ответ Мехди  : « Я докажу,чтобы ты никогда не сомневался в моей мужественности».

  Мать твердила Мехди,что у него большое сердце и большая гордость. А тюрьма- монастырь дьявола, питающего эту гордость. Вот Дженгиз и сыграл на этом,поймав  парня в  ловушку. Мехди искренне делится  с паханом  своими бедами:
      —  В нашу первую встречу около моей мастерской Зейнеп вытащила из грязи блаженную  Дерие .  А потом я в нашей семейной жизни упал в грязь и теперь сделаю всё,чтобы очистить пятна этой грязи. 
Осознал Мехди,сколько горя принёс любимой  и даёт обещание выйти из тюрьмы и просить у Зейнеп прощения.
   В тюрьме  Мехди видит домик,  искусно сделанный однокамерником из спичек, и с сожалением говорит:
-А я автомеханик и  мои руки такую работу не приветствуют.
 Спичечный дом, конечно же,символ и его строительство предполагает  тонкую работу рук и души. Послал Мехди это чудесное творение  в подарок Зейнеп,  но она вернула его, ведь это   чужая работа. А они с Мехди   так и не сумели построить   свой дом...
    Человеческие отношения тоже требуют  неустанной работы  и легко разрушаются от обид,непонимания,строптивости,неумения прощать.
   Из  дома,который семья Мехди считала судьбоносным,ушла любимая Зейнеп,не пожелавшая сидеть взаперти и сломавшая дверь. Уехала на родину Зелиха- мать семейства Караджа:не выдержало её больное сердце бурных жизненных потрясений. Покинули  родные стены вышедшая замуж за Нуха  Джамиле и её дочь Ясемин,ставшая студенткой.  Без сожаления  решилась оставить  отчий дом Мюжгян,так и не познавшая личного семейного счастья.  И погибла в свои 45 лет от пули любимого Бурхана,отказав соединиться с ним.
   Мехди продал отчий дом и снял жилище поменьше -вблизи от дома Зейнеп,чтобы она всегда была у него на виду. Теперь там поселились Нух и Джамиле,ожидающие Мехди из тюрьмы.Сюда же приходит рожать дочку Беналь,ведь ей больше не от кого ждать поддержки.

   Джемиле чувствует себя не вправе быть счастливой,когда Мехди грозит тюремный срок. Она теперь за старшую, будто дух погибшей Мюжгян в неё вселился. Уговаривает  Беналь зарегистрировать  с Мехди брак в тюрьме,чтобы  он поберёг себя и чувствовал-его дома ждут.
 Беналь   приносит в тюрьму на свидание  новорожденную  дочку,которую назвали Мюжгян в честь старшей сестры  Мехди.
    Я -ЗРИТЕЛЬНИЦА  до спазмов в сердце переживаю за актёра Ибрагима Челиккола,рвущего душу на части  в этой сцене.  Невозможно без сострадания смотреть на побитого жизнью Мехди: сгорбленная спина, ввалившиеся глаза,в которых поселилась боль, скорбные морщинки на лбу,  запекшиеся губы,силящиеся улыбнуться,  скупые мужские  слёзы, которые Мехди прячет,прижимая дочку к груди.
 -Мой ангел,моя Мюжгян!-С нежностью говорит он дочке.-Твой папа готов умереть за тебя! Моя красавица дочка,ты простила папу?
  И  соглашается на брак,говоря,что хочет воскреснуть из пепла.
    А у пахана Дженгиза свои планы на Мехди. По его наводке устраивается разборка с зеками и Мехди едва не умирает от ран в реанимации.   Организовывает Дженгиз ложные обвинения и требования лжесвидетелей  о выкупе.
  Нух продал свою маршрутку,чтобы помочь Мехди выйти из тюрьмы.Зейнеп  забирает заявление о похищении и вместе с Савашем-братом Барыша защищает в суде бывшего мужа.  Оберегает от стресса приёмную свою дочку Кибрит и Нуха с Джамиле приютила у себя,когда арендатор не пожелал иметь дел с тюремщиком Мехди и выселил их из дома.   
  Дженгиз приближает к себе Мехди и предлагает  возглавить на воле его бизнес-импорт,экспорт. Заплатил  500 тысяч лир  за показания,освобождающие Мехди из тюрьмы. Приказал приготовить шикарный дом  для своего подручного и его семьи и открыть счёт в банке. Криминальный авторитет знает,чем убедить Мехди:

    -Мы никогда не работали с нищими,не трогали сирот. Отныне у тебя появится большая сила.Главное,чтобы ты не отравился ею.Если не будешь внимательным, то в один день потеряешь всё,что заработал.
И Мехди отвечает:
   - Если в этих делах нет ничего грешного,отец, то я буду защищать  и свой авторитет и твой.  Ты подарил мне  жизнь, потому я буду в ответе за всё.
       МНЕ  -зрительнице  искренне жаль Мехди в этот момент. Я невольно сравниваю его с Ферхатом:тот не попался бы на эту удочку ни за какие посулы.
  А Мехди,похоже и впрямь,  после выхода из тюрьмы хочет начать новую  жизнь и доказать всем и Зейнеп свою значимость.
    На глазах родных подручные мафиози встречают Мехди с  караваном  шикарных  чёрных машин. Его семью  везут в богатый дом с терассой с видом на море. И Джемиле удивлена ,что они пьют чай под охраной.
-Во что ты вляпался,брат? - Спрашивает друга Нух.- Откуда всё это?
-Деньги дал Дженгиз,полмиллиона оплатил,чтобы я вышел,-отвечает Мехди.- У меня не было выбора: либо  я в тюрьме,либо с этими людьми. За всё надо ПЛАТИТЬ.  Кафе,рестораны,гостиницы  принадлежат Дженгизу и я буду всем  этим управлять. Знаю,что нет у нас дома и автосалона.  Прости,Джамиле,что оставил тебя одну после гибели Мюжгян.
- Мне плевать на всё это имущество,главное -мы,-горячится Нух.- Я боюсь,Мехди,  того,что ты можешь сделать со своей силой.Не следуй за Зейнеп. Дженгиз за 500 тысяч взял тебя в заложники?
- Я люблю Зейнеп,но не буду для неё опасностью,-уверяет Мехди.-  Я  чувствую себя таким сильным,что НИКТО не посмеет выставить мою семью за дверь.   
    Многие зрители считают,что в этих сценах Мехди похож на Ферхата из ЧБЛ.  Понятное дело,ведь оба образа создал актёр Ибрагим  Челиккол.
  Но мне кажется,  сходство на этом и кончается. Нет у Мехди той стати и внутреннего железного стержня,  как у Ферхата. Простой автомеханик сбрил усы, надел дорогую одежду, выпрямил спину, получил власть и свободу, но по сути продал себя криминалу. Не будем делать скидку на наивность Мехди,ведь даже Нух понял цель этого преображения.
   Вот колонна машин  подъезжает к дому Зейнеп  и перед Мехди ,как перед авторитетом ,помощники открывают дверцу машины.  Султан, Сакине,Нермин и Зейнеп  переживают,что он опять учинит скандал. Но Мехди просит у всех прощения и благословения,  клянётся честью,что изменит жизнь.
- И после развода у нас с Зейнеп осталась связь: она мой адвокат и мы родители нашей  дочери Кибрит. Но каждый пойдёт теперь своей дорогой и я обещаю построить семью с Беналь и нашей дочкой Мюжгян.
    Кибрит очень скучала по папе и едет с ним в новый дом. Беналь надеется на семейную жизнь с Мехди,но он даже не смотрит на неё. Говорит,чтобы не ждала от него любви,потому что в сердце навсегда Зейнеп.
    И с первых же дней семья Мехди попадает в перестрелку:  так пахан Дженгиз устраивает своему новому подручному проверку на верность.
 Мехди в бешенстве   выговаривает помощнику пахана, что он не кукла Дженгиза и не потерпит нападения на его семью. На свидании  с Дженгизом  Мехди требует ответа  за нападение.  А тот отвечает,что испытания семьёй и любимыми-плата за полученную силу и свободу. Мехди грозит  обрушить весь мир за своих любимых.
  Новое дело,похоже,не очень по душе Мехди.Он объезжает со своей свитой    все торговые точки,  контролируя  бизнес и тех,кто обслуживает его. Выясняет, что немало есть людей,обиженных Дженгизом и его приспешниками. У них выбивают долги и досаждают угрозами семьям.
   Мехди не хватает рядом  надёжного друга,ведь они с Нухом всегда  и во всём были вместе. Но пока Мехди был в тюрьме,Нух лишился  и дома,и маршрутки,и работы. Теперь он водитель Барыша и Мехди считает это предательством. Но Нух понял  бандитские методы подельников Мехди и говорит Джемиле:
 - Что мне делать? Надеть чёрное? Мне дадут чёрную машину,чёрный пистолет и я начну играть в мафию,как Мехди?  Мы были прекрасными людьми… Я устал от проблем Мехди.Хватит! Я тоже человек! У меня есть честь,гордость. Я не буду работать с Мехди.
   А  Зейнеп не перестаёт беспокоиться за бывшего мужа.  Навещает  его   в гостинице-офисе управляющего и дивится его вальяжности,гордости и самоуверенности.И не может принять нового  Мехди. Но в глазах его тоска по прежней жизни:
-Где тот день,Зейнеп,когда ты стала адвокатом?- Это было хорошее для нас время. Понимаю,что твоё доверие ко мне пошатнулось,но я не причиню тебе вреда.
-Хочется верить в это,-отвечает Зейнеп.-Но желания и надежды,к сожалению, угасают.  У тебя есть работа престижная, есть  телохранители.Ты  чувствуешь теперь себя сильным. Но где ты ,мастер Мехди,которого я полюбила?
Оба понимают,что к прошлому  вернуться невозможно и трудно их сердцам  смириться с этим...

   Барыш  завоевал расположение обех матерей Зейнеп.  И Султан с Эмине считают  его идеальным мужчиной-красивым,умным,заботливым,щедрым,благородным.  Все замечают, как дружеские отношения Барыша и Зейнеп постепенно переходят  в романтические.
    Барыш через своих адвокатов нашёл скрывающегося мошенника Экрема,отсудил и вернул Нермин все украденные деньги  и бизнес. Нермин делиться богатством со своими близкими в благодарность за то,что приютили её в трудную минуту.
  Но бывший муж со своей любовницей и из-за границы мстит Нермин и Зейнеп.Нанимает стрелка для их убийства. Киллер на мотоцикле стреляет в Зейнеп на глазах у Мехди и тот закрывает любимую собой. Раненного Мехди оставляют в доме Зейнеп и обе матери видят  как разрывается  сердце их  милосердной дочери  от жалости  к бывшему мужу.  Она не может забыть Мехди.
 ПОЗВОЛЮ СЕБЕ ещё одно небольшое отступление.
Многие фанатки  актёра Ибрагима   Челиккола  настолько сильно переживают за его героя  в «Судьбоносном доме», что не в силах пересматривать серию, где Мехди погибает. Потому   обвиняют в его гибели Зейнеп,Барыша и всех остальных в их окружении.
 Я тоже  фанатка Ибрагима, но ещё и  журналистка,пишущая исследовательскую статью о ролях. И как бы  больно мне не было,как бы горько  не рыдала я над судьбой  любимого Мехди,всё же в пятый раз с ручкой и блокнотом я пересматривала эту серию,где  Мехди подставляет себя под пули убийц-наёмников пахана Дженгиза.
   Будем справедливы:к могиле Мехди привели не Зейнеп и её мамы,не Барыш и не Нух. Мехди сам определил  свой жизненный путь как запутанный и сам заблудился в этой круговерти.
   Слишком поздно понял Мехди свою ошибку,доверившись в тюрьме Дженгизу. Ему захотелось вернуться в прежнюю жизнь,где  он был простым мастером Мехди. Вот и привычные усы на его лице отросли,  и одежду -свитер под горло,кожаную куртку с джинсами достал  из шкафа. Но как говорится в восточной пословице: «Если бы сад знал,что наступит осень...Если бы птица знала,что станет добычей...»
 Предполагаю,что Ибрагим  Челиккол отдал роли Мехди половину своего сердца,прожив на экране трагедию героя со всеми переливами эмоций.Как меняется лицо Мехди на протяжении серий:  от добродушного  и приветливого до затравленного жизнью и печатью  сознания собственной вины и стыда за неблаговидные поступки.
     Отказ Мехди от сотрудничества с мафией не принимается. Дженгиз требует   вернуть  долг- вложенные за освобождение из тюрьмы деньги в двойном размере и определяет срок в 24 часа.
А до того подельники Дженгиза обстреляли дом Зейнеп и Барыша,да еще закинули  в разбитые окна камень  с запиской  «Привет от Мехди!»
Самое ужасное,что  все близкие поверили в причастность Мехди к обстрелу: даже Зейнеп,  даже вечно покорная Беналь,отчаявшаяся построить  с любимым нормальную семью и убежавшую от него.Беналь страдает от того,что  крошку -дочку Мюжгян пришлось оставить у Джемиле с Нухом,ведь Мехди не позволил  забрать кровиночку.
   Барыш с Савашем и их дядя Али- Рыза  собрали перепуганных обстрелом Зейнеп с её мамами,Султан с Эмине  и Беналь у себя в доме.   
И вот в этот дом к Барышу приходит объясняться  Мехди. Говорит о мести пахана Дженгиза  из-за отказа сотрудничать с мафией. Выслушивает от всех женщин горькие упрёки в свой адрес. Смотрит на обвиняющих  больными глазами и только Барыш поверил Мехди, понял, что  у него лицо смертника. Он сам себя приговорил и знает,что умрёт.
-Я бы никогда не смог выстрелить в тебя,Зейнеп,-говорит Мехди своей любимой.-Сам бы встал за тебя под пулю.И за тебя,Барыш,тоже.
В этот момент все как бы прозрели и увидели  не управляющего бизнесом  в модном и дорогом прикиде,а прежнего мастера  Мехди в привычной куртке и потёртых ботинках. И все готовы помогать Мехди и его семье.  Али-Рыза, некогда служивший в разведке, просит помощи у своего давнего друга: вычислить по всем каналам личности бандитов и разделаться с ними.

   Мехди вызывает Барыша на доверительный разговор и просит его сохранять спокойствие,ведь адвокат действует в рамках закона,а бандиты этого не понимают.
-Если ты вмешаешься,то будет только хуже,особенно тем,кого ты любишь. Поверь,хуже смерти нет ничего.А мне уже всё равно.
   Мехди просит Джемиле и Нуха увезти свою дочку Мюжгян к маме Зелихе в другой город. Но сестра   не в силах оставить Мехди  одного со всеми его бедами.
Последняя попытка Мехди договориться с мафиози Дженгизом   на свидании в тюрьме не удалась.Он готов отдать свою  жизнь,только бы бандиты не трогали его близких. Но пахан непреклонен и грозит должнику страшными карами.

 -Если бы я знал,что ты такая паршивая собака,то убил бы тебя первым,-говорит Мехди  Дженгизу.
-Если бы ты был способен на такое,ты бы не клянчил деньги,-издевательски парируе пахан.-Время разговоров прошло.Мы ждём деньги!
  Али- Рыза с Зейнеп приезжают в дом Мехди обсудить сложившуюся  ситуацию и готовы  перевезти Джамиле с крошкой Мюжгян  в охраняемый дом Барыша, чтобы грудная девочка была рядом с мамой Беналь. Но Джамиле отказывается ехать и обещает ждать известий от Мехди дома. А Нух,выслушав правду о мести Дженгиза,  заверяет друга ,что будет с ним вместе:
-Мы с тобой братья  не для вида,а братья до могилы.
      Мехди собрался сам разрубить завязавшийся узел зла и звонит Мето-  приспешнику пахана, требуя не трогать его близких и обещая привезти долг.   А тот с садистским удовольствием сообщает,что Зейнеп  с малышкой Мюжгян уже у них в заложниках,ведь  отследить  маршрут и остановить машину Али-Рызы не составило труда. Теперь Мехди надо до утра  собрать деньги и   привезти  по указанному адресу.
И Мехди с Нухом мчатся  туда. Похитителей сморил сон и Зейнеп,  привязав малышку к груди,вылезает из запертой комнаты в окно. Пытается убежать,а за ней гонится свора  вооружённых бандитов. Подоспевший Мехди отсреливает их и ранит Мето. Нух  работает кулаками. Но Мето целится   в спешащую к Мехди Зейнеп с малышкой на руках,а Мехди закрывает их собой. На  его сером свитере  расплываются три огромных кровавых пятна от смертельных пуль.На глазах потрясённой Зейнеп он падает на землю и лицо его не искажает боль, а приобретает умиротворённость, ведь он сделал всё,что мог…

…Смерть Мехди стала шоком для всех. А для Зейнеп жизнь остановилась на месте его гибели.
-Я не могу забыть его последний взгляд,- говорит она Эмине.-Не знаю,как я справлюсь с этим. Как мне жить? Мехди появился в моей жизни как молния. Я совсем не хотела влюбляться,но влюбилась и не смогла  избавиться от этой любви. Мехди был очень хорошим и смелым человеком,а его сердце-добрым. Но он запутался в конце пути и жизнь бросила его под пули…

Я- ЗРИТЕЛЬНИЦА  вместе с Зейнеп оплакиваю Мехди. Мне он дорог со всеми своими ошибками и доблестями,ведь  каждый из нас   по сути похож на этого экранного героя.
В знаменитой  песне  Сезен Аксу    «Слёзы Бога»    есть такие слова : «Каждый человек  склонен в предательству,к убийству,  каждый человек  и милосерден и жесток». 
 В нашей  жизни всё бывает: кажется упадёшь в грехах своих на самое дно  пропасти и не поднимешься уже. Но находишь в себе силы встать и сделать  новый шаг.   
   А ещё меня поразила вот такая  восточная притча 
«В конце жизни человек должен ответить на два вопроса:
Умел ли ты радоваться жизни? И принесла ли твоя жизнь радость другим?»
Будем думать об этом,мои дорогие читатели...


Рецензии