Авангард

Варез — «Ionisation», «Dеserts», «Amеriques». В них вы слышите как будто вселенная звуков — сирены, ударные, казалось бы «не музыкальные» шумы — обретает форму.


Кейдж — «4;33;» (тишина как рамка), «Variations», «Six Melodies». Музыка как объект размышления, музыка как слушание, музыка как опыт вне ожидаемости.
Википедия


Гласс — «Music in Twelve Parts», «Glassworks», опера-«Einstein on the Beach», концерты, и др. Простые мотивы, повторяющиеся, иногда почти пульсирующие, травление времени — слушатель становится свидетелем малых изменений: голос, текстура, ритм/синтезатор.




Слушая музыку Вареза: вселенная, природа контраста — тьма и шум, пространство и плотность. Это как горизонт, на котором облака сталкиваются, сверкают громы — звуки текут как река, внезапно обрываются.

Кейдж: ощущение времени замедляется. В тишине – ритм моего дыхания, шорох зала, слабый звук вентиляции — всё становится музыкой. Это как дыхание, как медитация, как приглашение к внутреннему слушанию.

Гласс: гипнотизм, застой времени, но в прекрасном смысле. Повтор — не скука, а врата; изменения едва уловимые, но именно они дают глубину. Это как рассвет, когда свет медленно расцветает, или как дождь, где капли падают, ряды капель звенят, но их тысячи — и в них весь мир.

Вывод

Варьирующие типы:

Варез — революция звука, деконструкция «что такое музыка», крупные архитектурные формы, шум и перкуссия как витальные элементы.

Кейдж — философия, слушание, случай, тишина, переосмысление роли композитора и слушателя.

Гласс — возвращение к мелодии и гармонии через минимализм, но в новом ключе: сквозь повтор, трансформацию, через малое к величию.


Рецензии