Суворов о Кутузове говорил Умён, умён, хитёр, хитё
Друзья!
Из Сети
"Согласно сведениям эзотерического характера, которые разделяют Н. К. и Е. И. Рерихи, М. И. Голенищев-Кутузов был главной исторической фигурой, проводившей в России линию Иерархии в канун Отечественной войны 1812 года.
В учении говорится о встрече полководца с представителем Белого Братства Сен-Жерменом (Учителем Ракоци). Считается, что Кутузов получил от Сен-Жермена советы, которые сыграли важную роль в победе русской армии над Наполеоном".https://alice.yandex.ru/?
...Други!
Е.И.Рерих была внучкой М.И.Кутузова.
Подробнее.
"Е.И. Рерих – И.И. Голенищеву-Кутузову
17 октября 1935 г.
Дорогой мой Ваня, очень обрадовалась твоему письму, но что с твоим здоровьем?
В чем выражается твое недомогание? Опиши, пожалуйста, во всех подробностях.
Известие это крайне огорчило меня. Но во мне живет твердая надежда не только
увидеть тебя, но и поработать вместе. На твое письмо не могла ответить тотчас
же, ибо сама занемогла и даже слегла, что со мною почти не бывает. И сейчас,
хотя уже прошло два месяца, все еще не в своей тарелке. Пишу тебе накануне
возвращения Н.К. и Юрия, которые, как ты, может быть, слышал, почти два года
были в отсутствии в новой экспедиции в Гоби. Я же оставалась в наших горах со
Светиком и нашим другом и верным сотрудником Владимиром Анатольевичем
Шибаевым. Конечно, мы живем в раю, ибо нет ничего, что могло бы сравниться с
величием, красотою и особою атмосферою духовности, которой насыщены наши
Гималаи. Подумай только: мы живем в самой древней Ариаварте, стране всех
благословенных Риши, давших миру все непревзойденные в своей мудрости
Заветы. И до сих пор магнетизм их духа и сердца и красота мысли живут в наших
горах.
Прочла внимательно твое письмо. Конечно, Бог есть любовь, и все
существование Вселенной обязано именно любви, и ничему другому. Но как
безобразно и кощунственно понята эта любовь! Именно понятие любви сейчас
дальше всего от нашего человечества! В это высшее космическое понятие оно
вложило все свои каннибальские или самоедские понятия. Потому как-то тяжело
и стыдно произносить слово «любовь». Оно стало величайшей профанацией в
устах двуногих!
Не согласна я с тобой, родной Ваня, что никто ни в чем не виноват. Нет, именно
все мы виноваты, и во всем. Раз вся Вселенная есть нескончаемая цепь причин и
следствий, то как же мы, частички этой Вселенной, можем быть изъяты из этого
космического закона? Предопределение, о котором ты пишешь, потому и
существует и осуществляется, что оно является следствием причин. Потому я не
согласна также с утверждением, что при переходе в надземный мир все
немедленно должны найти удовлетворение и счастье и смысл всего, что они
искали на Земле, ибо это противоречило бы вышеупомянутому основному
космическому закону. Несомненно, те, кто искренно искали смысла на Земле и
устремлялись к высшим идеалам, и найдут их там, но в полном соответствии с их
устремлением. Нет более точных весов, нежели те, которые сам человек носит
при себе, – именно его аура, сотканная из энергий побуждений и мыслей.
Именно эти энергии несут дух на сложенную им самим высоту. Мир Тонкий, или
Астральный, есть мир следствий, и потому те мысли и устремления, которые не
могли быть приложены на Земле, найдут себе применение там, ибо там живет и
действует внутренний, истинный человек со всеми его чувствами и
устремлениями. Но разве можно ожидать, чтобы человек, погрязший в
(https://roerich-lib.ru)
преступлениях и животных мыслях, мог найти там счастье и удовлетворение? Раз
следствие есть точное развитие причины, то как может злобный убийца,
растлитель или кретин очутиться в условиях благополучия в высших сферах,
которые нестерпимы для него в силу своих утонченных вибраций! И не только
нестерпимы, но даже одно приближение существ из высших сфер вызывает у
него страшные муки, и он заживо разлагается от прикасания к нему энергий
высших. Великая ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ и точность сродства или вибраций
царствует во всей Вселенной. Мы ведь живем в гигантской Лаборатории и сами
представляем из себя такие очаги, потому можно представить себе, как энергии
или химические ингредиенты, входящие в нашу ауру, действуют на окружающую
нас среду и в свою очередь сами впитывают или отталкивают энергии
окружающие. Взаимодействие всюду и во всем. Принципом равновесия держится
мир, и этот Завет проходит красною нитью во всех Учениях. Достижением
равновесия человек достигает освобождения от притяжения Земли и может
сознательно одновременно действовать в трех мирах: земном, тонком и огненном
(духовном или мыслительном). При таком расширенном существовании, при
таком просветленном сознании жизнь становится полна смысла, красоты и
особой мудрой радости. Расширенное сознание указует нам пути эволюции, пути
будущего, и ум наш склоняется в великом смирении и признательности перед
величием и мудростью Единого Закона Любви, выражающегося здесь, на Земле,
в виде Закона Кармы (многие восстанут против такого определения кармы).
Потому, конечно, всякое насилие так противно законам Вселенной и неминуемо
должно вызывать взрывы и разрушения. Оглядываясь назад, можно найти
глубокие причины, подготовившие падение старого мира. Ведь то удушение
мысли и духа, которое проводилось в нашей стране, и породило все
последующие безумия. Долго сдерживаемая плотина прорвалась и смела все на
своем пути. Так, никто и ничто не может остановить мысль – эту огненную
энергию и Венец Мироздания. Да, великий сдвиг произошел в сознании масс
всех стран, но с этим многие еще не могут примириться и все еще надеются
вернуться к прежней безответственной жизни. Именно безответственной, и мы,
русские, особенно болели и болеем еще этим разрушительным недугом [1]. Не
думай, родной Ваня, что я оправдываю все происшедшее, все разрушения
творимые. Конечно, нет, и я никогда не смогу примириться или оправдать все
кощунства и все ужасы безбожия и все прочие следствия творимые. Но когда без
предубеждения ознакомишься со старым сознанием, то понимаешь, как
неминуемы были бедствия, постигшие нашу несчастную родину [2]. И конечно,
бедствие это обрушилось на нее не потому, что русский народ был хуже других,
во многом он гораздо лучше многих, но именно в силу его массового невежества
и чудовищной безответственности, царившей среди привилегированного
сословия. Именно безответственностью болели и болеют русские люди. Ведь
такое понятие, как гражданский долг или ответственность, до сих пор еще не
укладывается во многих башках [3]. Среди военных можно было еще найти
понятие долга или чести, но в гражданских кругах, как это ярко выявлено было
революцией во всех ее фазах, об этой жар-птице никто и не слыхал! Вот, родной
мой Ваня, к каким мыслям я пришла за все годы странствований и встреч с
разными людьми. Ведь дома я устроила себе особое существование, как бы вне
жизни. Жила своей внутренней жизнью, окруженная любимыми книгами и
искусством, и редко кого допускала к себе, и потому видела лишь мираж, не
зная всей скорбной действительности. Теперь же много разочарований пришлось
испытать, многое что я уразумела. Из этих беглых намеков не подумай, что я
сочувствую уравнению по невежеству и по массам. Нет, для меня ничего нет
более отвратительного, чем всенивелирующий принцип. Ведь принцип
однообразия, прежде всего, противоестествен, ибо противен всем Космическим
Законам. Само Бытие основано на беспредельной дифференциации. Вся природа
живет разнообразием и в борьбе, и в этом обретается вся мощь и красота.
Потому можно сказать: однообразие – смерть, и разнообразие – жизнь. Также во
всем Космосе царствует закон Иерархии. Именно в Космосе существует
подчинение низшего высшему. На чем же основана эволюция? Что же может
существовать без понятия Ведущего? Так, разнообразие форм и проявлений при
единстве огненной сущности, борьба ради гармонии или достижения
усовершенствования и Иерархический ведущий Принцип есть основы
существования. Природа – наш единственный и величайший Учитель и
Законодатель!
Теперь о предопределении. Нельзя отделить Вечное от временного. Вечность
есть основа, на которой ткется вся фантасмагория преходящего в мире. Из этого
преходящего и в то же время непрестанного движения и складывается в нашем
сознании понятие Вечности.
Потому предопределение существует как для вечного, так и для преходящего. Но
для вечного предопределение это именно в его вечности, тогда как для
преходящего оно в его вечно сменяющихся фазах, непрестанно вызываемых или
порождаемых новыми причинами и следствиями, которые в свою очередь
становятся причинами, и так ад инфинитум.
Наша высшая огненная сущность вечна и неизменна, но сознание или душа,
собирающаяся из энергий, накопленных вокруг основного огненного ядра,
нарастает и изменяется. Так, наше огненное зерно духа есть вечный носитель
постоянно сменяющихся форм и выражений, порождающий в своем прохождении
через разные сферы и миры непрестанные причины и следствия,
складывающиеся в определенную форму предопределения. Знание
закладываемых причин поможет творить сознательное предопределение или же
судьбу. А пока что вещие сны лучше всего оповещают человечество о грядущем.
Так, карта мира давно настолько определилась, что ее, именно, можно видеть в
вещих снах. Помню, как в самом начале войны я видела карту Европы и Азии
так, как она сложилась именно теперь. Но уже новое предопределение
уготовлено преступлениями старого мира. О родине печалиться не будем.
Конечно, спасут ее не партии, но именно Иван Стотысячный. И этот Иван
Стотысячный потребует нового Света, новой духовной пищи и догматов,
оправданных разумом и логикой. Потому и ризы новых духовных наставников
должны стать действительно белоснежными, и они должны будут идти стопами
Владыки Христа, но не отображать Великий Образ в кривом зеркале своего
стяжательства. С большим духовным удовлетворением читала я книги
«Добротолюбия» и труды Оригена «О Началах». Диву даешься, как отошли наши
церковники от первых чистых заветов христианства! И подумать только, что
лишь в шестом столетии по Рождеству Христову на Втором Константинопольском
соборе была отменена догма о перевоплощении! Так наслаиваются ухищрения
корыстолюбивых и малых умов, становящиеся догмами для последующих
поколений, уже не дерзающих думать самостоятельно, ибо время, этот маг и
волшебник, преобразило суждения преходящих и ограниченных умов в
незыблемые догмы и чуть ли не в Божественные Откровения.
А сколько в Евангелии утверждений о перевоплощении! Именно в словах Самого
Христа! Великий грех приняли на себя отцы церкви за изъятие из сознания
вверенной им паствы этого закона Высшей Справедливости! Но и мы не менее
грешны за пассивное попустительство, за непротивление злу.
Так, все мы виноваты за себя и за всех, и отделить себя от всего человечества и
от Космоса мы не можем. Истинно, Космос в нас, и мы в нем. Но лишь осознание
этого дает нам возможность приобщиться к полноте такого существования.
Основные вопросы смысла нашего существования давно решены, но люди не
хотят их принять, ибо никто не хочет нести ОТВЕТСТВЕННОСТИ за каждую мысль
свою, за каждое слово и поступок. Так приходим мы сюда на Землю, пока не
выполним принятой на себя ответственности – усовершенствованием себя
усовершенствовать и Землю, и все окружающие сферы.
Ты пишешь правильно: «Что есть наша справедливость, пока мы не имеем
Любви?» Ибо, истинно, справедливость без высшего знания, которое дается при
раскрытии божественной любви в человеке, есть лишь гримаса ее. Правильно,
что чем ближе к Богу, тем меньше осуждения. Но при этом мы не должны впасть
в другую крайность – именно, в непротивление злу. И это непротивление злу
приносит вреда еще больше, нежели в рвении духа совершенная по незнанию
несправедливость, ибо пострадавший от нее найдет воздаяние если и не в этом
мире, то в надземном, где происходит жатва. Но кто может учесть сферы
распространения заразы зла из-за непротивления или малодушного и
близорукого попустительства? Силы Зла активны и солидарны во всех своих
начинаниях и яры в действиях, но светляки, или «теплые», никак не могут
объединиться, ибо заняты самоедством. Так завершается конец нашей Пятой
Расы, и нарождается великий Цикл Шестой с новым обновленным сознанием.
Твоя мысль о постоянном Соборе Мирового Патриархата отвечает во многом
нашей давно взлелеянной мечте о Совете Культуры. Но, конечно, для отжившего
сознания уходящей расы такая мысль должна казаться утопичной. Истинно,
Совет или Лига Культуры осуществится в грядущей расе, расе с пробужденной
духовностью. Но все же уже немало предвестников Шестой Расы появилось на
Земле. Именно их светлые идеи цементируют пространство для будущего
воплощения на Земле. Именно они создают и отстаивают все светлые начинания
и ополчаются против полчищ тьмы. Между прочим, я верю в светлое будущее
Южной Америки. Потенциал ее велик, и в горниле борения они обретут мощь и
найдут свой прекрасный путь. Именно они первые поддержали великую идею
Знамени Мира и Пакта охранения сокровищ человеческого гения. Они первые
поняли высоковоспитательное значение Знамени Мира и Пакта для
подрастающих поколений, сознание которых от малых лет будет приобщаться к
пониманию незаменимой ценности сокровищ человеческого творчества. Ведь
лишь таким пониманием, такою бережностью к высшим понятиям и ценностям
сможем мы победить в себе зверя и всю грубость, присущую этому состоянию.
Так, родной мой Ваня, воспрянь духом, идут великие события и огромные
возможности.
Январь 1936. Письмо, начатое в октябре 35-го года, заканчивается в первом
месяце 1936 года. Год этот, предуказанный всеми Писаниями, есть год
решительной Битвы между Силами Света и тьмы. Много событий можно ожидать,
все исчадие ада вышло на поверхность Земли. Много темных нападений, и мы
уже испытали их на себе, потому и письмо мое осталось недоконченным. Так, в
самом сердце строения нашего обнаружилось неслыханное предательство. Иуда
собрался разрушить все созданное нами и верными сотрудниками нашими, и
если не уничтожить, то лишить нас всего. Горькую Чашу пришлось испить,
преподнесенную теми, кто имел наше полное доверие. Но на пути светлого
строительства предательство неизбежно. Оно должно как бы еще больше
оттенить силу Света. Мы бодры и мужественно приняли бой и сражаемся вместе с
верными сотрудниками. По размерам и подготовленности своей предательство
грандиозно. Но мы знаем о конечной победе и не смущаемся трудными днями.
Есть радость и торжественность в битве за Свет и Справедливость. Надеюсь,
родной Ваня, что здоровье твое не ухудшилось за это время. Напиши, родной,
получил ли ты посланные тебе книги? Помнишь, как тебе нравилась книга Свами
Вивекананды? Да, нет выше мысли, рожденной в Ариаварте. Родной Ваня, живет
во мне уверенность, что мы увидимся еще с тобою, но явим терпение, уже не
лета, но годы остались. По всем предсказаниям, в 1940 году засияет наша
родина, как «Чертог Небывалый», и суждено ей Благоденствие на многие годы.
Н.К., Юрий и Светик шлют тебе и Леночке самый сердечный привет. Светик стал
замечательным художником, портретистом, но прекрасно пишет и пейзажи;
очень интересуется целебными травами, изучает местную древнюю фармакопею,
вообще же он – кладезь знания. Юрий – историк и лингвист, бегло говорит на
тибетском, монгольском, персидском языках и продолжает изучение санскрита.
Написал несколько книг на английском языке, составил огромный словарь
тибетско-английский и сейчас заканчивает отчет по экспедиции в Гоби и уже
начал большой труд «История Средней Азии». Они – моя большая радость. Н.К.
трудится не покладая рук и насыщает своими творениями весь мир. Много книг
вышло о его разнообразной деятельности. Я много пишу, ибо корреспонденция
по духовным вопросам у меня немалая. Живем и мечтаем приложить свои силы и
накопленное знание в Новой Стране. Так доживем, родной Ваня, до встречи.
Обнимаю тебя и Леночку, помню ее.
Всего светлого, сердцем с тобой".
https://roerich-lib.ru/
P.S.
Голенищев-Кутузов Иван Иванович-
vорской офицер Российского Императорского флота,авиконструктор.1885 — 1948
Иван- прямой потомок Князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского по женской
линии, родился 10 февраля (по старому стилю) 1885 года и принадлежал к числу потомственных дворян
Псковской губернии.
В 1898 году успешно выдержал приемные экзамены в Морской кадетский корпус (МКК) и был зачислен в
пятое отделение младшей кадетской роты.
В летнюю кампанию 1900 года впервые совершил трехмесячное плавание по Финскому заливу на
учебном судне «Моряк».
B начале 1901 года принял участие в пышном праздновании 200-летия Морского кадетского корпуса.
B январe 1901 г. кадету Голенищеву-Кутузову было предоставлено право ношения Знака "В память 200-
летнего юбилея Морского Кадетского Корпуса".
За торжествами 1901 года последовали очередные учебные будни в стенах корпуса и практические
плавания на устаревшем крейсере I ранга «Князь Пожарский» и учебном судне «Верный».
В сентябре 1902 года Иван Голенищев-Кутузов стал младшим гардемарином, через год — старшим
гардемарином, а затем — унтер-офицером.
В МКК Иван провел шесть лет.
Начавшаяся Русско-японская война 1904-1905 гг. внесла неожиданные коррективы в выпуск
гардемаринов МКК 1904 года.
28 января 1904 года - на следующий день после внезапного нападения японских миноносцев на русские
корабли у Порт-Артура - в Морской корпус прибыл ЕИВ Николай II с супругой и произвел всех
гардемаринов МКК в мичмана.
Поэтому выпуск МКК 1904 года называют досрочным «царским выпуском".
Циркуляром ГМШ № 23 от 28.01.1904 г. мичман Голенищев-Кутузов И.И. был зачислен в Каспийский
Флотский экипаж и к 10-му февраля явился к месту службы на Баилов мыс в Баку.
Началась будничная служба на транспортах и пароходах КФ - в основном, по переброске грузов и
снаряжения с кавказского берега Каспия на туркестанский и обратно.
В 1904 году плавал вахтенным начальником пароходов «Астрабад», «Геок-Тепе», транспортов «Аракс» и
«Баку».
"24 сентября 1904 года, в помещении Бакинского морского собрания Каспийского флотского экипажа,
мичман Длуский нанес оскорбление действием мичману того же экипажа Голенищеву-Кутузову,
который и вызвал первого на дуэль. Суд капитанов Бакинского порта, в виду маловажности причины для
оскорбления, нанесенного мичману Голенищеву-Кутузову, дуэли не разрешил, а постановил предложить
мичману Длускому, находя поступок его несовместимым с достоинством офицера, подать прошение об
увольнении его от службы, что им и исполнено. Высочайшим приказом 1-го ноября 1904 года мичман
Длуский уволен от службы по прошению."
Мичман Голенищев-Кутузов какое-то время сильно заикался, что иногда служило предметом шуток, -
это могло быть и причиной дуэли.
В 1905 году плавал вахтенным начальником пароходов «Красноводск» и «Астрабад».
По состоянию здоровья был уволен от службы 29.07.1906 г. и пребывал в отставке до 07.07.1908 г., когда
по прошению вновь определен во флот мичманом.
С 08.07.1908 г. до 09.03.1909 г. исполнял обязанности производителя гидрографических работ комиссии
по обзору Финляндских шхер.
В ноябре 1908 года мичмана Голенищева-Кутузова перевели в Кронштадтский флотский экипаж и в
январе 1909 года назначили на крейсер «Аврора». Однако он прослужил там недолго, и уже через
неделю оказался на учебном судне «Европа».
Стремясь увеличить свои познания в области минно-торпедного оружия, в октябре 1909 года Иван
Иванович поступил в Минный офицерский класс.
Произведен в лейтенанты 06.12.1909 г.
01.10.1910 г. окончил МОК с присвоением звания «минный офицер 2 разряда» (02.10.1910 г.).
В чине лейтенанта некоторое время служил в Учебно-минном отряде Балтийского флота.
1910 г. - Награжден Золотым знаком в память окончания полного курса наук Морского Корпуса.
В ноябре 1910 года переведен в Сибирскую флотилию.
1910-декабрь 1913 - минный офицер крейсера «Жемчуг».
Иван Иванович прекрасно выполнял свои обязанности минного офицера и 6 декабря 1911 года был
награжден орденом Станислава 3-й степени.
7 января 1913 года зачислен в минные офицеры 1-го разряда.
В апреле 1914 года лейтенанта Голенищева-Кутузова перевели на Балтийский флот в 1-й дивизион
эскадренных миноносцев «групповым минным офицером», т. е. начальником минно-торпедной службы
дивизиона.
14.04.1914 г. - назначен минным офицером эскадренного миноносца ( ЭМ )"Эмир Бухарский".
В Первую мировую войну служил на Балтике.
В ночь с 17 на 18 июля 1914 года на ЭМ "Эмир Бухарский" принимал непосредственное участие в
постановке минных заграждений , перекрывающих Финский залив от полуострова Порккала-Удд на
севере до острова Нарген близ Ревеля, на флангах прикрытых береговыми батареями. В эту ночь минные
заградители под прикрытием линейных кораблей, крейсеров, эсминцев и подводных лодок выставили в
указанном районе более 2 тысяч мин.
С 1915 года служил «групповым минным офицером» в 4-м дивизионе эскадренных миноносцев и на ЭМ
«Лихой» участвовал в боевых действий на Балтике. Разведка, прикрытие сил флота, постановка минных
заграждений, обстрел береговых укреплений противника - везде требовались эсминцы.
01.03.1915 г. - За образцовое выполнение боевых заданий награжден орденом св. Анны 3-й степени с
мечами и бантом.
08.06.1915 г. - разрешено ношение Бухарского ордена Золотой Звезды 3-й ст.
6 декабря 1915 года «за отличия в службе» произведен в старшие лейтенанты.
В марте 1915 года лейтенант Голенищев-Кутузов направил в Морской генеральный штаб докладную
записку со своим первым проектом глиссирующего катера для торпедных атак с дистанции в 3-5
кабельтовых (550-930 метров).
В целом докладная записка была воспринята положительно, но в отзыве на нее отмечалось, что для
создания катера необходим достаточно легкий и мощный двигатель, получить который в годы войны не
представляется возможным.
"""Белая Россия """ Вступить
;; ; ; ; ;
99+ 1 99+
Мы применяем рекомендательные технологии. Закрыть Подробнее
Второй проект Голенищева-Кутузова — аэроглиссер - в октябре 1915 года получил положительный отзыв
в штабе Балтийского флота, а в ноябре - в Морском генеральном штабе.
Морской Министр адмирал Григорович, основываясь на докладной записке Морского генерального
штаба, распорядился отыскать средства на постройку аэроглиссера.
В октябре 1915 года последовал заказ на постройку первого прототипа на заводе С. С. Щетинина -
первом русском авиационном заводе, открытом еще в 1909 году.
В конце ноября 1915 года аппарат, названный «Аэроглиссер № 1», с одним мотором «Аргус» подготовили
к испытаниям и отправили в Баку в Школу Морской авиации.
В январе 1916 года начались испытания «Аэроглиссера № 1», которые проводили инструкторы Бакинской
авиашколы.
В марте 1916 года испытания успешно закончились.
Дальнейшая судьба «Аэроглиссера № 1» неясна, не исключено, что его вернули на завод, и он сгорел в
ночь на 7 января 1917 года.
В декабре 1915 года Голенищева-Кутузова направили в Санкт-Петербург в распоряжение Главного
морского штаба.
Второй экземпляр — «Аэроглиссер № 2», несколько больших размеров и с двумя двигателями
«Сальмсон», заказали 17 ноября 1915 года и к 2 мая 1916 года подготовили к испытаниям на Гутуевском
острове в Петрограде. 21 августа во время одного из «полетов по воде» он был полностью разбит.
Причины неизвестны, возможно, что из-за слишком большой подъемной силы «выскочил» из воды и,
потеряв управление, затонул. Дальнейшие работы над проектом прекратили.
Приказом по флоту и Морскому ведомству № 207 от 03.05.1916 г. назначен непосредственно
наблюдающим, по минной части, за постройкой кораблей в Балтийском море.
В июле 1916 года старший лейтенант 2-го Балтийского флотского экипажа Голенищев-Кутузов числился
в списках Переменного состава Петроградской Офицерской школы морской авиации, но дальнейших
сведений о его учебе и нахождении в Школе не известно.
Можно только точно сказать, что в сентябре 1916 года он не прибыл со Школой в Баку на зимний период
обучения.
Следующий проект Голенищева-Кутузова - это торпедный катер на базе аэроглиссера.
Для предполагаемого использования аэроглиссера в качестве торпедного катера Иван Иванович
спроектировал торпедный аппарат.
Общий замысел Голенищева-Кутузова лег в основу проекта первого отечественного гидросамолета-
торпедоносца ГАСН. Его обозначение представляло собой сокращение слов: "гидроаэроплан
специального назначения", поскольку применение авиации для торпедометания считалось важным
государственным секретом.
С началом Первой мировой войны завод С.С. Щетинина стал специализироваться на производстве
морских самолетов, что существенно облегчало задачу создания глиссера.
Инженеры завода помогли Ивану Ивановичу в разработке чертежно-конструкторской документации.
В середине 1916 года постройку завершили. Два мотора «Сальмсон» мощностью по 140 л.с.
располагались в одной гондоле (для уменьшения сопротивления) и вращали тянущий и толкающий
воздушные винты. Испытания показали, что аэроглиссер имеет неплохие характеристики, и в конца 1916
года флот выдал заказ на постройку небольшой серии из 20 штук для Балтики.
Голенищева-Кутузова назначили наблюдающим - по минной части -за постройкой самолетов ГАСН на
заводе С.С. Щетинина.
Революционные события помешали воплощению этих планов в жизнь.
Февральская революция, а затем Октябрьская настолько задержали выполнение заказа, что первый
самолет был выпущен на испытания лишь во второй половине 1920 года.
Иван Иванович продолжал исполнять служебные обязанности наблюдающего офицера (военпреда) на
заводе С.С. Щетинина.
В 1918 году его назначили старшим наблюдающим на авиазаводах Петрограда. Развал и разруха,
вызванные некомпетентным руководством, больно ударили по авиапромышленности города.
В 1918 году авиационные заводы Петрограда - города, в котором зародилась отечественная авиация и в
котором авиапромышленность составляла до 80% от российской, - были остановлены.
Результаты Брестского соглашения с немцами Иван Иванович воспринял как личное оскорбление.
Вместе с другими морскими офицерами он основал подпольную белогвардейскую организацию
«Великая единая Россия», в которую вступили более сотни морских и армейских офицеров.
После проведения успешных операций ВЧК ликвидировала несколько групп «Великой единой России» ,
арестовала большинство ее членов, однако полностью разгромить организацию не смогла.
Во время отступления армии Юденича из Петрограда ВЧК заинтересовалась Голенищевым-Кутузовым.
Он бежал в Финляндию, а после 02.07.1919 г. с разрешения военного министра эстонского Правительства
прибыл из Гельсингфорса с большой группой морских офицеров в Эстонию к Юденичу, в Северо-
Западную армию.
Был зачислен в Танковый батальон и назначен командиром тяжелого танка МК.V «Белый солдатъ»
Отдельного батальона танков.
«За время обучения танковый батальон только раз совершил пробную вылазку на фронт, где принял
участие в одной второстепенной атаке. Остальное время мы проводили в военном лагере на окраине
Нарвы…»
Во время Второго похода Юденича на Петроград все танки принимали участие в наступлении вдоль
шоссе Гатчина-Царское Село.
28 сентября 1919 года Северо-Западная армия вместе с эстонскими войсками прорвала оборону
Красной Армии. 12 октября пал Ямбург, затем были захвачены Луга, Гатчина, Красное село. Белые вошли
в пригороды Петрограда. 21 октября части Красной Армии сначала остановили наступление белых, а
затем прорвали их оборону.
Подавляющее численное превосходство красных, отсутствие в войсках боеприпасов и теплой одежды
вынудили обескровленную СЗА к отступлению. Белые были вынуждены вывести в тыл свои танковые
части. К началу ноября все танки были в Нарве, а к 18 ноября их перевезли в Ревель. Отступившие в
Эстонию войска СЗА были расформированы и разоружены.
Русские танкисты разделили судьбу всех чинов Северо-Западной армии. Их ждала эмиграция…
После крушения СЗ фронта Иван Иванович остался в
эмиграции в Эстонии и некоторое время жил в Таллине.
С 12 сентября 1921 года в качестве внештатного преподавателя читал лекции по летательным аппаратам
и самоходной технике на Курсах Генерального штаба эстонских вооруженных сил.
Состоял членом Кассы взаимопомощи моряков.
Уехал из Эстонии до марта 1927 года на жительство в Бразилию.
Умер 6 июня 1948 года и похоронен в Сан-Паулу(Бразилия).
Сообщение о смерти было опубликовано в бюллетене Об-ва ОИФ в Америке (№ 52 за 1948 год).
Примечания:
Царское слово морякам: При посещении 28-го января Морского кадетского корпуса Его Величество
Государь Император изволил обратиться к гардемаринам со следующими словами:
"Вам известно, господа, что третьяго дня Нам объявлена война. Дерзкий враг в тёмную ночь осмелился
напасть на Нашу твердыню - Наш флот без всякого вызова с Нашей стороны. В настоящее время
отечество нуждается в своих военных силах как флота, так и армии, и Я Сам приехал сюда к вам ,
нарочно, чтобы видеть вас и сказать вам, что Я произвожу вас в мичманы.
Произведя вас теперь на три с половиной месяца ранее срока и без экзамена, Я уверен, что вы
приложите всю свою ревность и своё усердие для пополнения ваших знаний и будете служить, как
служили наши прадеды, деды и отцы в лице адмиралов: Чичагова, Лазарева, Нахимова, Корнилова,
Истомина, на пользу и славу Нашего дорогого отечества.
Я уверен, что вы посвятите все ваши силы Нашему флоту, осенённому флагом с андреевским крестом.
"Ура !".
РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4549. Л. 79.
Главной целью организации являлось аннулирование Брестского мирного договора, свержение
Советской власти. «Великая единая Россия» занималась подрывной деятельностью и отправкой
добровольцев, желающих воевать в рядах белых армий, к местам их дислокации. Участником этой
организации был и генерал Н. Н. Юденич (до ноября 1918 г.). Не случайно "Великая единая Россия"
делала все возможное, чтобы помочь наступлению Северо-западной армии генерала Юденича на
Петроград в мае-июне 1919 года.
Надежда белых солдат и офицеров на помощь союзников стала явью в конце лета 1919 г., когда из
Англии в Ревель стали поступать аэропланы, обмундирование, артиллерия.
6 августа прибыли и первые 4 танка типа Mk.V, а через месяц еще 2.
В первых числах сентября танковый дивизион выступил на фронт. Дивизион имел в своем составе 6
тяжелых танков Mk.V. Все они имели собственные имена:
1. "Первая помощь" (по другим данным "Скорая помощь"),
2. "Белый солдат",
3. "Бурый медведь",
4. "Освобождение",
5. "Доброволец",
6. "Капитан Кроми" (в честь знаменитого британского подводника, воевавшего на Балтике и убитого при
штурме английского посольства в 1918 г.)".
https://m.ok.ru/dk?
...Что ж, и потомки великих людей часто бывали не ангелами.
В.Н.
************
1.МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ ГОЛЕНИЩЕВ-
КУТУЗОВ — РУССКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ, ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛ.
«С этакими молодцами – и отступать?»
В августе 1812 года он был назначен главнокомандующим всеми действующими армиями и привел русских
победе над Наполеоном. Современники писали о нем как об умном и хитром человеке.
Суворов о Кутузове говорил: «Умён, умён, хитёр, хитёр… Никто его не обманет». Военный талант Кутузов
ставился под сомнение после аустерлицкого разгрома, и даже во время войны 1812 года его обвинял
в стремлении построить Наполеону «золотой мост» для выхода из России с остатками армии. Критически
отзывы о Кутузове-полководце принадлежат не только его известному сопернику и недоброжелателю
Беннигсену, но и другим предводителям русской армии в 1812 году: Н. Н. Раевскому, А. П. Ермолову, П. И
Багратиону. «Хорош и сей гусь, который назван и князем, и вождём! Теперь пойдут у вождя нашего сплетн
бабьи и интриги», — так отреагировал Багратион на известие о назначении Кутузова главнокомандующим.
Что до личных качеств Кутузова, то при жизни его критиковали за угодливость, проявившуюся
в подобострастном отношении к царским фаворитам, и за чрезмерное пристрастие к женскому полу.
«Мы Наполеона не победим. Мы его обманем».
«Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву».
«Я прощаю, государь, но Россия вам этого никогда не простит».
«Кто не имеет сил для продолжения войны, тот не может требовать и мира».
«Подушка, на которой спит полководец, не должна знать его мыслей».
«Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать».
«Я для России только счастливая случайность».
«Видя бой со стороны, каждый мнит себя стратегом!»
«Главное — не крепость взять, а войну выиграть».
«Горе земле, в которой подчинённые, начальники и суды, а не законы управляют гражданами и делами».
«Я получил и чины, и ленты, и раны; но лучшею наградою почитаю то, когда обо мне говорят: он настоящи
русский солдат».
«Война закончилась за полным истреблением неприятеля».
https://diletant.media/
******
2.ЛЕОНИД БЫКОВ: ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
На премьере фильма “В бой идут одни "старики” в Барнауле режиссер Леонид Быков решил присутствовать лично. Именно в этом город
вместе с родителями три года он провел в эвакуации. Здесь мальчишкой Леня мечтал стать военным летчиком. И здесь впервые услыша
песню о смуглянке..
И без того любимый миллионами, после выхода фильма Быков стал национальным героем. Не воевавший в силу возраста Быков почт
через тридцать лет после Победы сумел сказать о войне так, что заставил плакать миллионы людей на планете.
Только узкому кругу друзей было известно, чего стоил Леониду Быкову этот триумф. Занавес, за которым Леонид Быков прятал свои мысл
и чувства, он впервые открыл, написав письмо-завещание, которое адресовал своим близким друзьям. “Часами смотрю на воду. А жить н
хочется. Это не фраза кокетничающего юноши. Нет. Просто не вижу смысла. Что-то сломалось во мне. А ремонту не подлежит”. Это письм
было написано им в 49 лет. Что заставило относительно молодого человека написать такие строки?
Впервые на экране зрители увидели Леонида Быкова в 1953 году в фильме “Судьба Марины”. В этом фильме он играл влюбленног
гармониста. Об этом новичке в кино было известно, что родом он с Украины, из села Знаменка Донецкой области. Что экзамены в Киевски
театральный институт он провалил, зато поступил в Харьковский. Но было и то, что о начинающем актере говорили шепотом всезнающи
сплетники.
Якобы в первый же год службы в театре у Лени закрутился роман с партнершей, которая была женой главного режиссера. И что главны
режиссер был единственным, кто не замечал этот роман. Но доносить на него не спешили. Ведь в театре Быков уже тогда был всеобщим
любимцем. Пикантность ситуации усиливалась тем, что в то время и сам Леня был женат.
С Тамарой они познакомились еще при поступлении в институт. После его окончания Тамара стала работать в театре юного зрител
актрисой травести. Играла мальчиков. Доходили ли до нее известия о романе с женой главного режиссера, неизвестно, но о другом ег
служебном романе она знала точно.
На пробах для картины “Судьба Марины” Быкова представили его будущей партнерше Татьяне Конюховой.
“Мы пожали руки друг другу. Взглянули в глаза друг друга. И я подумала: “Боже мой. А как же играть любовь с таким некрасивым
партнером.
И вдруг Леонид Быков так тихонечко затянул песню. Я повернулась и думаю: -Какой красавец-то он оказывается.
Это был тот самый момент, про который говорят, что что-то в груди екнуло”.
Между молодыми актерами вспыхнула страсть и они не стали ей сопротивляться.
“Мы не могли жить друг без друга. Это было какое-то наваждение”. Татьяна Конюхова.
Конечно, Леонид понимал, что поступает не самым красивым образом. Но кто не ошибался и не прощал себе этих ошибок в 24 года. Част
фильма снимали в маленьком украинском селе. Скрыть отношения от посторонних глаз было невозможно. И когда вернулись в Киев, чтобы
продолжить работу в павильонах, на студии Довженко тоже не было ни одного человека, кто бы не знал об этом романе.
Точку в этой истории поставила жена Быкова Тамара. Человек сильного характера, она попыталась найти Татьяну Конюхову. Это было уж
после того, как закончились съемки фильма, и все разъехались по своим городам. Быков в Харьков, а Конюхова к родственникам
Львовскую область в город Золочев. ТЮЗ, в котором гастролировала Тамара, именно в это время выступала в Золочеве.
Но найти соперницу Тамаре не удалось. Зато она смогла поговорить с ее близкой подругой, тоже актрисой Олесей Ивановой. Именно Олес
и сообщила Татьяне неожиданную новость.
“- А ты знаешь, а жена его в положении, оказывается".
“- Ничего себе, Леонид Быков. И я просто исчезла из его жизни”.
В семье Быковых об этом эпизоде его жизни никогда не вспоминали. И Татьяна Конюхова рассказала об этом спустя 65 лет после их разлуки
Зимой 1953 года во время гастролей Харьковского театра по городам Украины в гостиничном номере Быкова ночью зазвонил телефон
Звонили из роддома. Тамара была в тяжелом состоянии. И Леониду задали один вопрос: “Когда будем спасать? Жену или ребенка?” Быко
ответил: "- Тамару".
О смерти новорожденной дочки, как и о многих личных печалях, Быков ни с кем и никогда не говорил. Через три года у них родился сы
Лесь, а еще через два дочь Марьяна.
Свою семью они шутя называли маленьким независимым государством, пересекать границы которого посторонним было запрещено. Внутр
этого государства они спасались от бед, которого с избытком хватило на их долю. За три года Леонид Быков превратился в звезд
киноэкрана.
Фильм “Судьба Марины” занял второе место по результатам кинопроката в 1952 году. Огромным успехом пользовалась и картин
“Укротительница тигров”, где Быков сыграл одну из главных ролей.
Но настоящий успех пришел к нему после роли Максима Перепелицы. Постепенно Харьков становился тесен для него. Да и почти все рол
Быков играл на “Ленфильме”. Поэтому все реже бывал дома с семьей. Тогда было принято решение переезжать в Ленинград.
Молодой семье была выделена трехкомнатная квартира. Но главное, Быкову была обещана возможность режиссерской работы. Парадокс
том, что приехав в Ленинград на студию, которая уже стала ему родной, Быков почти перестал сниматься. Даже “Алешкину любовь” снимал
на “Мосфильме”.
А дальше был простой. И не потому, что ему не предлагали работу. Но от него хотели еще десять героев, похожих на Перепелицу, а он н
хотел повторяться.
А еще Быков не хотел играть роли, которые не отвечали его взглядам, убеждениям и отношению к жизни. Однажды он принял предложени
сыграть подлеца. И даже были сняты несколько сцен. Но с каждым днем Леонид словно терял силы. Однажды он просто не пришел н
площадку. Просто не смог предстать перед зрителем негодяем.
Леонид никогда ни с кем не скандалил, не жаловался, не пил. Не рассказывал о своих неприятностях. А неприятности нарастали. Был
деликатная тема, которую и сегодня друзья Леонида затрагивают крайне осторожно.
Это болезнь его жены Тамары. Говорили, что депрессии у нее начались еще до потери первого ребенка. А с годами они переросли в боле
серьезные психические проблемы. Содержать семью, перебиваясь время от времени эпизодами, было тяжело. Снять собственный фильм н
давали.
Обманул ли его “Ленфильм”, предлагая режиссерскую работу? Нет. Быков сам отказался от девяти предложенных ему сценариев. А то, чт
предлагал он сам, не устраивало руководство студии. Уже тогда, в 60-х был готов сценарий фильма “В бой идут одни "старики”. Уже тогд
Быков знал, что должен снять этот фильм.
Но на “Ленфильме” об этом и слышать никто не хотел. За восемь лет работы на этой студии, он снялся в восьми картинах, из которы
“Ленфильмовских” было только четыре. А как режиссер Быков поставил лишь один фильм: комедию “Зайчик”. Конечно, не об этом о
мечтал.
А в это время в Киеве уже писался сценарий его будущего. Кто же мог подумать, какой страшный финал был заготовлен в этом сюжете.
В один из летних дней 1969 года на Киевской киностудии имени Довженко проходило внеочередное собрание партийного актива студии. Н
повестке стоял главный вопрос: “Возвращаем Быкова”. Быков был достоянием Украины и ценным кадром. За согласие работать в Киеве ем
предлагали квартиру, а главное - режиссерскую должность.
Быкову предложили возглавить творческое объединение. Но видимо руководство студии ожидало, что в лице Быкова получит послушного
благодарного исполнителя. Однако он не собирался играть по их правилам и согласился с одним условием, что закроет все бездарны
сценарии. Директор студии мрачно пошутил: “Тогда нам нечего будет снимать”.
И больше разговор о руководстве объединением не поднимался. Он ходил по студии год-полтора вообще без работы. Быков был как бела
ворона на этой студии. Никогда не просил, никому не льстил, не мог взять за глотку и сказать: “Мать вашу, а для чего вы меня сюд
пригласили? Чтобы я тут сидел, побирался и не снимал?” Он этого не мог.
Студия разделилась на тех, кто сочувствовал Быкову, и тех, кто ликовал от его неудач. Еще бы. Звезда. Выскочка. Знай свое место!
-У меня была черная “Волга”, у Леонида была белая “Волга”. На всю киностудию Довженко было только всего две “Волги”. Они всегда стоял
рядышком во дворе. Выйдешь, то одно колесо проколото, а то и все четыре. А ведь это охраняемая территория. Здесь же были съемочны
павильоны. “Друзей”, как видите было много.
Через два года ему удалось снять комедию “Где вы, рыцари?” Фильм был принят холодно, да и сам Быков знал ему цену.
Она не могла получится эта картина. Ни у какого режиссера, ни с какими угодно артистами. Это был сценарный брак изначально.
Владимир Конкин.
Пять лет Леонид Быков пробивал дорогу для сценария “В бой идут одни "старики”. На всех уровнях говорили, что все это несерьезно, каки
песни на войне...
По легенде запуском картины в производство Быков был обязан прославленному герою войны маршалу Покрышкину, который личн
заступился за сценарий. Именно эта, на первый взгляд, несерьезность истории цепляла тех, кто прошел войну.
Много лет Леонид Быков дружил с актером Алексеем Смирновым, который прошел войну от начала и до победы. Именно его рассказы в
многом определили интонацию будущего фильма.
На съемках фильма исполнилась детская мечта Быкова. Он поднялся в небо. Конечно, не за штурвалом и с опытным летчиком. В молодост
в летное училище Быков поступал дважды.
Первый раз в 1943 году, когда ему, 15-летнему, пришлось в анкете добавить год. Ему отказали из-за слишком маленького роста. Еще в 1945
м. Тогда Леню приняли, но училище расформировали после Победы.
С виду работа над фильмом шла легко и почти весело. Быков был не из тех режиссеров, что нагнетают атмосферу на площадке. Быко
пригласил в картины молодых актеров, для каждого из которых эта работа стала в жизни очень важной.
В 1973 году студия Довженко проводила фестиваль своих фильмов в Томске. Быков тоже представлял свой новый фильм. Картина произвел
на зрителей такое впечатление, а слухи о фильме разошлись так быстро, что пришлось полностью переверстать программу фестиваля
каждый день заканчивать показом “Стариков”.
Как не упиралось руководство студии и организаторы фестиваля, но и на закрытии пришлось показать фильм Быкова, чтобы зрители н
разнесли кинотеатр. Это был триумф.
Казалось, что теперь в его творческой жизни наступит прорыв. Но этого не произошло. Успех Быкова только больше настроил против нег
коллег и руководство. Следующей постановки ему пришлось ждать еще долгих четыре года.
После “Стариков” Быков перенес два инфаркта. Во время простоя его главной проблемой стал сын Лесь. Ходило много слухов, говорили, чт
в армии его поместили в психиатрическую клинику и поставили диагноз “шизофрения”. Еще говорили, что он участвовал в ограблени
ювелирного магазина. Леониду Быкову, который никогда не пользовался своим именем, пришлось изменить себе и просить за сына.
Отец устроил Леся на студию Довженко, но тот не мог удержаться ни в одном творческом коллективе. Он бунтарил и взрывался не потому
что кичился своей фамилией, а потому что видел непрофессиональное отношение коллег к работе.
Уже после смерти отца Лесь Быков попытается покинуть СССР. Но не сможет получить разрешение на выезд. Однажды другу Леонид
Быкова режиссеру Борису Савченко позвонили и сказали, что Лесь снова может попасть в психиатрическую клинику. И в этот раз надолго.
“Лесь объявил голодовку и лежал под памятником Ленина. Рядом с ним была табличка: “Я сын Быкова. Голодаю. Хочу выехать за границу”
Было перепугано все начальство. Я прихожу туда, на скамейке лежит Лесь. Поднялся, когда увидел меня.
“- Лесь. Это не так надо делать. Как-то по-другому”.
Он как-то ответил, хитро так, как папа. Талантливый есть талантливый.
“- Не могу же я сейчас встать и уйти”.
Через некоторое время Лесь сбежал из СССР. По дороге во Львов спрыгнул с поезда, переплыл реку Тису и оказался за границей. Сейчас о
живет в Канаде.
В 1976 году Леонид Быков приступил к съемкам своей второй картины о войне “Аты-баты шли солдаты”. Стоит ли говорить, что и над этим
фильмом он работал вопреки всему, что устраивало ему украинское начальство. Именно в это время в его письмах стали появляться слова
предчувствии неминуемой смерти.
“Добрее человека я в своей жизни и не видел. Даже когда мы снимали последнюю сцену: гибель всего взвода. Перед этим наша команд
немножко приняла на грудь, поэтому утром была в сложном состоянии. Ни слова упрека. Он сказал, что это даже помогло".
Владимир Герасимов. Актер.
За прямоту и несгибаемость его по-прежнему не переносило начальство. Зато боготворили актеры, с которыми он работал. Они прост
мечтали попасть на работу к нему. Этот человек никогда ни на кого не кричал. В жизни. Актеры это знали. На киностудии Довженко знали
что даже крошечный эпизод в фильмах Быкова мог стать большой удачей. Потому что мелочей для него не было.
Третий инфаркт Быкова, который застал его во время работы над фильмом “Аты-баты, шли солдаты”, стал личной трагедией для всех, кт
работал с ним. Съемки остановили.
В одном из писем из больницы Быков написал: “Осталась во мне только злость какая-то. Уже не пойму, на что. Но комок злости. Тупой, ка
сердечная боль. Картину, конечно доснимаю. Что-то сломалось во мне”.
Восстановился он быстро. Через месяц работа продолжилась. В первый же день после выписки Быкова из больницы снимали сцену,
которой он исполнял акробатический трюк. Отговорить его не удалось. Он словно специально не желал себя беречь.
В 1978 году, после успеха фильма Быкову вручили Орден Октябрьской Революции. В этом же году он приступил к съемкам фантастическог
фильма “Пришелец”. Он не закончит его, но пробы некоторых сцен сохранились.
Загадочное письмо, в котором Быков предсказал свою смерть, его друзья получили 8 апреля 1979 года. “Я уйду в ближайшее время
Чувствую, что больше не протяну”.
“Я не знаю, чувствовал ли он. Как он мог знать, что через каких-то три дня его может сбить грузовик”.
Борис Савченко.
11 апреля 1979 года Леонид Быков возвращался на своей белой “Волге” с дачи под Киевом. Впереди него медленно ехал
асфальтоукладочная машина. Актер решил пойти на обгон. Но навстречу выскочил грузовик. Избежать лобового столкновения не удалось
Смерть наступила мгновенно.
Сам Быков оставил мистическое ощущение от своего внезапного ухода. Ведь в том самом письме-завещании он детально описал, каким
видит свои похороны. Именно по этому сценарию, строго соблюдая его волю, Леонида Быкова и проводили в последний путь.
“Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей. А то я встану, и уйду. Получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово “Прощай”
все. Не надо цирка, называемого почестями.
После этого «дерболызните» кто сколько сможет, но умоляю – не дома. А потом вторая эскадрилья врежет “Смуглянку” от начала до конца
Вы заметили, что режиссер я не по диплому, а по призванию.
Даже свои похороны режиссирую. Помогите, пожалуйста, моим ребятам! Спасибо. И пока”.
https://www.liveinternet.ru/
****************
3.СЕРДЦЕ ОКЕАНА ОРНЕРА РЭНА В ЖИВОПИСИ
Глядя на эти полотна, невольно думаешь, что человек, создавший подобное чудо, держал
не только кисти в руках, но и само сердце океана.
Работы Рэна Орнера (Ran Ortner) – это
огромные холсты до восьми футов в высоту и тридцати футов в ширину. Зрители
оказавшись наедине с этими картинами, как правило, переживают сильное эмоциональное
потрясение.
И это неудивительно, ведь реалистичность изображения столь велика, что у многих
создаётся иллюзия шума океанического прибоя, крика чаек и, даже запаха моря
Впервые с океаном Рэн познакомился в
раннем детстве. Его отец – странствующий проповедник, призывающий жить за пределами
общества, увёз свою семью из окрестностей Сан-Франциско в далекий посёлок на Аляске и
поселил жену и пятилетнего ребёнка в маленькой избушке на краю света
+ в цитатник
Холодный климат Аляски не нравился
даже отцу Рэна, что уж говорить о детях и жене. На три-четыре зимних месяца ежегодно он
забирал детей из школы для того, чтобы совершить с ними путешествие вдоль побережья
на юг на собственном одномоторном самолёте Cessna. Чуть позже они всей семьёй
переезжают в Южную Америку. Именно там, в Эквадоре, юный Рэн увлекается серфингом
и мотокроссами. Но карьера мотогонщика
резко оборвалась: очередные соревнования на мотоциклах стали последними в жизни Рэна
– он получает страшную травму и навсегда прощается со всеми видами спорта, кроме
серфинга, отказаться от которого он так и не смог, несмотря на предписания врачей.
«Живопись стала моей матерью. Я понял, что картины всё же немного безопаснее, чем
мотогонки», - шутит художник. Вместо
титановых белил, которые обычно используют современные художники, Ортнер берёт
старомодные свинцовые белила, обладающие превосходной прозрачностью.
Большинство других красок - серую, синюю, зеленую и прочие - Орнер тоже изготавливает
сам, по старинным рецептам, из минералов в сочетании с маслом льна, мака, или грецкого
ореха. Но более всего в работе он использует всевозможные оттенки серого.
Работа в студии и серфинг, во время
которого он может соприкоснуться с водной стихией, дыханием и ритмом огромного
невидимого сердца океана – это и есть вся жизнь Орнера. Он стал непреклонным атеистом
а полки в его аскетичном доме отшельника прогибаются от книг по философии
психологии, физике и искусству. Он признаёт лишь таинство сотворения в творческом
процессе, а всё прочее отметает без сожаления
«Люди часто отождествляют себя с горами
или океаном. Я вырос на Аляске, где с одной стороны были горы, а с другой вода. И куда бы
ты ни шёл – ты приходил к океану. В некотором смысле горы и океаны схожи. Горы
возникают при столкновении тектонических плит, а затем разрушаются и осыпаются вниз
подобно тому, как волны поднимаются вверх, а затем крошатся на брызги. Они просто
делают это с разной скоростью...
Волны поднимаются и опускаются синхронно с биением моего сердца и ритмом моего
дыхания. В океане я вижу столкновение жизни и смерти: в подъёме каждой волны есть
жизнь, отстаивание себя, а в опускании волн я вижу смерть. Эти высшие и низшие точки
движения являются частью одного бесконечного танца. Вы действительно чувствуете, стон
океана, оплакивающего каждую волну, и в то же время видите щедрость его, потому что
волны возникают снова и снова. Вся суть
жизни – там, в море. Есть бури и темные глубины. Не шутите с океаном. Он может избить
вас и перемолоть все ваши кости. Он может быть невероятно жестокими. И тем не менее
он может быть светлым, прозрачным и нежным. Он исцеляет раны нашего тела и души
Это своеобразное отражение нашей собственной человеческой природы. Мы так жестоки
порой, так ужасны, и все же у нас есть потенциал для неизбывной нежности
необыкновенного тепла, эмпатии, сострадания и безграничной щедрости»
В 1990 году Рэн Орнер переехал в Нью
Йорк, где живет до сих пор. Он всё так же не может жить без океана. А тот, в знак
благодарности, позволяет художнику иногда послушать ритм и подержать в руках огромное
противоречивое сердце. Сердце океана.
Главная страсть художника — оттенки морской воды в каждом её состоянии. Чтобы
добиться максимальной глубины цвета, Ортнер идёт по стопам старых мастеров: сам варит
краски из минеральных пигментов и растительных масел, нагревая их на спиртовке.
Вместо современных титановых белил он использует свинцовые — токсичные, но, как он
шутит, «я же их не ем».
https://www.liveinternet.ru/
******************
4.ХУДОЖНИК ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ ТРЕТЧИКОВ : "КОРОЛЬ КИТЧА" ИЛИ
ПРОРОК ПОП-АРТА?
В мире искусства редко встретишь фигуру столь противоречивую, сколь и обаятельную
Владимир Третчиков как-то изрёк, что единственное различие между ним и Ван Гогом
заключено в том, что Ван Гог голодал, а он – разбогател. И в этом афоризме – вся суть
Третчикова: художник, бросивший вызов самим основам арт-истеблишмента и
одержавший над ним пиррову, но оглушительную победу.
Его называли «самым богатым художником после Пикассо», и его жизнь напоминала
яркий, порой кричащий, холст: скоростные автомобили, роскошные особняки
восторженная публика и люксы в лучших отелях мира. Но за этим фасадом успеха
скрывалась не просто история коммерческого триумфа, а сложная, почти мифологическая
сага о творце, который сумел уловить и воплотить дух своего времени, пусть и ценой отказа
от признания со стороны искусствоведов
Третчиков был не просто живописцем; он был творцом мифов. Его полотна – это не
портреты в классическом понимании.
«Я не пишу портреты, — утверждал он. — Портреты изображают реальных людей
Мои же женщины – это символы женственности, рождённые богатством моего
собственного воображения».
И это воображение было щедрым и безудержным.
Его «Китаянка» с алыми, как спелый плод, губами стала, возможно, одним из самых
узнаваемых образов XX века.
Его «Венера», лаймово-зеленая, со струящейся по ней водой, заставляет творение
Боттичелли казаться блёклым.
Его «Балийская девушка» в изумрудном тюрбане и жёлтом корсаже на фоне буйства
лиловых и жёлтых красок – это настоящая «Джоконда» эпохи массового потребления
икона поп-культуры до самого появления поп-арта.
Критики видели в этом лишь вульгарный китч, навал ярких, несочетаемых красок
потакание неискушённому вкусу. Но что такое китч, как не искреннее, пусть и наивное
стремление к красоте, понятной миллионам? Третчиков, которого величали «королём
китча», с негодованием отвергал этот ярлык, настаивая на термине «символический
реализм». И в его защиту есть весомый аргумент: он не просто копировал
действительность, он создавал новую, более яркую, более соблазнительную реальность. Его
Восток и его Африка – это не документальная хроника бедности и лишений, а
романтический, гламурный миф, прекрасная сказка для уставшего от послевоенных
будней западного зрителя.
А ещё были бестселлеры — натюрморты с цветами и картина с изображением британской
прима-балерины Алисии Марковой в «Лебедином озере», которая нашла благодарную
аудиторию в стране, истосковавшейся по культуре после войны.
Биография художника была столь же насыщенной и яркой, как и его палитра, хотя история
во многом опирается на его собственный рассказ. Согласно ему, Владимир Григорьевич
Третчиков (1913–2006) родился в Петропавловске, в Казахстане, но когда разразилась в
1917 году революция, его отец с матерью и восьмерыми детьми бежали в Харбин, в
китайскую часть Маньчжурии. Будучи там школьником, Третчиков подрабатывал
художником-декоратором и к 16 годам достиг такого мастерства, что получил заказ от
Китайско-Восточной железной дороги на портреты её руководителей.
На заработанные деньги он отправился в Шанхай и стал карикатуристом в англоязычной
газете «Шанхай Ивнинг Пост». Там он встретил Наталью Тельпугову, которая была на год
моложе него.
Они поженились в 1935 году. Затем была карьера карикатуриста в сингапурских газетах
работа на британскую пропаганду во время войны. Его жизнь могла бы оборваться в море
когда судно, на котором он эвакуировался из Сингапура, было торпедировано японцами
Двадцать один день выжившие провели в шлюпке, добравшись до острова Ява, лишь
чтобы попасть в плен. Третчиков провёл три месяца в одиночной камере после того, как
заявил о своих правах как советский гражданин. Там, в заключении, его мужество и
обаяние так поразили тюремщиков, что они позволили ему писать. Так родилась его
знаменитая серия «восточных красавиц», включая Ленку, экзотическую женщину
наполовину малайзийского, наполовину голландского происхождения, которая стала его
любовницей.
После поражения Японии он через Красный Крест выяснил, что жена Натали с дочкой
Мими живут в Южной Африке, разыскал их и переехал в Кейптаун, где в 1948 году
состоялась его первая выставка, после чего он остался там жить до конца своих дней.
Его рост составлял около 160 см, и он был драчлив. Южноафриканцам нравилось это
качество его характера и они любили его искусство. Даже его самые большие поклонники
к числу которых не без оснований относился и он сам, не назвали бы его картины
утончёнными. «Если я хочу передать идеи через свои картины, зачем мне затемнять
субъект?» — убедительно спрашивал он.
Эта невероятная жизнь, полная испытаний и преодолений, словно бы дала ему право
писать так, как он хочет – без оглядки на условности, ярко, дерзко, обращаясь напрямую к
эмоциям, а не к интеллекту.
https://www.liveinternet.ru/
************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
18 сентября 2025 года.
Свидетельство о публикации №225091800152