Проводница

В память  о моей прабабушке
Богдановой Татьяне Давыдовне

Сколько себя помню, я всегда любила поезда и железнодорожные вокзалы. Стук колес для меня очень приятен, почти как шум дождя. Когда я слышу гудок и стук колес проезжающего поезда  – а происходит это довольно часто, потому что живу я относительно недалеко от железнодорожного вокзала – чувствую в душе тихую радость. В эти минуты я как будто замираю, бросаю свои дела и «слушаю» поезд. Представляю, что ему предстоит долгий путь, вижу пассажиров. Кто-то в задумчивости сидит у окна, пьет чай из стакана, который стоит в подстаканнике с солидной надписью «РЖД», провожает взглядом дома и деревья. Кто-то читает книгу или журнал, кто-то слушает в наушниках музыку. И мне тоже хочется отправиться в путь, например, к морю.

С каждым годом поезда становятся всё комфортнее: кондиционер, питание, которое приносят прямо в купе, кофе из кофемашины и другие «приятности», которые украшают путешествие. Но и в прежних, «простых» поездах я ездила с удовольствием. Да, там не было кофе из кофемашины, но стук колес и вид из окна не отличались от нынешних.

Один человек сказал мне, что поезда и всё, что с ними связано, любят люди, для которых важны порядок, стабильность, возможность контролировать происходящее. Ведь поезда – это в какой-то степени символ порядка. Они прибывают и отправляются по расписанию, делают остановки в назначенное время. Пребывание в поезде требует соблюдения определенных правил поведения. Вокзальная жизнь тоже протекает по четкому графику. Не буду спорить, что-то в этом есть, мне действительно по душе порядок и стабильность. Но, думаю, главная причина моей любви к поездам не в этом.

Моя прабабушка Татьяна Давыдовна – бабушка моей мамы – мечтала стать проводницей. Когда до меня доносится стук колес, я всегда вспоминаю о ней. К сожалению, она не дожила до моего рождения, но я знаю прабабушку Таню по рассказам мамы (кстати, тоже Тани, в честь прабабушки). Жизнь сложилась так, что мечте Татьяны Давыдовны не суждено было сбыться.

Прабабушка Таня тоже «замирала» при стуке колес. Мама вспоминает, как Татьяна Давыдовна часто упоминала о том, что очень хотела работать проводницей. «Я бы махала флажком перед отправлением поезда!», – мечтательно говорила она. А мама удивлялась ее словам, маленькой девочке  было невдомек, как это – такая немолодая женщина, и вдруг проводница. Мама слушала рассказы своей бабушки, и ей трудно было представить, что она когда-то была молодой девушкой с мечтами о будущем. Ведь Татьяна Давыдовна в представлении мамы всегда была только бабушкой: маленькой, сухонькой, старенькой, с двумя трогательными тоненькими косичками, которые она поднимала наверх, оборачивала вокруг головы и закрепляла, а сверху повязывала платочек. Бабушкой, к которой маленькая внучка Таня прибегала после школы; бабушкой, которая пекла самые вкусные блинчики, пирожки и пышки ...

Моя прабабушка так и не стала проводницей. Но спустя много лет ее мечта все-таки «чуть-чуть» осуществилась. А дело было так. Однажды летом я ехала на отдых к морю. Утром поезд прибыл на мою станцию – в Хосту. Проводница открыла дверь вагона, вышла на перрон, я - следом за ней. В руках у проводницы был флажок, который проводники «выбрасывают» для передачи определенных сигналов машинисту. В Хосте поезд стоит всего две минуты, пассажирам нужно торопиться. Женщине, которая выходила после меня, понадобилась помощь с чемоданом. Неожиданно проводница вложила свой флажок мне в руку и попросила подержать его, пока она помогает женщине вынести чемодан. Никогда еще меня не удостаивали такой чести. Мне сразу вспомнилась моя прабабушка Таня. Не только я в тот момент стояла на перроне и держала флажок, она тоже была там: держала флажок моими руками.

Этот случай меня очень порадовал. Я подумала, что мечта Татьяны Давыдовны все-таки сбылась. Пусть всего на пару минут, но она смогла побыть проводницей. Не случайно ведь флажок поручили именно мне. Видимо, очень сильным было желание моей прабабушки работать проводницей.


Рецензии