Забира-заметки стОят целого произведения!

_____ Рецензия на
«Васса» (Забирова Ольга)
...
Мережковский писал о торжестве мещанского духа,
пагубного для культуры, нормальных общественных отношений,
человеческой личности. По пророчеству Мережковского,
наступает царство Грядущего хама:
«Одного бойтесь – рабства,
и худшего из всех рабств – мещанства,
и худшего из всех мещанств – хамства,
ибо воцарившийся раб и есть хам… –
грядущий Князь мира сего».
Пьер Сингапурченко 07.09.2025 09:38•   

Знаете, я бы не стала приводить цитаты
из Мережковского в качестве неких моральных
или идеологических императивов.
Я отнюдь не считаю его хоть
сколько-нибудь достойным роли оракула.
И мне странно видеть, что его изречения
подают в качестве таковых.
Мережковский и Гиппиус закончили довольно
позорно свой идеологический путь.
В 1936 году Мережковский получил стипендию
от правительства Муссолини
для работы над книгой о Данте.
Мережковский лично, причём неоднократно,
встречался с Муссолини и беседовал с ним,
причём обращался к нему с такой экзальтацией,
что Муссолини был вынужден успокаивать его
и просил говорить потише, не с такой страстью.
Мережковский был очарован его личностью.
Муссолини был его кумиром.
Мережковский считал, что Муссолини
это новая инкарнация Данте,
причём более пассионарная.
Муссолини был для него воплощением
моральных и духоподъёмных идеалов.
Поэтому Муссолини и решил спонсировать
книжку Мережковского.
Летом 1941 года, вскоре после нападения
Германии на СССР, Мережковский на радио
произнес речь «Большевизм и человечество»,
в которой говорил о «подвиге, взятом
на себя Германией в Святом Крестовом
походе против большевизма».
Писатель сравнил фюрера с Жанной д’Арк,
призванной спасти мир от власти дьявола.
Логика Мережковского была такая:
он, Мережковский, всегда утверждал,
что Маркс — антихрист. А Гитлер борется с ним.
Стало быть — он антидьявол.
И та история с югославскими орденами,
которыми наградили эту сладкую парочку...
Вот уж воистину, кащей и баба яга в тылу врага.
Что же касается м е щ а н с т в а,
то тут произошла путаница, смешение понятий.
Мещанством в России назывался социальный класс,
так же как, например, "крестьянство",
"дворянство", "купечество" и пр.
Впоследствии же это понятие стало
обозначать некий менталитет, основанный
на бездуховности и убожестве мировоззренческих
приоритетов и жизненных целеполаганий.
Связь между тем и другим, конечно же, была, поначалу.
Но второе значение этого понятия
полностью вытеснило предыдущее.
Род Вассы представлял наиболее
высокую гильдию к у п е ч е с т в а.
Т.е. крупную б у р ж у а з и ю.
К концу 19-ого века купечество
уже не имело ничего общего
с традиционным представлением
о русском патриархальном купце,
пузатом, с взлохмаченной бородой
и в сапогах гармошкой,
как Дикой из "Грозы" Островского.
Молодые представители новой генерация
русского купечества имели университетское
образование, учились в европейских университетах
и свободно изъяснялись на всех европейских языках.
Т.е. были высококультурными людьми.
Сын Вассы, как логически следует
из пьесы Горького,
был именно из этой образованной
среды, приобщённой к самым новым
веяниям общественно-политической
и философской европейской мысли.
И живёт он в Швейцарии.
Его жена, Раша, приехавшая из Швейцарии,
интеллигентная женщина, образованная,
с безупречными манерами, профессиональный музыкант,
пианистка, дама рафинированная, начитанная, идейная.
Т.е. заражённая, инфицированная революционными
(читай: террористическими) идеями.
Что касается муженька и братца Вассы,
то они остались хамлом.
И весь водоворот закручен между этими
двумя встречными потоками, составляющими
гремучую смесь в бочонке одной отдельно
взятой семьи, взятой как некая модель
взаимовраждебной, взаимоуничтожающей среды,
образчик социального эксперимента в миниатюре.
Забирова Ольга 07.09.2025 14:38


Рецензии