Дневник обывателя-10

14 сентября 2025 г.
Воскресное утро. Получаю голосовое сообщение от Алены, старшей дочери.  Она коуч (тренер), встаёт рано, в отличие от меня. Два года назад с мужем йогом переехала из Парижа в Альпийский регион. И теперь каждое утро любуется  восходом солнца над белоснежной красавицей Mont Blanc. Сообщает, что у неё все хорошо. Делится новостью: у Ан.., её парижской клиентки, кажется, проблема - она на грани психологического срыва. Ан.. влюблена. Её бросили. Ради другой, молодой. И Ан.. не может больше ни в кого влюбиться, потому что предмет её воздыханий хорош, как бог. И Алёна делится ссылкой в YouTube на этого "бога". Смотрю Видео. Руди Риччиотти - известный французский архитектор, автор многих оригинальных сооружений, украшающих как  города Франции, так и других стран Европы. Живет уединенно на собственном острове. Непостоянен в личной жизни. Встречается периодически с разными красивыми женщинами. Оригинал и философ. Выбрал своим материалом фибробетон. Во время работы разговаривает с ним. Говорит, что фибробетон заботливый, как добрая мать. Да, красавец, умница, талант, несомненно - обаятелен, но... старик. Ему за семьдесят. Молодая красотка журналистка, которая берет у мсье Риччиотти интервью, просто тает перед ним. Как же немолодому ловеласу удается так легко покорять сердца дам? Которые к тому же ещё гораздо моложе его? Я отвечаю дочери: передай этой мадам Ан.., что ни один мужчина, который бросил женщину, не стоит того, чтобы за ним убиваться. Он, может  и гениальный архитектор, но ничтожный мужик. И вообще, эта Ан.. страдает не по архитектору, а оттого что много курит. Поэтому у нее нарушена психика. Пусть выбросит этого престарелого задаваку архитектора из головы. Моя дочь тут же реагирует. Пишет, что я её рассмешила своим неожиданным заключением. Но вообще-то это не смешно. Клиенты приходят в спортклуб тренироваться, а после тренировок изливают  своему тренеру - Алене - свою душу. А ещё говорят, что французы очень скрытные. Якобы у них не принято говорить с посторонними о личном. Как бы не так. Клубные клиенты очень любят Алёну и любят с ней делиться своими проблемами. Даже очень интимными. Когда она обьявила, что покидает клуб и уезжает из Парижа, клиенты очень огорчились и даже прослезились. Надарили в знак благодарности подарки - цветы, косметику, сладости. Одна клиентка подарила стильное пальто из своего гардероба. У французов принято дарить друзьям брендовые, практически неношенные вещи. А вот отказываться от подарка - не принято. Теперь это пальто ношу я. Алене оно не по вкусу. Зато я в нем выгляжу весьма респектабельно. Все парижские клошары, а их тут прорва, принимают меня за миллионершу, улыбаются радостно при моем появлении и просят подать сантимы.
(Свой гардероб, вполне приличный, я оставила в Сумах, когда бежала от бомбежек). Одна Аленкина клиентка, китаянка Ки, состоятельная бизнесменша, специализирующаяся на биржевых торгах, в знак признательности за вдохновляющие оздоровительные тренировки, пригласила Алёну в ресторан морепродуктов Le Vent d'Armor. А узнав, что в Париже живет мама, беженка из Украины, растрогалась и настояла и на моем присутствии. Не скажу, что я большой любитель морепродуктов (устриц, мули), но попасть в один из лучших ресторанов было все же любопытно. Мадам Ки заказала самые изысканные блюда: двухярусную тарелку рыбных деликатесов и  шампанское La Cuv;e Vintage. Я же в знак признательности подарила мадам Ки коробку шоколадных трюфелей и букет цветов.
***
Закончив обмениваться голосовыми сообщениями, иду в ванную - чищу зубы и... язык. Раньше этого не делала. Теперь пытаюсь. Алена замужем за индусом. Недавно ездила с ним в отпуск в Гоа. Оттуда привезла сувенир: металлический скребок для  чистки языка. Утверждает, что в Индии все таким пользуются. Говорится же, что язык - самое грязное место в организме, так как слизистая рта идеальное место для размножения колоний бактерий. Ужас. Как же люди целуются - с нечищенными зубами, языками и колониями бактерий?! Сначала было непривычно. Но теперь это занятие нахожу совершенно необходимым для гигиены. Принимаю душ. Вытираюсь новеньким банным полотенцем - привезенным из летнего отпуска в подарок младшей дочерью. (Ох, сколько же пушистых, нежных полотенец, халатов осталось в моей квартирке-трапеции в Сумах. Теперь - все необходимое собираю по новой).  Далее беру трофейные старинные золоченые ножницы - (французы частенько выносят из дома все то, от чего хотят по каким то причинам избавиться - и мебель, и кухонную утварь, и лампы, зеркала, - все отличного качества) и пытаюсь сама себе сделать стрижку. Увы,  в Париже постричься -  дорогое удовольствие. Может поэтому большинство француженок дифелируют по  улицам с весьма неухоженными волосами. К тому же, в Париже трудно найти хорошего парикмахера. Показываю мастерам свое старое фото с безупречной стрижкой сумского мастера: модель каскад. И они отвечают: о, так я не умею. Или соглашаются стричь, но делают нечто такое, что причёской назвать трудно. Однажды зашла к арабскому хваткому мастеру. В его салоне бросились в глаза грязные расчески, грязный пол, во время стрижки мастер  толкал мою голову в разные стороны столь резко, что казалось - она вот-вот оторвется от шеи.
***
Покончив с стрижкой и украдкой, осматриваю результат, отраженный в зеркале. Три балла. Ладно. Сойдет. Зато эконом-вариант. Отправляюсь на кладбище - на прогулку. С такой причёской только там и пристало прогуливать - шучу сама с собой.  Кладбище рядом, под стенами собора Сен Жермен де Шарон.  Решила отыскать две интересные могилы  - французской актрисы Эммануэль Рива (исполнительницы главной роли в фильме "Хиросима, любовь моя" и прочих многочисленных фильмов в дуэте с Пьером Ришаром, Бельмондо), а так же могилу месье B;gue - поэта и личного секретаря Робеспьера.
По дороге к собору встречаю, опять, на тротуаре половинку женского манекена - теперь он не лежит, а стоит. Французы шутники, поставили, не выбросили, будто надеются, что кто-то  подберет. И вновь возникает желание прихватить манекен с собой. Но передумала - в моей "студии"  увы,  нет места. К тому же, замечено, пожилые люди (бр, некрасивое слово) отличаются странной привычкой тащить всяческий хлам в дом. И после их смерти, как рассказывают многие знакомые о своих престарелых родственниках, порой невозможно зайти в квартиру - там все забито хламом, притащенным стариками зачем-то с улицы: книгами, мебелью. А французы на улицы выставляют подчас уникальные, антикварные вещи - просто удивительное расточительство!).
Прощаюсь с красивым полуманекеном и иду дальше. На кладбище без труда нахожу могилу актрисы Ривы. Здесь, на плите, лежит оставленное кем-то крохотное бумажное фото актрисы в молодости. Какой же красавицей была Эммануэль. Но какая странная могила. Вокруг - дорогие, массивные плиты фамильных могил из белого и чёрного мрамора. На могиле же актрисы - какая-то неряшливая плита из бетона. Очень странная, бедная и неухоженная могила. Эммануэль создала столько прекрасных женских образов, подарила миллионам зрителей свой талант - и оказалась всеми легко забытой... Странно... Зато для секретаря Робеспьера выделено на крохотном кладбище места предостаточно - восемь на восемь (не то, что на скромной могиле Шопена - на парижском кладбище Пер-Лашез). И секретарю установлена импозантная скульптура в треуголке, фраке и колготках. На памятнике надпись: патриот, поэт, философ... Да, патриотов, видно, общество ценит всегда больше, чем великих композиторов и актеров.
***
Вечером читаю новости. Россия нанесла два ракетных удара по сельскохозяйственному предприятию в селе Боромля Сумской области. Тяжело ранены двадцать рабочих, занимавшихся уборкой урожая. Уничтожена вся сельскохозяйственного техника. Раненные доставлены в больницу. За их жизнь борются врачи. И кому же помешали простые люди, собиравшие пшеницу? И кто получил премию за уничтожение людей, техники, урожая? Кто теперь при медалях, орденах премиях  - за пролитую кровь на боромлянском черноземе? Ответа нет...


Рецензии