Перипетии Альтшуллера в бакинской газете

После смерти Сталина Альтшуллер был освобождён из ГУЛАГа. Он вернулся в Баку и стал работать на производстве проволоки. Его поставили на ночные смены. Днём он работал в библиотеках над написанием чего-то.

Человек не может обходиться без сна. Альтшуллер решил спать на работе. Запустив в начале смены проволочные автоматы, он забирался в шкаф в раздевалке и спал там. Машины продолжали сами выпускать проволоку.

Однажды его сон был прерван. Дверца шкафа внезапно распахнулась, и он увидел разгневанное лицо начальника.
— Что, проволока не вырабатывается в нужном количестве? — робко поинтересовался Альтшуллер, пытаясь его утихомирить.
— Вырабатывается, но государство платит тебе не за то, чтобы ты спал здесь! — отрезал начальник.

Альтшуллер был уволен. Вскоре он получил работу репортёра в одной бакинской газете. Кто-то из редакционной коллегии знал его отца и, в память о нём, решил помочь Альтшуллеру.

Рабочий день в отделе репортёров начинался с планёрки у заведующего. На планёрке он объявлял: «Сегодня нам нужны 3 победы, 5 трудовых подвигов, 2 инициативы снизу и т. д.» (цифры могли меняться), после чего репортёры расходились по заводам, фабрикам, больницам, портам и прочим учреждениям за нужным количеством и качеством новостей. Все стремились пойти поближе, чтобы сэкономить время для написания репортажа. Только Альтшуллер никогда не спорил. Его систематически посылали в самые отдаленные места. Тем не менее он всегда возвращался уже с готовыми материалами.

— Когда же ты успеваешь всё это написать? — удивлялся заведующий.
— По дороге обратно не глазел на девочек в электричке, а писал репортаж, — объяснил Альтшуллер.
— Это по-американски! — сказал заведующий. — Помни, если когда-нибудь тебя уволят из газеты, то только из-за этого!

Очень скоро Альтшуллер стал репортёром, публикующим наибольшее количество репортажей. Кроме того, он находил время писать и другие статьи. Его заработок вырос. Это вызвало зависть коллег. Его зарплата приблизилась к зарплате руководства газеты.

На общем собрании коллектива газеты его обвинили в погоне за длинным рублем и рвачестве. Особенно активно выступала сотрудница Попова. Она утверждала, что он пишет так быстро в ущерб качеству своих статей. Альтшуллер возразил, что пишет быстрее не потому, что работает меньше, а потому, что пишет о том, что хорошо знает, тогда как Попова пишет о том, в чём не разбирается.
— Ты пишешь на медицинские темы, — сказал Альтшуллер, — но ты ведь не врач. Тебе приходится тратить время на то, чтобы ознакомиться с медицинской терминологией и предметом будущей статьи. А я пишу о технике, которую знаю. Мне не нужно тратить время на изучение. Поэтому я пишу быстрее и больше.

После собрания заведующий вызвал к себе Альтшуллера.
— Ты знаешь, кто её е...т? — начал он его отчитывать.
— Нет, я не знаю, кто спит с товарищ Поповой, — ответил Альтшуллер.
— Так вот, это первое, что нужно знать, прежде чем вступать в спор с кем-либо! — наставительно сказал заведующий.

Тем не менее отношения с коллегами продолжали ухудшаться. На следующем общем собрании Альтшуллера атаковали со всех сторон.
— Кто такой этот Альтшуллер? — кричали сотрудники. — С чем он к нам пришёл? Мы его всему научили, а теперь он…

После собрания заведующий опять вызвал Альтшуллера к себе.
— Генрих, тебе лучше уйти по собственному желанию, пока они не приписали тебе что-нибудь, — сказал он.

И Альтшуллер уволился. К тому времени московские газеты и журналы уже начали публиковать его, и ему не нужно было идти побираться.

— С чем я пришёл в газету, с тем и ушёл, — сказал Альтшуллер. — Мне нечему было там научиться. Разве что кто с кем спит! Этого я узнал предостаточно! — иронично закончил он свой рассказ.

=== === === ===

Написано в 2006 году.


Рецензии