Позорное дело

## Позорное дело

В нашей деревне все друг друга знают. Кто чем дышит, кто что делает — всё на виду. А уж если кто оплошает, так это на всю жизнь.

Жил-был у нас Мишка Рябов. Парень видный, работящий, да только с башкой не дружил. Задумал он как-то огород свой удобрить, да не просто так, а с выдумкой. Припёрся на ферму, набрал навоза, да не в телеге повёз, а в мешке на себе. «Так быстрее будет», — решил.

И понёс через всю деревню. А мешок-то дырявый оказался! Пока до дома дошёл, весь путь своим «удобрением» и отметил. Бабы на завалинках сидели, ржали так, что животы надрывали. Детишки за ним бегали, улюлюкали.

С тех пор прозвали его Мишка-навозник. И хоть потом он сто раз извинялся, да только кличка прилипла. Теперь, как увидит кто его издалека: «О, Мишка-навозник идёт!» А он краснеет, голову опускает.

Но знаете, в чём самая-то соль? Не в том позор, что навоз рассыпал, а в том, что человек от своего стыда спрятаться пытается, словно правду за занавесью прячет. В деревне-то всё наружу выходит, как ни крутись. Иной раз сделаешь глупость — вроде и смешно со стороны, а душе-то горько.

А ведь что есть позор? Не то, что люди говорят, а то, что в сердце твоём живёт. Мишка-то наш после того случая другим стал. Понял, что не в кличке дело, а в том, как сам себя воспринимаешь. Начал он работать усерднее, людям помогать, и мало-помалу уважение вернул.

Вот так один глупый поступок стал для него уроком. Понял Мишка, что не внешний мир определяет, кто ты есть, а то, как сам с собой живёшь. И что правда всегда наружу выйдет, хочешь ты того или нет.

С тех пор в нашей деревне говорят: «Не делай глупостей, а то потом всю жизнь краснеть придётся». И ещё добавляют: «Но коли оступился — вставай да живи так, чтоб люди видели: не позор ты, а человек, который над собой работает».

И правда ведь. Позор — он как грязь: можно отмыть, если душа чистая. А можно и в чистоте утонуть, если внутри чернота.


Рецензии