Нагорная проповедь. Заповедь о гонимых за Христа
Пострадать за правду – дар Божий, возводящий душу в великий подвиг. Но пострадать за имя Христово – венец добродетелей, венчающий заповеди блаженств: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5:11). В Своей последней заповеди, в отличие от остальных, Иисус впервые обращается к собравшемуся народу и ученикам напрямую. И этому есть свое объяснение. Дав знание, спасающее душу, Христос благословляет будущих апостолов нести его людям и предупреждает об искушениях и бедах, которые им предстоит пережить. Впоследствии Он скажет: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34). Это духовный меч разделит острием правды отца и сына, брата и сестру, мужа и жену; породит мятежи и нестроения в семьях, городах и царствах, ибо имеющие свет Христов не смогут быть во тьме мира, а его тьма не сможет выносить изобличающего света Истины. В последнем блаженстве есть два концептуальных момента: «всячески неправедно злословить» и «за Меня». Их сакральный смысл заключается в следующем.
Благословив будущих страдальцев за веру, Христос предсказывает не только гонения на Его учеников, но и более далекие события в истории Православия. Его начало положила кровь мучеников первых веков христианства, которая как живительная влага напоила молодую поросль будущей Церкви. Говорят, что известный богослов древности Тертуллиан называл кровь первомучеников за Христа «семенем Церкви». Зная будущее, Спаситель предупреждает и о более страшной беде, которая ее постигнет. Он говорит о многочисленных ересях, которые как тернии начнут произрастать из тьмы преисподней. Именно это означают слова: «всячески неправедно злословить». Давайте разберем каждое из них.
Всячески – означает любым способом, множеством ухищрений, разнообразными действиями. Неправедно – ложно, несправедливо, искаженно, лукаво; злословить – оскорблять, поносить, клеветать, незаконно обвинять, преследовать. В сочетании со словами «за Меня», сказанное означает, что наступит время, когда возникнут многочисленные лжеучения, и ереси, искажающие истину и учение Христово, а восстающих против безбожников и еретиков христиан будут оскорблять, умерщвлять, гнать и поносить. Слова «когда будут поносить вас и гнать» относятся к гонениям ранних христиан властями, что косвенно подтверждается Евангелием от Луки: «И опять говорит: "пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь"» (Лк.6:22–23). То есть, Господь прямо указывает на бесчестие и поношение язычниками первых христиан. В отличие от этого, пророчество «всячески неправедно злословить за Меня» обращено в будущее ко временам расцвета Церкви и умножением ересей. По большому счету, все семь Вселенских Соборов собирались, чтобы противостоять многочисленным ересям, расхищающим, аки волки, малое стадо Христово. Эти события Иисус предсказывает в Нагорной проповеди и укрепляет будущих поборников веры в терпении и мужестве на поприще духовной брани.
Святые отцы и учителя Церкви по-разному толковали последнюю заповедь Нагорной проповеди. Святитель Иоанн Златоуст поражается, как Иисус благословляет тех, кого остальные гонят и презирают: «Христос как бы так сказал: хотя бы вас называли обманщиками, льстецами, злодеями или другим каким именем, — вы все же блаженны. Что, кажется, страннее таких наставлений, — называть вожделенным для человека то, чего, по мнению других, нужно избегать, то есть: нищету, слезы, гонения, поношения, – а затем предостерегает от поспешных выводов, – Впрочем, чтобы ты не подумал, что одни поношения, какие бы то ни было, делают людей блаженными, Христос определяет эти поношения двумя видами, именно, когда мы терпим их ради Него, и когда они будут ложны. Если же не будет ни того, ни другого, то поносимый не только не блажен, но и несчастлив».
Размышляя, почему Господь благословляет гонимых за Него, а не убиенных и мучимых за веру, святитель Иоанн пишет: «Переносить злословие не считается за великий подвиг, хотя на самом деле злословие уязвляет подвижника более чем самые опасности. Многие налагают на себя руки, не в силах будучи перенести худой о себе молвы». Поэтому Пространный катeхизис Православной Кафолической Восточной церкви [сборник догматических норм] уподобляет девятую заповедь мученичеству. Здесь важно обратить внимание на одно обстоятельство. Чтобы вызвать ненависть и гонения за веру, христианин должен быть наполненным этой верой в абсолютном понимании, то есть излучать ее из себя, проповедуя одним своим появлением учение Христово: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), – заповедует Господь. Мы возвращаемся к тому, чтобы раскрыть тайну последнего блаженства через духовное устроение сердца.
Нельзя быть гонимым за Христа по собственному желанию. Это качество – дар Божий и не зависит от волеизъявления человека. Святые отцы говорят: Бог находит себе человека и через него свидетельствует о Себе; святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Каждый человек – инструмент в руках Промысла Божьего»; о том же свидетельствует преподобный Марк Подвижник: «Ибо невозможно иначе спастись, как только чрез ближнего, как заповедал Господь». При этом, он имеет ввиду другую заповедь Христа: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас» (Лк.6:27), то есть неправедно злословящие и обижающие – попускаются Богом ради возведения терпящего в высокий подвиг мученичества за веру. Быть гонимым за нее может далеко не всякий. Для этого нужно предизбрание Божие. В ранние века христианства Церковь дала миру целый сонм мучеников и исповедников. Они с радостью шли на муки и смерть, проповедуя страданиями христианство. Однако, были и другие случаи. Самовольно решившие стать исповедниками веры, объявляли себя на судилищах христианами, надеясь на быструю смерть и прославление Церковью. Однако вопреки надеждам, вместо легкой смерти их подвергали длительным истязаниям и пыткам, не выдерживая которых, многие отрекались от Христа. Оскорбления, поношения, избиения, позор, муки и саму смерть за имя Свое Господь посылает только тем, кто к этому готов и способен выдержать, и таковые будут всегда, вплоть до скончания мира, хотя число их будет уменьшаться с каждым годом.
В связи с этим, важное замечание делает святой Иоанн Кронштадтский: «Есть ли ж теперь поношения и гонения за правду, за веру Христову? Есть и будут до скончания мира; потому что еще не пришло царствие Божие во всей силе для многих, а для большей части еще и совсем не пришло; еще много нечестия и неправды в самых христианских обществах». Подвизаясь на ниве Христовой на рубеже столетий, о. Иоанн прекрасно видел к чему катится мир и Русская Православная Церковь. На исходе XIX века уже не было костров, палачей, публичных казней и мучений христиан, не было неправедных судей и жестоких властителей, не было гонителей-язычников; не нужно было умирать за веру, исповедуя Господа. Злобный мучитель и гонитель Христа пришел с нежданной стороны – из недр самой Церкви.
Обезглавленная упразднением Патриаршества Петром I в 1721 году, Церковь утратила не только свою иерархию и монолитность, но и незыблемость Православия. Насаждаемые властями протестантские идеи «просвещенной Европы», не обошли своей пагубой и стадо Христово. Протестантизм в различных его проявлениях, прочно обосновался внутри нашей Церкви. Он и поныне вполне комфортно себя чувствует, что наглядно подтверждается внешней, обрядовой стороной богослужений и недостойным поведением священнослужителей. Подлинные ученики Христовы как из клира, так и из мирян всегда были гонимы и поносимы не только другими, но нередко духовенством и священноначалием. Это повсеместно происходит и в наши дни, но более изощреннее, поскольку возведено в ранг церковной политики под видом соблюдения церковной дисциплины. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, видя падение нравов и охлаждение к вере, негодовал: «Только теперь он [сатана] гонит не пытками, не казнями, а неверием, мнимым прогрессом (движением вперед), либеральностью, попросту — вольнодумством, безразборчивостью к верам и дерзким отрицанием веры; поношением, насмешками, кощунством, клеветою, или гордым невниманием и презрением. Благочестивых людей ныне обзывают именами ханжей, рутинеров, людей отсталых, с узкими взглядами; веру христианскую называют верою черни; христианскую сострадательность — слабодушием и нервною раздражительностию; милостыню — глупою расточительностью; наружную молитву — лицемерием; услаждение и радость молитвенную — идиотством (едва не сумасшествием); напротив, широкую разнузданность плоти или распущенность, угождение всем ея бесчисленным похотям — современным прогрессом».
Все это мы наблюдаем и в наши дни. Поэтому гонимые за веру сегодня – это непонятые в церковной среде и отвергнутые ближними, живущие добродетельной жизнью христиане. Сейчас таковых гонит и мир и нередко духовенство, не понимающее смысла веры: «Согласитесь, что жить кому бы то ни было из верующих, среди таких людей, весьма неприятно, и счастлив тот, кто среди них не живет; а кто живет, терпи гонения, насмешки, колкости, впрочем не будь и безмолвен, но умей дать ответ о своей вере, о своем уповании, да посрамится нечестие, отвещай безумному по безумию его, да не явится мудру себе (Притч. 26:5)», – наставляет о. Иоанн. Последние слова он адресует не всем, а лишь тем, кто имеет дар разумения веры, чтобы достойно ее отстаивать. А таковых с каждым днем все меньше и меньше, ибо наступает на земле «глад слышания слова Божия» (Откр.3:20). И причина этого – засилие Церкви случайными людьми, ищущими в ней должность, власть и доход.
Не стало учителей Слова и вслед за ними иссякли ученики – будущие пастыри, могущие непогрешительно окормлять паству. Поэтому гонения за Христа в наши дни возводит в гораздо больший подвиг, ибо не тела истязаются, а души страждут об несправедливости, и главное – от равнодушия и непонимания. И если в древности мученики утешались молитвенной поддержкой и любовью Церкви, то сегодня они лишены и этого, ибо ограда Двора Господня сломана экуменизмом, модернизмом, неверием, сребролюбием и прочими нечистыми животными, топчущими бисер Божий (Мф.7:6). По силе мученичества, – и венцы от Подвигоположника Христа. С приближением конца света, гонения будут нарастать, а мученики умоляться. Не всякому дано выстоять в лютой брани с миром и сохранить веру. И, чтобы окончательно не погибли последние ее исповедники, Господь сократит дни до Своего Второго Пришествия, поскольку: «Если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф.24:22), – предупреждает Христос.
На этом мы закончили разбор заповедей Нагорной проповеди. Главный вывод, который необходимо сделать по итогам ее изучения заключается в следующем. Заповеди блаженств являются основой всего Православного вероучения. Их сакральный богословский смысл до конца не раскрыт и во всей полноте не познаваем, как непознаваем по Своей природе Господь. Каждый, по мере приближения к Богу путем добродетелей, открывает в них, то, что ему надлежит знать Промыслом Божиим. Толкования разных отцов Церкви каждого из блаженств расходятся в деталях, но едины по сути. Предлагая падшему человеку Новый Завет Сын Божий спускается к нему с Неба на гору, а верующий восходит по Голгофе к Богу в стремлении спастись и познать истину. Поэтому структура Нагорной проповеди напоминает лестницу Иакова, ведущую на небо. Каждое последующее блаженство вытекает из предыдущего, чем достигается непрерывность и последовательность учения Христова.
На этом восхождении человек возрастает от силы в силу, начиная с предания себя Господу через отречение от мира (нищие духом) и, завершая путь, будучи гонимым за имя Христово. Заповеди едины, но лестница восхождения у каждого своя. Поэтому и последняя ступень у всех разная. Все зависит от духовного устроения и готовности души ко встрече с Творцом. Одни призываются на суд, только успев посвятить себя Богу, а другие, завершают жизненный путь, претерпев гонение за веру. Достижения того или иного блаженства не влияет на общую участь души – она оправдывается, ибо Бог судит по намерению, и если Он видит стремление сердца к Нему, то вменяет его как само действие.
Однако от высоты восхождения зависит уровень блаженств в Царствии Небесном. Кто большего достиг, поднимаясь к Богу, тот большее и получает при конце жизни. Господь не ставит достижение всех блаженств условием спасения, а дает ориентир на пути к Нему. Все заповеди связаны между собой божественной природой и общей целью – спасение души. Поэтому исполнение даже одной из них приводит ко спасению. Нагорная проповедь – это не только свод нравственных законов Божиих, но и путеводная, Вифлеемская звезда всякому ищущему Бога. Это духовный ориентир в повседневной жизни для каждого. Зная и понимая заповеди блаженств, христианин безошибочно направляет ладью земной жизни к источнику вечной радости в Царствии Небесном. И, напротив, незнание или ложное понимание учения Христова обрекает душу, как замечает святитель Иоанн Златоуст: искать истину днем со свечой в руках, когда Солнце правды давно взошло. А это означает потерю не только нравственных ориентиров, но и пути ко спасению.
Свидетельство о публикации №225091800636