Мракобес и чувства
Суть явления крайне проста: мракобес идёт против истины, а стало быть, вопреки любой разумной логике, которой она может доказываться. Поэтому ему нужна сила, которая может быть этой логике противопоставлена. А такую он находит в чувствах, которые говорят ему не слушать разум, и говорят настолько громко, что его голос просто заглушают.
Вот есть, например, у мракобеса желание – это чувство (нежелание тоже). Выглядит оно так: «Хочу, чтобы истина была такой, какой мне надо». Далее идёт чувство веры: «Хочу верить – значит, верю». На вопрос «А почему я верю во всё, что хочу?», ответ будет: «А потому, что хочу!». А если будет вопрос «А что будет, если верить во всё, что хочешь?», то от него надо просто отвернуться. Почему? «А потому, что не хочу!» (такого вопроса).
На вопрос, почему надо отворачиваться от неудобных вопросов, будет ответ, что они неправильные и не нужные. А на основании чего строится это убеждение? На основании того, что он мракобес просто так чувствует. Он чувствует их неправильность, он умудряется каким-то образом чувствовать их ненужность, и эта сила даёт ему мотив действовать вопреки им.
Далее идёт нежелание проверять то, что проверять не выгодно. И потому он никогда не находит опровержений тому, что верит. А если ему будут совать их под нос, то он будет просто отворачиваться, и считать, что тут есть какой-то подвох. В чём подвох – ему и неважно; важно, что он просто чувствует, что он есть. И чувствует так сильно, что разбирать не хочется (тебе надо – ты и разбирай). А если будут требовать, то он предчувствует, что если он будет что-то проверять, то совершит что-и «неправильное» и «недолжное». И чувствует так сильно, что требования выполнять не собирается. И в таком режиме он толкает свои убеждения, и требует от оппонентов чувствовать в унисон с ним.
Это значит, что если существует некое реальное положение дел, заключающееся в том, что кто-то изобрёл телескоп, и разглядел через него на Солнце пятна, то просветитель так и будет об этом говорить: «На Солнце пятна, потому, что их видно в телескоп». Мракобес будет говорить: «На Солнце пятен не может быть, потому, что это возмутительно!»
Никакого вразумительного ответа на вопрос, как так может быть, что если их нет, то они всё же видны, у мракобеса не будет. Будет только сплошная накачка чувством, что их там не может быть, и что этого достаточно.
От мракобеса вы никогда не услышите ни про какое «посмотреть в телескоп». Зато будет сплошной поток рассказов о том, какое Солнце нужное, полезное, сколько оно даёт для жизни, и как ему надо быть за это благодарным (Нужное и Полезное будет с большой буквы). Затем будут рассказы о том, какие великие и праведные были люди, которые почитали Солнце, и сколько добрых дел они сделали (тоже с Больших Букв). Затем перечисление злодейств, совершённых какими-то культами, ругающими всё светлое и восхваляющими всё тёмное (и солнце тоже хулящими). Затем, сколько людей верит в чистоту Солнца, и как сильно их оскорбляет заявление о пятнах. Как важно уважать чувства людей, и что будет, если их не уважать (перечисление самых страшных случаев). И до кучи перечисление предателей, которые сначала не уважали «всё святое», а потом переметнулись в «тёмные культы», и как плохо это для всех (и для них в первую очередь) закончилось.
Всё это будет в таком формате, что хочется просто кланяться тем, кто утверждал культ веры в чистое Солнце, и кидаться с кулаками на тех, кто этому противостоял. Чтобы захотелось закричать кричать «Смерть всем хулящим Чистое Солнце!» А после того, как ты призовёшь (ну так уж получается) убивать людей за научные открытия, ты должен не захотеть считать себя в чём-то виноватым. А значит, почувствовать желание ратовать за то, чтобы мракобесные оправдания каким-то образом всё же восторжествовали. И ратовать за это уже (ну так уж получится) явно не самым научным способом.
Всё это движется определённым чувством, в рамках которого мракобес именно чувствует свою правоту. Вот как страдающая ложной беременностью женщина чувствует, что она беременна (это не так, но она чувствует). Вот и так и мракобес чувствует, что он прав, независимо от реальности, и думает, что существование ощущения доказывает существование ощущаемого. И этим чувством он пытается оплодотворить головы целевой аудитории, чтобы они тоже ощущали, и понесли оплодотворять другие головы. И в рамках это программы он просто воздействует на чувства, изливая весь контент, нужный, чтобы накачать целевую аудиторию нужным пакетом чувств.
Мракобесу задашь вопрос: ну а у него объяснение того, что если пятен на Солнце нет, то почему в телескоп они всё же видны? А он тебе в ответ, что такие вопросы может задавать только тот, кто не знает, что… (и дальше новая порция перечислений, какие праведные дела совершали те, кто ратовал за веру в чистое Солнце, и какие подлости были от тех, кто их «тёмных культов»).
Расчёт очень простой: создать впечатление, что все, кто говорят о пятнах на солнце, говорят вещи вредные, глупые, святотатственные. И впечатление чтобы было такое, что сомневаться в этом тоже вредно, глупо, и святотатственно. Что фактов в пользу этого столько, что сомневаться уже просто не хочется. И тогда надо просто принять веру в чистое Солнце, и искать правду в рамках её идеологии. И вот это количество фактов ему очень важно тебе затолкать.
Основные чувства мракобеса: желание, вера, уверенность, благоговение (перед святостью веры), ненависть к позиции оппонента, привычка (чувствовать утверждаемое правильным), видимость того, чего нет, и злоба.
Чувство желания: несёт в себе основной импульс, определяющий убеждения мракобеса. Хочет иметь истину одной – запустятся процессы, которые приведут в конечном итоге формирование у него убеждения, что она только такая; захочет другой – запустятся процессы, ведущие к убеждению, что она другая.
Чувство веры: является технически основным двигателем всей его идеологии. Мракобес просто верит в то, что хочет иметь в качестве истины. Если ему будут противопоставлять доводы, он просто будет верить, что они неправильные. Если его будут тыкать в факт, что ему нечего возразить на доводы, он будет просто верить, что ничего возражать не надо, а должно быть и так понятно, что он прав. Ну а если не прокатит, то будет чувствовать, что правильные доводы есть, просто ему их сейчас не найти (потому, что коварный враг всё так хитро заплёл), но они есть, и это всё меняет.
Чувство уверенности: является дополнением к вере и вторым вагоном эшелона. Все решения мотивируются соответствующим уровнем уверенности в том, что они несомненно правильно. И в этом основное отличие мракобеса от просветителя: просветитель уверен только в том, что доказано; мракобес уверен в том, что не доказано, но уверен так, что проверка принципиально не требуется. И поэтому у просветителя уверенность основана на доказательствах, а у мракобеса на остальных чувствах.
Т.е, если просветитель говорит, что на Солнце есть пятна, то предлагает посмотреть в телескоп, и воочию в этом убедиться. А если мракобес говорит, что на Солнце пятен нет, то ни в какой телескоп он смотреть не предлагает, и сам никогда не смотрит. Но у него есть чувство уверенности, что их там не может быть, и чувство это настолько сильное, что он считает просто излишним это проверять. Он просто уверен, что этого делать не нужно, и пытается индуцировать этой уверенностью целевую аудиторию. Уверен в том, что их там «всё равно нет», и он ничего не потеряет, от того, что пропустит эту «глупую проверку». Уверен в том, что сомневаться в чистоте солнца «аморально», и он это просто «чувствует». Ну а если же все, кто смотрели, говорят, что они там есть (даже те, кто изначально не верили), то мракобес будет уверен, что это сговор. И если его самого принудительно заставить посмотреть, и увидеть, то он будет уверен, что это какое-то наваждение. И т.о., каждому аргументу будут найдены объяснения, дающие повод его отторгать, и каждый раз он будет действовать настолько уверенно, насколько нужно, чтобы отбросить любые доводы.
Чувство святости предмета (и благоговения перед ней): важное чувство в арсенале институтов мракобесия. Если какой-то постулат не держит критики, то он наделяется статусом «священности». И тогда если кто-то пытается его критиковать, у мракобеса появляется как бы более веский предлог это пресекать – оппонент, оказывается, не просто не прав, а покусился на святое! Мракобес в гневе, и нежелание слушать как бы оправдано.
«Пятен на Солнце нет, потому, что это святотатство!» И всё – он не хочет нормально разговаривать с тем, кто пытается это доказать. И тогда ему хоть какие аргументы приведи – он не будет их слушать. Вывалил кучу гнева, и спрятался за эту кучу. И тогда получается, что он не отвечает не потому, что ему нечего ответить. Ему, как бы есть, что ответить, просто он не хочет разговаривать с «негодяем», который оскорбил его святыню.
Чувство ненависти: аналогия чувству святости, только в обратную сторону – в отношении не разделяемых позиций. Работает, как вторая педаль велосипеда: где о своей идеологии речь – там благоговение, где о чужой, там такой же силы ненависть (и иногда даже ещё сильнее)
Чувство привычки: тоже важное орудие в арсенале типичного мракобеса. Работает по принципу: привык считать что-то само собой разумеющимся, и оно таковым кажется. А когда говорят что-то иное, оно кажется непривычным. Непривычное – значит, какое-то неудобное, неудобное – значит, какое-то «неестественное», «неестественное» – значит, какое-то «неправильное», «неправильное» – значит, можно уверенно отбросить.
Чувство «очевидности»: дополнение к чувству привычки. Мракобес на пустом месте может видеть свою правоту так, как будто она реально существует, и лежит перед тобой, и её можно подойти пощупать. При этом дать пощупать он, естественно, ничего не может. Но требует от тебя это каким-то образом «видеть» и признавать. При этом доказать, что его видение не галлюцинация, он тоже не может. Из чего для него следует вывод, что это должно быть понятно каким-то образом само собой. Ну, т.е. просто как-то чувствоваться. Ну а если ты не хочешь это чувствовать, то ты сам неправильный (и это тоже не доказывается, а должно быть «просто видно»)
Если же ты не видишь «очевидного», то говорить с тобой «не о чем». Остаётся только развернуться, и уйти, но, если ты задел «святое», тогда опускать тебя просто так мракобесу не хочется. Ты должен каяться и на коленях просить прощения. Вот только доказать это не получается. Причём, вина за это возлагается исключительно на тебя. Ты не хочешь понимать свою «неправоту» из-за своей же «неправильности». Хочется просто дать тебе по голове, чтобы выбить из неё эту «неправильность», чтобы ты мог наконец, «увидеть» свою «неправоту». Так у мракобеса чувство злобы.
Это последнее чувство в арсенале мракобеса (идёт в самом конце – перед завершением разговора, и после того, как отработали все остальные чувства). Желание «наказать» оппонента обычно соразмерно инерции всего того эшелона чувств, на котором едет вся его позиция. Ну а в случае невозможности появляется бессильная злоба, которая от чувства своего бессилия иногда становится только ещё злее.
В таком формате мракобес может вести себя принципу, что если не может кусать, то будет брызгать слюной, при этом тужась выдавить из себя слюну как можно более ядовитую. А вообще, поведение мракобеса перед неугодной правдой сродни поведению капризного ребёнка, кричащего истеричное «Нет!» перед кабинетом зубного врача. Чем именно «нет» будет лучше, чем «да», он объяснить не сможет, но вот это «нет» надо орать так, чтобы этот вопрос просто заглушить.
Свидетельство о публикации №225091800777