Май
Часть семнадцатая. Май
В конце апреля наш класс, как и вся школа, начал готовиться к празднованию Великой Победы.
В начале мая учительница объявила, что к нам в школу придут участники войны. И вот восьмого мая ученики нашей малокомплектной школы, так же, как и в прошлый раз, собрались в зале, притащив из классов свои стулья, и стали с нетерпением ждать гостей. Какое же было моё удивление, когда на праздник пришли: наш возница, папа Славки, отец Зои и наш папа.
Фёдор Петрович рассказал, что он воевал с первых дней войны и дошёл до самого Берлина. Славкин папа был разведчиком, а отец Зои служил в лётной части, хотя сам не летал, а восстанавливал самолёты после боёв. Наш папа, как оказалось, был самым младшим из приглашённых гостей — он был так называемым «последним призывником».
— Фирс Иванович, расскажите, пожалуйста, что это означает? — спросила Анна Ивановна.
— Дело в том, что я родился двадцать восьмого декабря тысяча девятьсот двадцать шестого года и попал под призыв, — начал папа свой рассказ. — А вот мальчишек, которые родились первого января тысяча девятьсот двадцать седьмого года, на войну не призывали, считая их маленькими, так как им ещё не исполнилось семнадцати лет.
Мы с сестрой переглянулись от удивления, так как не знали таких подробностей. Затем папа рассказал, что он хорошо владел грамотой и у него был красивый почерк, поэтому его взяли в штаб помощником командира.
— Вот, ребята, видите, как важно писать грамотно, — сказала Анна Ивановна. — Даже на войне такие умения важны.
— Да, — согласился папа. — А штаб наш был при боевой «Катюше». Вы, ребята, знаете, что это такое?
— Да-а! — в один голос зашумели школьники, вспоминая песню про Катюшу.
Наши гости рассмеялись.
— Песня, конечно, хорошая, — улыбнулся папа. — Но боевая «Катюша» — это совсем другое.
И он подробно рассказал о БМ-13 — советской боевой машине реактивной артиллерии, которая использовалась в период Второй мировой войны. Он также упомянул о Ванюше и Андрюше, на что школьники дружно рассмеялись.
После выступления гостей ученики читали стихи о войне, пели песни, а затем в знак благодарности подарили участникам самодельные открытки, в которые вклеили раскрывающиеся тюльпаны.
На следующий день, девятого мая, наш папа уехал в Старицу на праздник вместе с отцом Славика и Фёдором Петровичем. Мы остались дома, готовя папе подарки, а мама, как всегда к праздникам, пекла пирог. Она делилась воспоминаниями о дне окончания войны, рассказывая нам, как помогала колхозу оформлять праздник, рисовала плакаты и декорации, которые украшали главную сцену их дома культуры.
В этот момент мне показалось, что нашу квартиру наполнила атмосфера радости праздника и гордости за нашу страну. Мы с сестрой тогда поняли, что этот весенний день — девятого мая напоминает всем людям о том, как важно помнить историю и уважать тех, кто сражался за наше будущее и помогал победе в тылу.
По окончании весенних праздников мы с нетерпением начали готовиться к завершению учебного года. Старшие ребята хлопотали о Дне пионерии, а мы, малыши, подводили итоги нашим стараниям.
Анна Ивановна весь год проводила с нами увлекательную игру. Она ещё в сентябре выдала каждому из нас по бумажному конверту, который мы бережно хранили в папках с тетрадями. В него каждый ученик складывал картонные фигурки, полученные за наши успехи в учёбе и поведении, а также достижения в общешкольных делах. Фигурки были разнообразными: за отличные отметки мы получали зелёные звездочки, и когда их накапливалось десять, мы обменивали их на одну жёлтую, а жёлтые заменялись на красную звезду. За хорошее поведение выдавались кружочки, а за активность — треугольнички. В финале года всем нам мечталось получить именно красные звёзды, красные треугольники и кружочки. Таким образом, мы одновременно стремились к порядку и, попутно, изучали счёт.
Чтобы не потерять фигурки из конвертов, Ромка и Зойка, занимались учётом их в своих командирских тетрадях, ставя плюсики напротив наших фамилий, в тот момент, когда мы получали фигурки. Эти плюсики также подсчитывались и объединялись. В третьем классе пионерские звеньевые выполняли эту работу у своих одноклассников. А Анна Ивановна и Наталья Петровна уже вели контроль над работой командиров своих классов. Таким образом, вся школа стремилась стать лучше.
И вот, когда настало время подводить итоги, на торжественной линейке вышли пионерские звеньевые и командиры звёздочек вперёд, зачитав свои данные. После этого к линии красной черты были вызваны примерные ученики. Мне было особенно приятно, что мы с сестрой оказались среди них, а также и наши соседи по дому и некоторые ребята из Молоково и Кореничено. Дядя Лёша исполнил гимн пионерии, и нам всем вручили по маленькой, красиво оформленной художественной книжечке, на которой с обратной стороны было написано: «Лучшему ученику Корениченской школы». Эта книжечка стала для нас не только наградой, но и символом наших усилий и стремлений.
Свидетельство о публикации №225091800814