Популярность и жизнь
Ни с того ни с сего я вдруг вспомнил нескольких совершенно заслуженных былых популярных писателей. Какие массовые тиражи их книг, сколько читателей-почитателей. Не прочесть их очередную книгу – это покрыть себя неувядаемым позором среди массы книголюбов.
А кто теперь знает и помнит этих писателей? Пальцев двух рук хватит, чтобы насчитать в стране стариков, которые помнят забытых. Они тельняшку на себе будут рвать, чтобы доказать, что это были прекрасные писатели. И они абсолютно правы. Ни одна заноза в стране не спряталась от острого взгляда этих литераторов.
И именно тут меня пронзила молния. А почему Льва Толстого и Достоевского знают и помнят до сих пор?
Я в нашей инженерной лаборатории Подмосковного НИИ, как умел, отбивался от двух женщин, а все мы уже были в пред пенсионном возрасте – они уверяли и настаивали, что Анна Каренина «дурью мается, ей бы наши заботы». Суть не в этом. Они книгу хорошо помнили.
Забытые писатели талантливо описывали жизнь своего времени, а жизнь меняется. Современному читателю интересна современная жизнь, а не та прошлая. Прошло всего три четверти века – новая жизнь совсем не похожа на прежнюю. А сам человек, внутрисемейные отношения и отношения в рабочих коллективах меняются очень медленно. Здесь столетием не обойдёшься.
А Толстой и Достоевский неизбежно с общественной жизнью того времени знакомили читателя, но для них не это главное. Они писали о людях. Поэтому современный читатель в их романах находит до сих пор не решённые сложнейшие семейные, житейские и личностные проблемы, свои и своих родителей, взаимоотношение людей и вековые проблемы общества и это всё ему интересно.
У великого учёного Мечникова родной брат был другом Толстого. Он консультировал Толстого по юридическим вопросам, когда тот писал своё «Воскресение».
Подлинника того, что брат рассказал Мечникову о Льве Толстом у меня под рукой нет. Далее в кавычках мой вольный пересказ, близкий к тексту.
«У Толстого острый нюх на людей. Вот ты – ученый. Ты всё знаешь о зверях и птицах. Но когда я пойду на охоту, я не тебя с собой возьму, а своего пса. Он ничего о зверях не знает, но он своим нюхом выведет меня на добычу».
Популярность – одно, а долгая память – совсем другое. Популярность тает и улетучивается, а память не сразу сотрёшь.
Чехов советовал начинающему писателю: «Не пиши о себе – пиши о людях».
С этим мнением не поспоришь, но всегда, везде и во всём есть своё «но».
Есть желание, есть свободное время от рабочих и домашних обязанностей – пишите, пишите всё, что вам интересно, даже о себе. Это гораздо полезнее для себя, для семьи и для добросовестных читателей, чем бесполезные и даже вредные похороны своего свободного времени.
Свидетельство о публикации №225091800918
Федя Заокский 19.09.2025 19:34 Заявить о нарушении
Феликс Довжик 19.09.2025 20:29 Заявить о нарушении