Евгений Месснер 1891-1974 гг

Генерального Штаба полковник Русской Армии Евгений Эдуардович Месснер считается классиком военной теории.

«Этот русский офицер, прошагавший дорогами нескольких войн, волей судьбы обречённый на долгую и трудную жизнь в изгнании, известный в Зарубежье и безвестный на Родине, сорок лет назад предупредил мир о наступлении эры «неклассических» войн, «всемирного мятежа» и «безграничного» террора» - написал в предисловии к книге Месснера  современный военный историк И.В.Домнин. 
   
Е.Э.Меснер родился 3(16) сентября 1891 г. в Херсонской губернии в семье архитектора, коллежского ассесора. Его прапрадед, происходивший из вюртембергских немцев, переселился в Россию еще при Екатерине Великой.

Отец был лютеранин, а мать – католичка, но воспитывали его и брата Виктора в православии. По окончании 3-й гимназии г. Одессы Евгений Месснер два года подряд пытался поступить в Михайловское артиллерийское училище, но из-за болезней (сперва брюшной тиф, а в следующем году серьёзная травма, полученная на футболе) ему пришлось поступить на физико-математический факультет Новороссийского университета. Там проучился год. Сам Евгений о себе вспоминал: «Чтобы наверстать потерянное время, я, по совету приятеля моего отца, полковника… избрал быстрый, но неимоверно трудный путь  к офицерскому званию: экстерном держать экзамен за курс училища».

Для осуществления этой цели Евгений в сентябре 1910 г. поступил на службу в качестве вольноопределяющегося в 15-ю артиллерийскую бригаду. Через год получил чин прапорщика запаса. В апреле 1912 г. он едет в Санкт-Петербург и там успешно – «по первому разряду» выдержал экзамены за курс Михайловского артиллерийского училища – одного из лучших военно-учебных заведений в России.

«Судьба отвела ему только пять лет в рядах «корпуса слуг» Российской империи, как называл Евгений Эдуардович офицеров царской армии, три из которых он провёл на фронте Великой войны. Ещё три года – войны Гражданской. Но Русским Офицером был пожизненно» - напишет военный исследователь И.В.Домнин».
   

Военную службу Е.Э.Месснер продолжил в 5-й батарее 15-й артиллерийской бригады уже в качестве офицера. Уже через несколько месяцев он был переведён в учебную команду по подготовке артиллеристов, где занимался обучением артиллерийскому делу солдат и унтер-офицеров. Обучением в учебных командах обычно занимались опытные поручики или капитаны. Уже через год Евгений Месснер был выдвинут на должность адъютанта начальника 2-го артдивизиона. Каждое лето бригада выходила из Одессы на полигон под Тирасполь, к месту боевых стрельб. Там же было получено известие о начале войны и бригада была переброшена под Владимир-Волынский и вошла в состав 15-й пехотной дивизии 8-го армейского корпуса. Здесь Е.Э.Месснер принял боевое крещение.

В Первую мировую войну Месснер  участвовал в боях в составе 15-й Пехотной дивизии, которая вела бои под Перемышлем, и отличилась при взятии этой крепости. А потом эта дивизия вела аръергардные бои при отступлении русской армии на восток в  мае-июне 1915 г. В тех боях за полтора месяца дивизия потеряла 80% своего личного состава.

В апреле 1915 г. Месснер был произведён в поручики. В августе 1915 г. он получил отпуск по болезни и выезжал в Одессу. Воспользовавшись отпуском, Е.Месснер женился на дочери отставного генерал-лейтенанта Калнина - Э.Л.Калниной, в браке с которой прожил более полувека.

И снова – на фронт. Семейным офицерам воевать, вероятно, было труднее. «Тут я понял, - честно признавался Евгений Месснер, - почему в боях холостые офицеры были храбрее женатых».

К этому времени Месснер был уже награждён орденом Св. Владимира 4-й ст. с мечами, орденом Св.Анны на шашке, и орденом Св. Станислава.      

Месснер воевал в должностях адъютанта командира бригады, старшего офицера батареи. В феврале 1916 г. получил чин штабс-капитана. Во время брусиловского прорыва в 1916 г. Месснер исполнял обязанности адъютанта начальника дивизии генерала Ломновского.  Сам Месснер писал: «Я нес две службы – бригадного адъютанта и адъютанта начальника дивизии…Я понимал, что мне эта дополнительная «нагрузка» чрезвычайно полезна, развивая во мне генералштабные способности и обогащая меня военным опытом выдающегося генерала».

В октябре 1916 г. Месснер был направлен на академические курсы  в Императорскую Военную академию (Академию Генерального штаба)  Срок обучения в военное время составлял всего три месяца. В Начале февраля 1917 г. по окончании учёбы Месснер вернулся в свою дивизию.

В апреле 1917 года Е.Э.Месснер вступил во временное исполнение должности начальника штаба дивизии. На этой должности он оставался вплоть до самого выхода России из войны и последующей демобилизации личного состава дивизии уже при Советской власти, весной 1918 г.

«Одним из ярких боевых дел на этом посту - писал историк Домнин, -  были планирование и подготовка прорыва вражеской укреплённой полосы на участке наступления 15–й пехотной дивизии 11-14 июня 1917 г. на Румынском фронте».

Прорыв удался, но уже 16 июня последовало приказание отойти на исходную позицию: у Станиславова наши армии бежали и в связи с этим пропадал смысл выдвижения 8-го армейского корпуса клином в германскую оборонительную линию.

Этот прорыв был последней победой Императорской армии. За подготовку этого наступления и бои Месснер получил георгиевское оружие. «Вот краткий итог участия Месснера в Великой войне: «…выдержал свыше 1000 дней тяжёлых сражений, был семь раз ранен и контужен, получил 12 боевых наград, вплоть до Георгиевской, со скромной должности адъютанта артиллерийского дивизиона поднялся до поста начальника штаба … дивизии».

В марте 1918 г. штабс-капитан Месснер с остатками полков и артиллерийской бригады прибыл с Румынского фронта в Одессу. Дивизия по приказу свыше стала «украинизироваться» и Месснер подал в отставку. Затем выезжал в Новочеркасск, где получил задание о вербовке в Белую армию офицеров, проживающих в Одессе. Осенью по согласованию с гетманом Украины Скоропадским в Одессе началось формирование добровольческих частей. Но результат был незначительным.

В апреле 1919 г. французские войска оставили Одессу. И Белые войска под натиском Красной армии вынуждены были поспешно эвакуироваться. Месснер был   прикомандирован к штабу Отдельной Одесской стрелковой бригады генерала Тимановского. С 27 апреля Месснер был назначен обер-офицером для поручений, а с 5 мая - старшим адъютантом по части Генерального штаба.

Когда бригада генерала Тимановского вышла в Румынию, она была интернирована (изолирована). Но затем не без активного содействия генерала Геруа её удалось морем переправить в Новороссийск. Этому способствовал генерал-лейтенант Геруа, бывший начальник штаба Румынского фронта, представитель генерала Деникина в Румынии. Затем она была переброшана под Ростов, где её развернули в 7-ю пехотную дивизию. Эта дивизия уже под командованием полковника непенина принимала участие во взятии Царицына потеряв при этом около 100 офицеров и более 270 нижних чинов.

В июле 1919 г. дивизия была переброшена на киевское направление и её возглавил генерал Бредов. Месснер возглавлял оперативное отделение штаба отряда, куда входила дивизия. В ноябре-декабре 1919 г. основные силы киевской группировки под натиском Красной Армии были отброшены.и отходили к Одессе. .В это время Месснер приказом Деникина был произведён в капитаны со старшинством с 30 июня 1919 г. а в январе 1920 г. причислен к Генеральному штабу. Зимой 1920 г. этот отряд совершил переход на север и вместе с поляками участвовал в боях с полками Красной армией. В марте 1920 г. отряд был разоружён поляками и интернирован в Польше. Затем только к лету 1920 г. удалось часть этих сил перебросить из польских лагерей в Крым к генералу Врангелю. С 11 августа 1920 г. Месснер был назначен членом ликвидационной комиссии штаба. В Феодосии этот отряд был расформирован.

С сентября 1920 г. Месснер исполнял обязанности  начальника штаба Корниловской ударной дивизии, которая вела тяжёлые бои в Северной Таврии. В дни эвакуации из Крыма Месснер был произведён в подполковники. «с переименованием в полковники», как он указывает в комментарии к (своему) послужному списку». Историк И.В.Домнин уточняет: «Надо сказать, это «переименование» (нюанс, связанный с отменой звания «подполковник» в белых армиях Юга России и его введения в Русской Армии Врангеля) в дальнейшем постоянно  вызывало путаницу: при упоминании и фигурировании имени Месснера в печати он – то «подполковник», то «полковник».

С ноября 1920 г. в жизни  Е.Э.Месснера начался более чем полувековой период эмиграции. С 1921 г. Месснер на четверть века обосновался в Белграде. Там он преподавал на Высших военных курсах. Много писал о Русской армии и её офицерах. В одной из них Е.Э.Месснер есть такие слова: «Мы окажемся дезертирами Корниловского долга, если не позаботимся о передаче Корниловского духа  будущей Русской Армии».

Месснер призывал офицеров Русского Зарубежья писать воспоминания о Русской и  Императорской Армии. «Если уцелеет хотя бы один экземпляр такой книги и попадёт в руки хорошего офицера будущей Русской Армии, то в ней начнётся зарождаться и дух Корнилова. …пусть каждый из нас вспомнит то корниловское настроение, которое он пережил… Пусть каждый проникнется твёрдым желанием ещё раз послужить родному полку, полковнику Неженцеву, генералу Корнилову и Матушке России. Пусть это желание побудит каждого взяться за перо и написать всё, что он помнит о битвах Полка и Дивизии, о переходах, биваках и днёвках, о командирах, о товарищах, о подчинённых и о себе, о моментах смелости и мгновеньях робости, и о бодрости и об унынии, и о том, как умирали ради победы и как побеждали ради бессмертия России».

Сам Е.Э.Месснер активно проявил себя в общественной, военно-научной и литературной жизни в эмиграции или, как её потом стали называть, в Русском Зарубежье. Месснер немало своих работ  опубликовал в таком солидном и  авторитетном военном издании, как журнал «Вестник Военных знаний», издававшийся с 1929 по 1935 годы. Со страниц этого журнала он выступал с призывом изучать опыт мировой и гражданской войн.  В биографической статье о Месснере И.В.Домнин писал «…За Месснером закрепилась репутация писателя-публициста, оригинально и смело освещающего не только военное дело, но и широкий спектр вопросов военно-политического, социального характера» (13).

Его работы публиковались в десятках журналов и газет в разных странах русского рассеяния. Однако, отмечает И,В.Домнин, постоянной кафедрой для него стала рижская ежедневная газета «Сегодня» одна из самых известных и больших в Зарубежье.  Месснер состоял в творческих союзах Писателей и Журналистов. Месснер был не только «идейным» борцом с коммунизмом, он также принимал участие «в оперативной и разведывательной работе РОВС».

В годы Второй Мировой войны Месснер продолжал преподавать на Высших Военно-Научных курсах в Белграде, которые функционировали до 1944 г. В 1942 г. Месснер защитил докторскую диссертацию на тему: «Маневренная война». Он стал профессором военных наук. Месснер готовил офицерские кадры для Русского Охранного корпуса, сформированного немцами из эмигрантов для борьбы с югославскими партизанами.  Сам также числился в Русском Корпусе, а с весны 1945 г. - в «1-й Русской Национальной армии» генерала Б.А. Хольмстон-Смысловского (около 500 солдат и офицеров, а также несколько десятков женщин и детей). Этой «армии» удалось укрыться в княжестве Лихтенштейн, спасаясь от наступающей Советской Армии.

Осенью 1947 г. около 100 человек покинули своё прибежище и отбыли в  Аргентину. Вероятно, в их числе покинули Европу и Месснер с женой. И там, в Буэнос-Айресе Е.Э.Месснер провёл третий период своей жизни.

В Аргентину в разное время прибыли многие чины Русского Охранного корпуса. Они сплотились в созданном ими «Союзе Святого Александра Невского». В Аргентине Е.Э.Меснер продолжил заниматься преподавательской деятельностью и публицистикой. Как офицер Генштаба, профессор военных наук Е.Э.Месснер приглашался читать лекции в Военной Академии Аргентины.

Месснер до конца жизни возглавлял в Буэнос-Айресе Южно-Американский отдел «Института по исследованию проблем войны и мира им. Генерала профессора Н.Н.Головина». (Головной институт был основан в Нью-Йорке в 1949 г.) Месснер находился в центре общественной жизни русской диаспоры в Аргентине.

С начала 60-х гг. ХХ века Месснер чаще всего публикует свои работы в «двухнедельнике» Российской Колонии в Аргентине «Русское Слово». 

Он пишет: «Обыватель видит, что Третья (мировая война) давно проводится под видом Мятежевойны».

В 1967 г. Месснер опубликовал книгу «Мир без мира». Смысл книги – правда о России. Что касается предубеждённости иностранцев, Месснер замечал: «Сорок пять лет миллионы русских зарубежников разносят правду о былой России, но правду никто не хочет слышать: привычные мысли лежат спокойно в ленивом мозгу, а новые мысли делают там смятение».

Такая предубеждённость иностранцев в отношении России сохраняется и в наше время. Важнейшее место в  наследии Месснера занимает тема офицерства. Офицеры, по Месснеру,  – слуги Отечества. Офицерское призвание требует развития всех чистейших ценностей души – без этого нет офицерства.

Умер Е.Э.Месснер 30 сентября 1794 г. в Буэнос-Айресе.

Военный Университет МО РФ выпустил в 2005 г. очередной «Российский военный сборник. (Вып.№21)». В нём помещены основные труды Е.Э.Месснера.   


Рецензии