Торт с лимонкой

 
  Летние каникулы наконец-то наступили! Вместе с ними пришли и долгожданные дни рождения. У Ништы он был в июне, а у Нышты — в августе. Радостные гости, праздничный торт и подарки делали эти дни самыми желанными. Они уступали только тем волшебным моментам, когда родители уезжали, оставляя друзей без своего назойливого внимания.

  Подарки от взрослых у ребят вызывали мало интереса. Они полагали, что магазинные изделия, хоть и красивые, стоят дорого и не приносят пользы. Скажем-сандалии.  Зачем они сельскому мальчишке, если летом он ходит босиком, а зимой они  без надобности? Или рубашка «на вырост», которую они сами когда-то кому-то дарили.

  Друзья отдавали предпочтение подаркам, сделанным своими руками и приносящим реальную пользу. В прошлый раз Ништа подарил другу перископ, а тот — фонарик. Перископ позволял незаметно подглядывать, где родители прячут конфеты, а фонариком можно было осветить всё что угодно. Скажем, книгу, укрывшись с головой под одеялом. Правда, прочесть её не дали — отобрали и фонарик, и книгу. «Лолита» называлась.

  Так и в этот раз. Закончив изготовление выжигателя по дереву, созданного с помощью линз из бабушкиных очков, Нышта завернул его в газету и побежал к другу. Праздничный стол уже был накрыт, а на десертном столике,  красовался великолепный торт с нежным сливочным кремом.

  — Пока гости не пришли, — загадочно сказал Ништа, — пойдем в мастерскую, покажу кое-что интересное!

  Из картонной коробки он достал ручной лобзик для фигурного выпиливания. К лобзику прилагался альбом со схемами для создания ваз, вешалок, полочек, самолётов и других интересных и полезных изделий.

  Налюбовавшись инструментом с блестящей хромированной дужкой и красной деревянной ручкой, Нышта протянул ему свой подарок.

  — А вот это дополнение к лобзику! — скромно сказал он, обняв друга.
Нышта развернул газету и радостно воскликнул:

  — Солнечный выжигатель! Ура! — Он был в восторге. — Спасибо! Теперь мы сможем выпилить всё, что душе угодно!

  Внезапно их внимание привлек «улыбающийся» Мумуш, облизывающий морду, вымазанную кремом. За последние три месяца щенок заметно подрос. Он стал «шире в плечах», звонко тявкал и носился по двору как вихрь, пробуя на вкус всё, что попадалось на пути. К ребятам он привязался, признав в них братьев по помёту. Самое удивительное — цуцик научился улыбаться! Точнее, растянув пасть до ушей и обнажив зубы, изображать счастливую мордочку.

  Ребята заподозрили, что щенок добрался до торта первым, и поспешили в гостиную. Их опасения подтвердились: на торте появилась вмятина размером с кулак и  след собачьей лапы. Это зрелище ошеломило их.

 Первым пришел в себя Ништа:

  — Чего стоишь как истукан? — гаркнул он. — Беги к окну! Как издали увидишь родственников — дай знать. А я тем временем что-нибудь придумаю.

  Разведчик едва успел поднести бинокль к глазам, как завопил:
  — Аврал! Идут!

  Вернувшись к столу, Нышта застыл в изумлении, увидев торт в идеальном состоянии.

  — Как успел? — восхищённо спросил он. — Чем забил дыру?

  — Обыкновенно, — спокойно ответил «кулинар», — Лимонкой!

  — Лимоном? — переспросил Нышта.

  — Не лимоном, бестолочь, а лимонкой! Это такая ручная граната.

  Нышта вздрогнул, отодвинулся от торта и постучал себя по голове.

  — Ты хоть понимаешь, балда, что натворил? Бабахнет — мало не покажется!

  — Не бабахнет, — уверил Ништа, отдирая ириску от зуба. — Во-первых, граната ненастоящая, сувенирная. Отец с войны принёс. В ней мы скрепки с кнопками держим. Во-вторых, попрошу маму вырезать для нас из торта тот самый кусок, с сюрпризом. Вот и все дела!

  Нышта немного расслабился, но не унялся.

  — А как она поймёт, какое место надо резать? — с ухмылкой спросил Нышта. — Ведь торт одинаковый со всех сторон.

  — Покажу! Я пометил это место клубникой, — ответил выдумщик.

  Нышта потупил глаза и виновато выдавил:

  — Извини, не знал. Я её съел.

  Ништа в отчаянии всплеснул руками:

  — Обжора! Чтоб тебя дождь намочил и ума прибавил! Теперь попробуй догадайся, где муляж!

  С этого момента друзей перестали интересовать и день рождения, и подарки. Отныне их мысли были заняты лишь двумя вещами: как незаметно достать гранату и как избежать наказания. Самая жуткая из которых была стрижка ручной машинкой.

  Уединившись в мастерской, братья стали размышлять, как выбраться из затруднительного положения. Из тяжких дум их вывело тявканье Мумуша. Оказалось, что гости давно разошлись по домам.

  Ништа, помогая маме убираться после застолья, осторожно спросил:

  — Мама, как прошёл праздник? Ничего не случилось?

  — Да что могло случиться? — насторожилась она. — Всё прошло замечательно! Особенно всем понравился загадочный вкус торта, спрашивали рецепт. После чаепития всех потянуло потанцевать под «Собачий вальс», было очень весело! А вы где пропадали?

  — Весь торт съели? Ни кусочка не осталось?

  — Нет, не весь. Вашу долю я оставила на подоконнике, а ещё один кусочек отправила бабушке.

  Проткнув торт вилкой и не найдя искомого, друзья поспешили к бабушке.

  Бабулю дети обожали. От этой пожилой женщины, одетой в скромную бархатную епанчу, за версту веяло теплом и добром. Она никогда не поучала детей и не ругала, даже когда те взбирались ей на спину во время молитвы.  Увидев внуков, старушка радостно их обняла и потащила к столу.

  — Извини, внучок, что не смогла прийти на день рождения, — сказала она Ниште. — В моем возрасте трудно передвигаться. А за торт спасибо, только мне нельзя сладкое. Так что разберитесь с ним сами. Пойду заварю чай.

  Пока она суетилась на кухне, Ништа быстро ткнул торт ножом. Вдруг его глаза округлились, а рот сам собой открылся от удивления — гранаты и тут не оказалось!

  Наевшись до отвала тонкого лезгинского лаваша с роскошным овечьим сыром, выдержанным в бурдюке из козьей кожи, и свежайшим сливочным маслом, только что сбитым в маслобойке, Ништа разомлел и спросил:

  — Бабуля, у тебя было такое, чтобы вещи таинственно исчезали?

  Старушка улыбнулась:

  — Конечно, солнышко моё! Только что на столе была еда, а теперь её нет!

  Провожая баловней, она поцеловала их в макушку и мягко произнесла:

  — Мне почудилось, что вас гложет какой-то пердимонокль. Не кручиньтесь! Поверьте мне, старой вещунье, всё уладится само собой.

  Дома Ништа застал сестрёнку в слезах.

  — Что-то случилось? Почему плачешь? — спросил он с тревогой.

  — Я нечаянно села на свой тортик и расплющила, а мама выбросила его в мусорку, — ответила она, всхлипывая.

  Ништа взбодрился.

 — А когда ты раскатывала торт, твоя пятая точка ничего не почувствовала? — весело спросил он.

  Не понимая, почему её горе так обрадовало брата, а Нышта куда-то убежал, девочка разоралась ещё сильнее.

  — Почувствовала! — с трудом выдавила она, глотая слёзы. — Мама по ней два раза шлёпнула!

  — Не переживай, — сказал Ништа, вытирая её слёзы. — Мы оставили тебе торт на подоконнике. А с завтрашнего дня буду отдавать тебе свою манную кашу!

  Вдруг, словно Александр Матросов, готовый броситься грудью на амбразуру немецкого дота, из ниоткуда возник Нышта. В руке он крепко сжимал гранату, которую отыскал в мусорном баке.

  Хотя ребятня так и не поняла, что означает загадочное выражение «пердимонокль», тем не менее убедились, что их бабуля обладает даром предвидения: проблема, которая их беспокоила, разрешилась самым чудесным образом!

  Примечание: «Пердимонокль» — слово, описывающее сильное удивление из-за неожиданного события, неприятная ситуация.

  Рисунок Николая Крутикова.


Рецензии