Скульптура Бернини - грозное предупреждение Бога

А что, если одна из самых  красивых  скульптур  в мире на самом деле является грозным предупреждением Бога?

А что, если Аполлон и Дафна — это не просто миф?

Не обращайте внимания на красоту.
Под листьями на кону нечто большее, чем мрамор.

Позвольте мне пояснить  вам:

Бернини было всего 24 года, когда он высек Аполлона и Дафну из цельного куска мрамора.

Он запечатлел момент, когда Дафна спасается от Аполлона, превратившись в дерево.

Но это не просто мифология, это отражение более глубокого католического страха:
Желание, зашедшее слишком далеко, становится проклятием.

Скульптура была заказана кардиналом Сципионе Боргезе — человеком, который не просто любил искусство, он его коллекционировал.

Он сажал  художников в клетки. Он отбирал шедевры.

В его дворце красота не воспевалась — она контролировалась.

И в этой скульптуре контроль становится центральной темой.

Гладкая кожа Дафны превращается в грубую кору.

Идеализированная форма Аполлона преследует что-то, что исчезает, когда он к этому прикасается.

Мрамор Бернини переходит от полированного совершенства к грубой, необработанной поверхности — тело превращается в природу, искушение становится осуждением.

Под основанием другой кардинал — Барберини — приказал сделать латинскую надпись:

«Тот, кто хотел бы схватить мимолетную красоту, находит в своей руке лишь сухие листья».

— Это читается как проповедь.

Похоть обещает красоту. Но поймай  ее — и ты останешься ни с чем.

А еще есть странная опора под листьями.

Фаллическая форма, соединяющая пах Аполлона с туловищем Дафны.

Некоторые говорят, что это структурно. Другие называют это символическим — связывающим бога света с Приапом, богом плодородия.

Даже божественное желание разрушительно, если его не сдерживать.

Историк искусства Андреа Болланд утверждает, что это не случайно.

Скульптура заставляет нас бороться с последствиями желаний.

Аполлон не побеждает. Он терпит поражение.

И Дафне удаётся сбежать, но ценой своей человечности.

Послание ясно:
В погоне за красотой грех терпит поражение.

Есть еще один слой — некоторые говорят, что нежные листья вырезал помощник Бернини Джулиано Финелли.

Даже если так, это было видение Бернини.

Видение, сформированное миссией церкви в стиле барокко:
Соблазнять красотой — но направлять душу к добродетели.

Первоначально скульптура была установлена у стены.

Позже ее  переместили в центр, обнажив обе стороны.

Теперь зрители видят то, что когда-то скрывал Бернини: необработанный камень, грубую кору, незавершенность.

Так же, как и человеческая душа — отчасти божественный образ, отчасти сломанная природа.

Папа Римский Урбан VIII считал Бернини лучшим своим другом. Он говорил: «Он — редкостный человек, величайший художник, рожденный по воле Божьей к славе Рима, дабы осиять сей век своим гением». Понтифик велел пускать скульптора в свои покои в любое время и настоял, чтобы молодой человек по-прежнему относился к нему, как к другу, и не думал, что общается с папой.

Римский Папа Урбан VIII был страстным шокоголиком.  Практически все 3500 тонн венесуэльского какао, поставлявшиеся в Европу в начале XVII века, употребляли именно монахи - иезуиты.

Папа Римский Урбан VIII заказывал шоколад ящиками, что стоило в те времена баснословных денег. Иезуиты принесли Урбану тайные рецепты шоколада  жрецов ацтеков в том числе Императора ацтеков Монтесуму II. Этот шоколад по мнению ацтеков развивал невероятной силы Творческую интуицию у людей, а также значительно усиливал либидо у мужчин. Урбан VIII вместе с Бернини часто пили благоухающий горячий шоколад иезуитов под очаровательные звуки флейты и арфы. Что по мнению Бернини позволяло ему создавать невероятной силы эмоциональные скульптуры. В том числе эротические. Хотя в последствии шоколад иезуитов сыграл, можно сказать, трагическую роль в жизни Бернини. Когда он передал шоколад своей любовнице, что было строго запрещено иезуитами.

Как и в случае с Караваджо, Бернини передавал зрителям ощущение скульптуры с разных точек наблюдения.


Рецензии
Раньше, я как-то не задумывался, рассматривая скульптуры. Спасибо, Анатолий.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   19.09.2025 21:03     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Владимир. Это такие гениальные произведения, что каждый раз открывать что то новое. Они заставляют задумываться. В них заключена глубокая философская Идея.
Доброго здоровья. С уважением
Аатолий

Анатолий Клепов   19.09.2025 21:14   Заявить о нарушении