Научная фантастика - последний бастион литературы
1. ВСТУПЛЕНИЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ НАУЧНУЮ ФАНТАСТИКУ НЕ ПУСКАЮТ В «ВЫСОКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ»
Представьте сцену: собрались маститые литературные критики, потягивают коньячок и рассуждают о «глубинах человеческой души» в новом романе про несчастного профессора, который напивается и вспоминает юность. А тут врывается патлатый молодой человек с чертежами звездолёта и вопросом: «Как бы вы реорганизовали социум разумных муравьёв на Титане?»
Реакция? Лёгкий испуг, брезгливое пожатие плечами и фраза: «Это же просто фантастика, это несерьёзно».
Но вот вопрос: что на самом деле «несерьёзно» — роман о пятистах страницах душевных метаний или повесть, где за идеей о сверхсветовом двигателе скрывается переосмысление всей человеческой этики?
2. НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА: ПОДРОСТКОВЫЙ БУНТ ИЛИ ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ МЫСЛИ?
Среди высоколобых и маститых литературоведов, воспитанных на строгой диете из классического реализма и модернистской прозы, до сих пор бытует снисходительное представление о научной фантастике как о «литературе для недорослей» — этаком белковом коктейле для ума подростка, который еще не дорос до тонких блюд «настоящей» литературы. Этот взгляд, однако, говорит не о недостатках НФ, а о поразительной интеллектуальной лени и снобизме тех, кто его исповедует.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПЕРВОЕ. «НФ — это про космос и роботов, а не про человека». Самый частый упрек— что фантастика якобы подменяет глубину психологии «техническими прибамбасами». Это все равно что утверждать, будто «Война и мир» — это роман про правила ведения боевых действий в XIX веке.
· Контраргумент. Напротив, НФ — это увеличенное зеркало человечества. Она выносит человека в экстремальные, немыслимые в реальности условия, чтобы обнажить его суть. Социальная иерархия на космическом корабле (фильм «Пассажиры», 2016) обнажает природу власти и одиночества куда острее, чем история уездного города N. Любовь к искусственному интеллекту (фильм «Она», 2013) задает более честные вопросы о связи и эгоизме, чем иной семейный роман. НФ не избегает «вечных вопросов» — она задает их с помощью уникального инструментария, который реализм себе позволить не может.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ ВТОРОЕ. «Это несерьезно, это просто развлечение». Критики упрекают жанр в излишней развлекательности, словно бы серьезность литературы измеряется степенью ее скучности.
· Контраргумент: Какая литература может быть серьезнее, чем та, что в одиночку выполняет работу философии, социологии и футурологии? Пока реализм кропотливо документировал настоящее, фантасты конструировали будущее, которое наступало с пугающей точностью. Оруэлл подарил миру «Большого Брата» в романе "1984" (1948), Замятин — Единое Государство в романе "Мы"(1920), Хаксли — сому и общество потребления в романе "О дивный новый мир"(1932). Современные дискуссии об этике ИИ, виртуальной реальности и редактировании генома ведутся терминами, введенными фантастами за десятки лет до этого. Это не развлечение — это мысленный эксперимент планетарного масштаба.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕ: «Упрощенный язык и вторичность»
Да, в жанре есть масса проходной, коммерческой литературы. Но судить по ней всю НФ — все равно что объявлять всю музыку примитивной, слушая только три аккорда поп-шлягеров.
· Контраргумент: Язык лучших образцов НФ — это часто язык идеи, а не психологического нюанса. Его сила не в описании шелеста листвы, а в емкости и точности концепции. А говорить о вторичности по отношению к авторам уровня Станислава Лема (философская глубина «Соляриса»), Урсулы Ле Гуин (антропологическая точность «Обездоленных»), Рэя Брэдбери (поэтическая меланхолия «Марсианских хроник») или братьев Стругацких (моральная проблематика «Пикника на обочине») — попросту невежественно. Их тексты — это высокая литература, которая просто использует фантастическую условность как метафору.
ПОЧЕМУ ЖЕ ЭТОТ СНОБИЗМ ТАК ЖИВУЧ?
1. Страх перед новым. Литературная критика, как и любая академическая среда, консервативна. Ей проще оперировать проверенными категориями XIX века, чем признать, что главные вопросы человечества теперь задаются через призму технологий.
2. Корпоративная вина. Тот факт, что НФ была и остается невероятно популярной, массовой, вызывает у адептов «высокой» культуры подозрение. Если что-то нравится миллионам, это не может быть по-настоящему глубоким — такова негласная логика этого снобизма.
3. Непонимание инструмента. Критик, вооруженный аппаратом анализа характеров и социальных конфликтов, зачастую просто не знает, как анализировать произведение, где главный герой — это идея, а конфликт разворачивается между цивилизациями или этическими системами.
ВЫВОД:
Считать научную фантастику литературой для подростков — это все равно что считать телескоп игрушкой для детей, потому что в него смотрят одним глазом. На самом деле, это мощнейший инструмент для рассмотрения того, что невидимо невооруженным взглядом: нашего будущего, наших страхов и пределов нашего этического выбора.
Подростки читают фантастику не потому, что она проста. Они читают ее потому, что она честна и инновационна. Она не делает вид, что мир прост и понятен, а предлагает инструменты, чтобы осмыслить его головокружительную сложность. И в этом смысле именно научная фантастика сегодня является самым что ни на есть взрослым чтением — для тех, кто не боится смотреть в будущее без скидок и иллюзий.
3. НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА — ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ СПЕЦНАЗ ЛИТЕРАТУРЫ
Чтобы читать настоящую НФ, нужно:
· Знать физику на уровне "хорошо" средней школы и науч-попа с Ютьба (хотя бы на уровне «почему чёрная дыра — это не дыра»).
· Разбираться в истории не только на уровне "хорошо" по меркам средней школы, но иметь в багаже прочитанных книг хотя бы десяток-два исторических романов (иначе не поймёшь, почему Азимов сравнил Галактическую Империю с Древним Римом).
· Иметь философскую жилку («Солярис» Лема — это ведь не сколько про инопланетный океан разума, а про границы человеческого сознания).
А теперь скажите — много ли «обычных» реалистических романов требуют такой подготовки?
Возьмём «Основание» Азимова — это же история, социология и математика, завёрнутые в космические декорации! Или «Улитка на склоне» Стругацких — попробуйте объяснить неподготовленному читателю, что Лес это не просто Лес, а метафора тоталитарного абсурда.
(Кстати, Белинский как-то обмолвился, что «проза — это мысль, воплощённая в образе». НФ — это мысль, воплощённая в гиперпространственном прыжке.)
4. АВТОРЫ-ГИГАНТЫ: ПОЧЕМУ СРЕДИ ФАНТАСТОВ ТАК МНОГО УЧЁНЫХ?
· Айзек Азимов – биохимик;
· Роберт Хайнлайн – инженер;
· Станислав Лем - медик, философ, кибернетик;
· Братья Стругацкие - один астроном, другой востоковед;
· Иван Ефремов - доктор биологическихб наук;
· Кир Булычёв – доктор исторических наук;
· Ли Цысинь - инженер-компьютерщик.
Ну и так далее.... И это не случайность. Писать о будущем может только тот, кто понимает настоящее.
Сравните:
· Обычный романист описывает, как герой страдает от любви.
· Фантаст описывает, как герой страдает от любви к андроиду, попутно решая парадокс Ферми.
5. ФУТУРОЛОГИЯ VS ФАНТАСТИКА: КТО КОГО?
Ну а если зашел разговор о науке и научной фантастике (тавтология тут совершенно уместна:) мимо этой темы никак не пройти...
ПРОЗРЕНИЕ ПРОТИВ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ: ПОЧЕМУ ФАНТАСТЫ ВИДЯТ ДАЛЬШЕ ФУТУРОЛОГОВ
Существует забавный и в то же время глубокий парадокс: когда мы хотим узнать, каким будет мир через 50 или 100 лет, мы часто с большим доверием обращаемся не к толстым отчетам аналитических центров, а к пожелтевшим страницам старых научно-фантастических романов. Советский писатель и изобретатель Генрих Альтов как-то заметил, что в дальней перспективе предсказания фантастов зачастую оказываются точнее прогнозов ученых-футурологов. Почему же так происходит? Ответ кроется в фундаментальном различии методов, которые используют ученый и писатель для путешествия в будущее.
УЧЕНЫЙ-ФУТУРОЛОГ: ПЛЕННИК ТРЕНДА
Ученый-футуролог подходит к будущему с инструментами логики и анализа. Его метод — экстраполяция:
1. Он берет известные на сегодняшний день тенденции (рост вычислительной мощности, развитие биотехнологий, климатические изменения).
2. Он строит графики их развития и продлевает эти кривые в будущее.
3. На выходе получается вероятностный прогноз.
Проблема этого метода в его принципиальной слепоте к «черным лебедям» — непредсказуемым, революционным событиям, которые полностью меняют траекторию развития. Футуролог 60-х, экстраполируя развитие мейнфреймов, мог предсказать, что у каждого дома будет персональный компьютер. Но он едва ли мог предугадать появление интернета — системы, которая радикально изменила не технологию, а сам принцип коммуникации и доступа к информации. Его прогноз был бы точным в части оборудования, но полностью провалился бы в части программ и социальных последствий. И кстати, появление интернета предвидел Станислав Лем еще в 50-х годах прошлого века, когда интересовался кибернетикой, когда еще не было реального интереса к таким технологиям.
ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ: РАБОТА ОБОИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Писатель-фантаст работает принципиально иначе. Он действует не только как аналитик, а как и художник. Он подключает:
· Логику (левое полушарие. Он глубоко изучает современную ему науку. Жюль Верн консультировался с учеными и инженерами, братья Стругацкие имели фундаментальное научное образование.
· Интуицию и образное мышление (правое полушарие. Это ключевое отличие. Фантаст не экстраполирует тренды — он строит мир. Он обладает уникальной чувствительностью к «дрожанию стрелок» цивилизации, улавливая не сами технологии, а человеческие желания, страхи и социальные потребности, которые эти технологии вызовут к жизни.
Его метод — не расчет, а интуитивное озарение, основанное на глубоком понимании человеческой природы.
БЛЕСТЯЩИЕ ПРИМЕРЫ ПРОЗРЕНИЙ
История научной фантастики — это музей удивительных предсказаний, которые казались безумными в свое время:
1. Жюль Верн:
· «С Земли на Луну» (1865): Предсказал размеры космического аппарата («снаряда»), место его запуска (Флорида, недалеко от нынешнего Мыса Канаверал), невесомость и даже стоимость проекта (в пересчете 5 млн долларов тогда — примерно эквивалент современного космического бюджета).
· «20 000 лье под водой»: Электрическая подводная лодка «Наутилус» с мощным источником энергии (прообраз атомного реактора?).
2. Герберт Уэллс:
· «Освобожденный мир» (1914): Предсказал появление атомной бомбы, основанной на цепной реакции, и последующую гонку ядерных вооружений.
· «Машина времени»: Идея временного парадокса и четвертого измерения.
3. Артур Кларк:
· В 1945 году в статье «Внеземные ретрансляторы» научно обосновал идею геостационарных спутников связи, которые сегодня являются основой глобальных коммуникаций. Орбиту в 36 000 км над Землей теперь официально называют «орбитой Кларка».
· «Космическая одиссея 2001 года»: Планшеты, плоские экраны, искусственный интеллект (HAL 9000), видеозвонки.
4. Марк Твен в «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» предвосхитил идею социальных последствий технологий и даже описал нечто вроде телефона и пулемета за десятки лет до их широкого распространения.
5. Братья Стругацкие: В «Понедельнике начинается в субботу» и других произведениях они описали мощные компьютеры, голосовые интерфейсы, базы данных — и все это в 60-е годы, когда ЭВМ занимали целые залы.
В ЧЕМ ЖЕ СЕКРЕТ? ФАНТАЗИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ
Ученый ищет единственно верный путь, основанный на известных данных. Фантаст допускает тысячу возможных путей, отбирая самый драматичный, самый интересный и — что важно — самый человечески правдоподобный.
Он предсказывает не конкретный патент, а функцию и потребность. Людям хочется общаться на расстоянии — появится видеофон (как у Кларка). Людям нужна океанская глубина — появится «Наутилус» (как у Верна). Человечество стремится к звездам — появится ракета (как у ученого и философа Циолковского, тоже писавшего фантастику).
ВЫВОД:
Гениальный фантаст — это не просто мечтатель. Это мыслитель, который использует художественный образ как мощнейший инструмент мысленного эксперимента. Он свободен от косности текущей научной парадигмы и потому может совершить скачок через логическую пропасть, куда ученый, скованный данными, не решается даже заглянуть. Он предвидит будущее, потому что понимает неизменную суть человека — его любопытство, его страхи, его стремление к могуществу и знанию. И в этом его прогнозы оказываются не просто точнее, но и глубже прогнозов футурологов: они предсказывают не просто появление гаджета, а то, как этот гаджет навсегда изменит человеческую душу.
6. ПИКИ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ: ОТ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» ДО ...
АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ (ПЕРВЫЙ) ЗОЛОТОЙ ВЕК (КОНЕЦ 1930-х – 1950-е)
Это эпоха Джона Кэмпбелла — редактора журнала «Astounding Science Fiction», который превратил НФ из бульварного чтива в лабораторию идей. Здесь рождались:
· Три закона роботехники Азимова;
· Социология Галактических империй (Азимов, Хайнлайн);
· Психоистория как математический прогноз будущего.
Это была фантастика технологического оптимизма, где человечество покоряло космос силой разума.
ВТОРОЙ ЗОЛОТОЙ ВЕК (ПОСЛЕ 1977 ГОДА)
Он имел уже кинематографический привкус и стартовал с «Звёздных войн» Лукаса и «Близких контактов третьей степени» Спилберга. Но за внешним блеском скрывалась и глубина:
· «Дюна»(1984), фильм по одноимённому роману Фрэнка Герберта — экология, религия и политика далёкого будущего;
· «Космическая одиссея 2001» по роману Артура Кларка — фильм 1968 года про искусственный интеллект и эволюция человечества;
· Фильм «Бегущий по лезвию» (1981) по роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»— вопросы идентичности и искусственной памяти,
· Старт грандиозной эпопеи «Звездные войны» (1977)
· Ну еще следует упомянуть стартовавшие еще в 60-е годы не менее эпичные по размаху сериалы «Доктор Кто» и «Звёздный путь».
Фантастика стала визуальной, но не потеряла интеллектуальной смелости.
СОВЕТСКАЯ ФАНТАСТИКА: ОТ КОСМИЧЕСКИХ УТОПИЙ ДО ГОРЬКОЙ ИРОНИИ
· 1920-е: Бум после революции. Роман (после сокращённый до повести) «Аэлита» Толстого и популярный фильм по её мотивам — марсианская утопия и социальный эксперимент.
· Творчество Александра Беляева (со второй половины 20-х годов до ВОВ)
· Конец 1940-х – 1950-е: Иван Ефремов («Туманность Андромеды») — «фантастика ближнего прицела», вера в коммунизм среди звёзд.
· 1960-е и далее: Братья Стругацкие («Пикник на обочине», «Трудно быть богом») — ирония, антиутопия, вопросы этики и свободы. Их работы стали мостом между наукой и философией.
Сам Аркадий Стругацкий писал, что научная фантастика – «признак высокой культуры каждой страны», и в самой читающей стране в мире научная фантастика была не высоте!
7. РЕНЕССАНС НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В КИТАЕ
В 1990-е годы стала набирать обороты китайская научная фантастика, в десятых годах этого века на весь мир прославился Лю Цысинь, роман которого "Задача трёх тел" был продан миллионными тиражами.
И о ней, китайской фантастике нынешнего времени, стоит поговорить поподробнее.
Пока западные издатели десятилетиями тиражировали космические оперы и постапокалипсис, в Китае вызревала интеллектуальная бомба. Феномен Лю Цысиня и его «Задачи трёх тел» — это не просто успех отдельного автора.
ПОЧЕМУ ИМЕННО КИТАЙ? ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕЙЧАС?
1. Образовательный взлёт. Поколение, выросшее на STEM-образовании (междисциплинарный синтез науки, технологии, инженерии и математики), жаждало литературы, отражающей их картину мира. Не страдания профессора-алкоголика, а уравнения Дрейка и квантовая запутанность как сюжетные двигатели.
2. Культурный код. Китайская фантастика унаследовала многовековую традицию парадоксального мышления (Чжуан-цзы: «Снилось мне, что я бабочка? Или я приснился бабочке?»), соединив её с западным научным методом. Получился гибрид, где квантовая физика обсуждается с даосской проницательностью.
3. Социальный контекст. Стремительная технологизация Китая создала уникальную почву для фантастики, где будущее не абстрактно, а наступает завтра. Когда твой город за десять лет превращается из провинциального центра в мегаполис с небоскрёбами, сюжеты о космических лифтах кажутся менее спекулятивными.
ТАК ЧЕМ ЖЕ КИТАЙСКАЯ НФ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЗАПАДНОЙ?
· Масштаб. Если западные авторы часто фокусируются на индивидуальной психологии, китайские писатели мыслят цивилизационными категориями. Не «как герой спасает мир», а «как человечество переживает контакт с цивилизацией, видевшей динозавров».
· Научная плотность. Лю Цысинь не упрощает. Он заставляет читателя продираться через теорию струн и сингулярности — и это становится частью эстетического опыта.
· Философская глубина. Научные концепции становятся метафорами экзистенциальных вопросов. Роман вышеупомянутого Лю Цысиня "Тёмный лес"? Это же обновлённая версия теории общественного договора, доведённая до космического масштаба!
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Китайская фантастика уже перестала быть экзотикой. Она стала полноправным участником глобального диалога о будущем. И в этом её главная победа — она доказала, что научная фантастика остаётся последним бастионом литературы для думающих, независимо от широты и долготы.
8. ПОЧЕМУ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА СЕЙЧАС В "ЗАГОНЕ"?
В том числе и потому, что её захватили «попаданцы» и космические боевики.
Да, есть проблема: современная фантастика — это часто:
· «Я переродился в средневековье и изобрёл порох» (модные "попаданцы", жанр «исторического мазохизма»).
· «Космодесантник против орков» ("Уорхэммер" - та же самая фэнтези в космическом антураже)
· «Романтика с инопланетянином» (фантастика? Скорее, фанфик на стероидах).
Но виновата ли в этом настоящая НФ? Нет. Это как обвинять Моцарта в существовании примитивной поп-музыки.
9. НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА — ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ БОИТСЯ ДУМАТЬ
Если вам нужно развлечение — читайте детективы. Если хотите поплакать — читайте классику. Но если вы готовы, чтобы книга ломала вам мозг и заставляла гуглить теорию струн — тогда только научная фантастика.
И да, если после «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова вам в детстве не хотелось стать космонавтом, биологом или археологом — значит, вы что-то пропустили. Ведь Ефремов подарил целому поколению «детей космической эры» не просто мечту о звёздах, а мечту о будущем, построенном на знании, гуманизме и отваге. Его произведения — это гимн человеческому разуму, преодолевающему любые преграды, от космических бездн до загадок древних цивилизаций.
А «Солярис» Лема бьет уже в другую цель: он заставляет лезть за учебниками по философии, психологии и теории систем. И если после прочтения «Соляриса» вам не захотелось перечитать труды по философии сознания, психоанализу или теории познания — значит, вы опять-таки что-то пропустили.
Имеет смысл говорить о двух разных воздействиях научной фантастики: вдохновляюще-мотивационное (Ефремов) и интеллектуально-испытующее (Лем).
Научная фантастика — это не монолит, а многогранный жанр, который может и возвышать мечтой, и ставить под сомнение сами основы нашего бытия.
10. И ВОТ ЕЩЁ ОДИН АСПЕКТ ПОЛЬЗЫ ЧТЕНИЯ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ...
Я не разделяю политические взгляды Валерии Новодворской, но глубоко её уважаю. Она была известна свой эрудицией, любовью к литературе и острой, парадоксальной формой высказываний. Она сама была «инакомыслящей» и всю жизнь боролась с разными формами ксенофобии — политической, идеологической, социальной.
Для неё литература была орудием борьбы с мракобесием, невежеством и ненавистью. Фантастика в этом смысле — идеальный инструмент, так как она апеллирует не к лобовой морали, а к воображению и интеллекту. Не могу привести точную цитату, но Новодворская как-то сказала, что ЕСЛИ СТРАДАЕТЕ ГОМОФОБИЕЙ ИЛИ КАКОЙ-ЛИБО ДРУГОЙ ФОРМОЙ КСЕНОФОБИИ - ЧИТАЙТЕ НАУЧНУЮ ФАНТАСТИКУ!
Это очень интересная и глубокая мысль, и в то же время остроумный и точный культурный диагноз. Он подтверждает, что корень ксенофобии — не сколько в невежестве и недостатке воображения, а и в неспособности представить и принять иную точку зрения. А лучшая прививка от этого — фантастика, которая и есть «гимнастика для ума» и тренажер для эмпатии.
КАК ФАНТАСТИКА БОРЕТСЯ С КСЕНОФОБИЕЙ?
Это мысль, которая работает на нескольких уровнях:
ОНА БУКВАЛЬНО ЗНАКОМИТ НАС С "ДРУГИМ".
Главная тема НФ — это встреча с нечеловеческими формами жизни и разума (инопланетяне, искусственный интеллект, киборги). Читатель волей-неволей сталкивается с необходимостью понять логику, мотивацию и культуру совершенно чуждого существа. Это тренировка эмпатии и преодоления страха перед неизвестным.
ФАНТАСТИКА ПОКАЗЫВАЕТ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НОРМ
Социальная фантастика и антиутопии (Оруэлл, Хаксли, Замятин) показывают, как общественные нормы могут быть уродливыми и подавляющими. Киберпанк (как у Гибсона) стирает границы между человеком и машиной. Это заставляет задуматься: а не являются ли и наши собственные «нормальные» представления о поле, семье, морали — всего лишь продуктом нашей конкретной культуры и эпохи?
ФАНТАСТИКА РАЗВЕНЧИВАЕТ МИФЫ О ЧИСТОТЕ И ПРЕВОСХОДСТВЕ
Такие авторы, как братья Стругацкие, постоянно исследовали тему контакта и его последствий. Их произведения учат, что развитие и прогресс возможны только через диалог и интеграцию, а не через изоляцию и ксенофобию.
ФАНТАСТИКА МОДЕЛИРУЕТ СИТУАЦИИ УГНЕТЕНИЯ
Многие фантастические произведения строятся на конфликте, где люди сами оказываются в роли преследуемого меньшинства. Классический пример — скандальный роман «Чужак в чужой стране» (1961) Р. Хайнлайна, где землянин, воспитанный марсианами, становится изгоем на своей родной планете. Это позволяет читателю посмотреть на ситуацию дискриминации с позиции жертвы.
ПРО ХАЙНЛАЙНА ПОПОДРОБНЕЕ...
Примечательны в этом плане и другие поздние романы Роберта Хайнлайна — они идеальные примеры того, что фантастика заставляет читателя пересмотреть свои предрассудки через радикальную смену перспективы.
...Критики часто обвиняют фантастику в бегстве от реальности, но именно этот «побег» и является её главной терапевтической и просветительской силой. Он позволяет совершить невозможное в обычной жизни — буквально поменяться телом, расой, полом, социальным статусом и посмотреть на мир глазами Другого.
Ярчайшие примеры этой силы можно найти у этого классика жанра.
В романе «Не убоюсь я зла» (1969) Хайнлайн проводит радикальный эксперимент по смене гендерной идентичности. Дряхлый, немощный миллиардер Йохан Себастьян Бах Смит после смерти оказывается перенесённым в тело своей молодой и красивой секретарши, Юэн. С этого момента он/она вынужден(а) существовать в мире как женщина, со всеми вытекающими социальными ожиданиями, угрозами и новым опытом телесности. Роман — это не просто забавный трюк с «переселением душ»; это глубокое, хоть и небесспорное, исследование того, как конструируется гендер. Читатель вместе с героем вынужден задаться вопросами: что остаётся от «я», когда меняется тело? Насколько наша личность определяется биологией, а насколько — отношением общества к этой биологии? Это мощнейший удар по бытовому сексизму и трансфобии, заставляющий усомниться в незыблемости бинарных категорий.
Ещё более провокационную смену перспективы предлагает роман «Свободное владение Фарнхейма». Хайнлайн моделирует будущее, в котором после ядерной войны мир пришёл в упадок, а господствующей расой и цивилизацией стали чёрные мусульмане, возродившие рабовладельческий строй, где белые находятся на положении бесправных рабов-«домашних животных», даже употребляемых в пищу новыми господами. Для белого читателя, особенно в момент публикации романа в 1964 году, эта картина была шокирующей. Хайнлайн намеренно инвертирует исторические роли, заставляя своего героя (и читателя) испытать на себе унижения расизма, объективации и бесправия. Ценность этого спорного и мрачного романа — не в предсказании будущего, а в создании эмпатического шока. Он не даёт читателю остаться в комфортной зоне, заставляя его пережить историческую травму «на собственной шкуре», пусть и в вымышленном мире.
Таким образом, фантастика выполняет роль универсального «симулятора Другого». Она не читает мораль, а предлагает прожить опыт, который в реальной жизни недоступен. Через такие тексты, как эти романы Хайнлайна, читатель может не просто понять, а прочувствовать абсурдность и болезненность любых форм ксенофобии — будь то расизм, сексизм или гомофобия. И в этом её огромная освободительная сила.
11. ЛОЖКА ДЕГТЯ В БОЧКУ МЕДА
Конечно, надо бы и покритиковать эту самую научную фантастику... Не только петь ей дифирамбы. И лучший критик - сам писатель-фантаст, к тому же один из лучших - сам пан Станислав Лем! Его книга «Фантастика и футурология» (1970) — это не просто сборник эссе, а фундаментальный труд, разбирающий научную фантастику с позиций философа, социолога и культуролога. Это жёсткая, но конструктивная критика жанра. Хотя книга написана достаточно давно, но она все так же актуальна.
Вот краткое содержание её ключевых идей по пунктам:
КРИТИКА НФ КАК ЖАНРА
Лем утверждает, что подавляющее большинство научной фантастики — это «литература для низкообразованных людей». Он беспощадно разбирает её клише и недостатки:
· Примитивность образов. Внеземные цивилизации часто являются всего лишь калькой с земных (например, «Империя» — это просто космический рейх, а инопланетяне — стереотипные «чужие»).
· Антропоморфизм. Авторы наделяют инопланетные разумы человеческой психологией, что невероятно наивно с научной точки зрения.
· Технологический фетишизм. Описание кораблей и лучевых пушек вместо изучения реальных последствий технологий для общества и человека.
· Повторение одних и тех же сюжетов: Бесконечные войны в космосе, контакты по схеме «захватчик/жертва».
По Лему, НФ в её массовом проявлении не справляется со своей главной задачей — осмыслением будущего.
КЛАССИФИКАЦИЯ НФ
Лем разделяет всю фантастику на несколько типов, но ключевых два:
1. Фантастика-сказка (или развлекательная): Это большинство произведений. Их цель — развлечь читателя знакомыми сюжетами в новом антураже. Она не стремится к реальному прогнозу.
2. Фантастика-предупреждение (или прогностическая): Высшая форма жанра. Её цель — провести мысленный эксперимент, исследовать последствия технологий и социальных изменений. К этому идеалу Лем и призывает стремиться.
ФУТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЁ СВЯЗЬ С НФ
Это центральная идея книги. Лем проводит чёткую грань:
· Футурология — это попытка научного прогнозирования будущего на основе экстраполяции современных тенденций. Но её главная слабость в том, что она не может предсказать революционные открытия (например, теорию относительности нельзя было вывести из ньютоновской механики).
· Научная фантастика, по мнению Лема, могла бы стать «лабораторией» для футурологии. Задача НФ — не дать точный прогноз (это невозможно), а генерировать гипотезы, создавать множество версий будущего, чтобы подготовить человечество к неожиданным поворотам. Художник может себе позволить то, что не может учёный — мыслить категориями радикального нового.
ПРОБЛЕМА КОНТАКТА
Лем уделяет много внимания теме контакта с внеземным разумом. Он критикует антропоцентризм большинства произведений. По его мнению, настоящий Внеземной Разум будет настолько чужд нам, что мы можем его даже не распознать. Проблема коммуникации будет заключаться не в переводе языка, а в несовместимости систем ценностей, логики и восприятия мира. Это не «переговоры с людьми в костюмах пришельцев», а столкновение с чем-то абсолютно иным.
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ
Книга поднимает глубокие вопросы:
· Границы познания. Можем ли мы вообще представить то, что не имеет аналогов в нашем опыте?
· Ответственность. Какую этическую и социальную ответственность несут авторы, моделирующие будущее?
· Кризис цивилизации. НФ должна исследовать тупиковые пути развития и глобальные катастрофы, чтобы их избежать.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ЛЕМА
Лем не просто ругает НФ, он предлагает ей программу развития. Он призывает авторов:
· Преодолеть антропоморфизм и примитивизм.
· Углубиться в науки (кибернетику, биологию, социологию) для создания более достоверных моделей будущего.
· Заниматься не развлечением, а интеллектуальным моделированием, чтобы помочь человечеству ориентироваться в усложняющемся мире.
12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая научная фантастика ещё жива! Ищите Ким Стэнли Робинсона (трилогия "Красный Марс", "Зелёный Марс", "Голубой Марс"), Адриана Чайковски («Время одиночества»), Бернара Вербера ("Танатонавты") и, конечно, вышеозначенного Лю Цысиня («Задача трёх тел»). Они ещё не раз заставят вас почувствовать себя одновременно гением и идиотом.
З.Ы. Лично я сейчас читаю сборник "Море сновидений" Лю Цысиня. И именно при прочтении этой книги, размышляя о специфике китайской фантастики я в очередной раз задумался о более общей проблематике - о научной фантастике вообще. Так что спасибо автору, наконец он подтолкнул меня оформить свои идеи в виде этого эссе.
ИТОГ: НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА = (НАУКА умножить на ВООБРАЖЕНИЕ) + ФИЛОСОФИЯ. ПОПРОБУЙТЕ НАЙТИ ДРУГОЙ ЖАНР С ТАКОЙ ЖЕ ФОРМУЛОЙ. НЕ ВЫЙДЕТ!
Свидетельство о публикации №225091901509