Портрет
Когда-то давным - давно, работая над портретом одного из художников - ветеранов, я столкнулся с неразрешимой проблемой, мне не удавалось придать ему внутреннюю жизнь...
Внешне, он был как бы и похож, но схематично сделанная фигура не устраивала меня, да и позирующий, то покашливал, то погмыкивал как мне показалось иронически, чем ещё больше усугублял, моё художническое рвение сделать живой портрет…
Я, конечно отдавал себе отчёт в том, что не Пигмалион, и мне не оживить скульптуру. Чем сильнее я хотел приблизится к сходству, получалось так, что всё больше отдалялся от неё…
После художественного училища, я с небольшими перерывами, почти каждый год ездил на творческую дачу, где продвинутые московские скульпторы учили уму - разуму провинциалов со всех концов необъятной страны, да и за честь побывать там, желали многие зарубежные творцы…
Задача московских наставников была, за два месяца, из диких, самоуверенных людей, сделать хоть что-то наподобие думающих скульпторов, невзирая на апломб закончивших академию, или скульпторов камнетёсов из маленьких горных республик…
Не ломая и не подстраивая под себя, они стремились дать каждому инструмент самовыражения, но инструмент грамотный, понятие что такое форма, заранее отсекая глупость и самоуверенность, взращенную похвалой местных ценителей…
Основная идея была в том, что чем меньше художник потратит времени на внешнее, тем больше он уделит внимания внутреннему, но как соединить это к сожалению рецептов не давали… Так как это уже прерогатива наличия таланта, как абсолютный слух у музыкантов слышать гармонию произведения…
И вот однажды, на месячный просмотр приехал мэтр Олег Константинович Комов, скульптор можно сказать мирового масштаба, мягкий, внимательный человек, он никого не ругал и не высказывал критических замечаний, но молча долго рассматривал поналепленную дичайшую чушь в виде композиций, и непритязательно вылепленные этюды обнаженной модели…
Видимо дивился фантазийному беспределу провинциальных творцов…
- Может быть, может быть… - Демократично говорил он. Иногда он останавливался и разглядывая чью - либо работу, поднимал молча большой палец вверх.
- Молись богу, он тебя отметил… - За спиной подталкивали счастливчика.
Это было равносильно получению какой-нибудь крупной награды… Сам отметил…
Значит есть за что. Просто так никого не хвалили, а вот отругать могли… Причем профессионально и с оттяжкой. Сам видел, как женщины - скульпторы размазывая слезы и нервно ломая сигареты, переживали нелицеприятные замечания. Мужчины поступали проще - напивались в хлам…
Был и такой экстремальный гражданин из среднеазиатской республики окончивший академию, задавший вопрос с неким подвохом:
- Вы просто оцениваете, что хорошо, а что так себе… Не могли бы вы дать некоторый рецепт по сути понимания формы? — И с язвительной улыбкой посмотрел на Комова…
Олег Константинович изумленно поднял брови, видимо ещё никто так не покушался на его авторитет…
Внимательно посмотрев на осмелившегося подвергнуть испытанию его персонажа, взял кусок пластилина и в два движения вылепил оппонента…
Бесформенный кусок за пару минут превратился в портрет критика. Конечно, без подробностей, но этот комок пластилина превратился в некий знак, до боли напоминающий этого человека...
- Вот, собственно говоря, этот знак является краткой сущностью портретируемого, но его, конечно нужно отгадать, иными словами высмотреть в человеке…
Комов поставил вылепленную скульптурку на станок, как тут же чья-то проворная рука умыкнула его оттуда… Больше спонтанных вопросов по ходу просмотра,не возникало… Жаль только, что он редко появлялся на творческих просмотрах, так как он в время активно работал над многочисленными великолепными памятниками Пушкина в том числе…
Приезжающие на просмотр итоговых работ большие художники давали бесценные советы подтвержденные своим опытом, и внимательным слушателям зашедшими в тупик в своей творческой работе, порой открывались новые горизонты…
Если вернуться к началу рассказа, то конечно надо пояснить, что лепил я портрет Сергея Добрякова, легендарного сыктывкарского художника ветерана ВОВ…
Повторюсь, обладая уже некоторыми знаниями я довольно успешно вылепил небольшую его фигурку стоящую у мольберта, но действительно, чего-то всё же не хватало, поэтому обратив внимание на его ненавязчивые знаки, я спросил в чем же причина его внутреннего сопротивления, так как это не живопись и лепка происходит на глазах у портретируемого, то есть он видит весь процесс…
Сергей периодически отлучался по каким-то своим делам, оставляя меня на- едине с портретом, и видя, что я почти закончил портрет, но нахожусь в какой-то нерешительности закончить процесс или нет, подошел ко мне:
- Ты поговори с ним, он подскажет…
- С кем? - не понял я…
- Не со мной, с портретом… Может он, что посоветует…
Когда он вышел, действительно, не вглядываясь в детали, а смотря мимо портрета, и ощущая всю мастерскую как пространство окружающее скульптуру, я увидел портрет окруженный аурой, всё его ритмическое построение и даже некий колеблющийся образ, где явственно не хватало проявить какие -то недостающие детали…
Мгновенно, точно управляемый кем -то, я быстро поправил портрет, и как мне показалось, получился законченный образ, словно готовый к самостоятельной жизни…
Вернувшийся Сергей, с улыбкой сказал:
- Вижу, что поговорил… Да, дело такое, не надо своё умение ставить выше создаваемой тобой жизни…
Впоследствии, как сказала одна из зрительниц, обладающая утонченным вкусом, с этим портретом хочется общаться…
Видимо простой, но бесценный совет мастера очень помог мне, которым я стал с успехом пользоваться в своей работе…
Свидетельство о публикации №225091901555