Про помойки и Homo, увы, не sapiens. 2023 год
Три месяца следил за одиночным пешим походом уфимца Олега Чегодаева (как он себя именует, амбассадора Уральских Гор) по Транс-Уральскому маршруту протяжённостью более трёх тысяч километров. И всё это время на его страничке в «ВК» появлялись краткие отчёты с фотографиями.
Кроме несомненных величия и красоты Каменного Пояса – этой «бочки мёда», в путевых заметках путешественника отражалась капля «дёгтя», и не одна, к сожалению. На всём его пути в самых живописных и весьма отдалённых местах, в т.ч. на берегах рек и озёр, на вершинах гор – помойки, помойки, помойки.
В комментариях к эмоциональным высказываниям Олега по этому поводу посетители его интернет-странички вполне ожидаемо не скупились на нелицеприятные слова в адрес таких «любителей природы». Да что толку? Ну, поругались, - легче стало? На количество помоек эти эмоциональные выплески вряд ли повлияют.
На мой взгляд, разумнее говорить о причинах такого поведения на природе. Почему люди так поступают?
Как мне кажется, ответ на этот вопрос вложил в уста одного из героев своей книги Д.В.Миропольский (Тайна трёх государей: роман. М. 2017):
«Обезьянам не дают посуду, которая бьётся. У них в голове нет идеи про длительность. Обезьяна пьёт из стакана и разжимает руку. Упс! Вода выпита – стакан больше не нужен. Она не понимает, что значит «завтра». Многие люди так же.»
Подпишусь под этими словами. Даже больше скажу.
Оценивая поведение этих «не-вполне-человеков», недоумеваешь: то ли не хотят, то ли не могут. И при этом упускаешь из виду, что слова «хотеть» и «мочь» - это скорее про работу мозга, в обсуждаемой части приматам недоступную. Как мозгу работать в нужном направлении, если нужных мыслей там нет?
Впрочем, назвать такого субъекта совсем уж безмозглым будет, пожалуй, неверным. Хотя значительная часть начинки очень персональных компьютеров наших современников, прежде всего, молодёжи, и перетекает стремительно в периферийные гаджеты, но остающегося серого вещества, хочется верить, пока ещё хватает, чтобы понять очевидные вещи. Впрочем, очевидные – для кого? Ведь – нужно помнить, что любые оценки чего-либо или кого-либо каждый из нас даёт, как говорится, со своей колокольни.
«Нет ничего ни плохого, ни хорошего в этом мире. Есть только наше отношение к чему-либо.» А «отношение» - это категория субъективная.
Но приведённое высказывание У.Шекспира не могу отнести к «не-вполне-человекам», и вот, почему.
Видя подобное безобразие, можно бы предположить, что эти мусорщики положительно, одобрительно относятся и к помойкам на природе, и к своему участию в их преумножении. Увы, это снова взгляд со «своей колокольни». А какие основания подозревать помоечников в волевом отношении к созданию помоек?
Почему с подобными претензиями мы не обращаемся к свиньям? Ведь, казалось бы, манеры тех и этих в нашем случае не слишком отличаются, и они равно не озабочены своим помоечным поведением.
Один философского склада американец изрёк: «Мы начинаем думать, только столкнувшись с проблемой». А проблему понимаю как осознаваемое тобой несоответствие, противоречие между идеальным положением вещей и реальностью. Главное здесь: это – твоё личное/индивидуальное/субъективное мнение. Никакая проблема не существует вне тебя: снаружи – обстоятельства, а проблемой их делает твой мозг. Избитая фраза «Нет человека - нет проблемы!» точно передаёт суть (НКВД-шник с наганом – это из другой «оперы».)
Ну, с реальностью – помойкой на природе – понятно: вот она, а вон ещё, и ещё… А идеальное положение вещей в этой схеме предполагает существование в твоей голове правила, нормы – как оно должно быть. Нет такого понимания – нет проблемы – отсутствует мыслительная деятельность на сей счёт.
Теперь понятно? Они об этом не думают. Вообще!
Хотя, строго говоря, здесь и думать-то не о чем; при нормальном воспитании подобные вещи, наверное, должны быть на уровне рефлексов.
Вот именно, нормальном. Правила поведения с неба не падают. Тут с детства нужны правильные слова и личный пример.
Сам до сих пор помню строки В.Маяковского:
«Крошка-сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
Что такое «хорошо»
И что такое «плохо»…»
Выходит, не научили этих […] достойно вести себя на природе ни мама с папой, ни школа, ни телевизор. Знать, не те книжки они читали в детстве, если, конечно, вообще, читали.
А ежели у человека с детства нет соответствующей «установки», то и результат налицо.
Уж, не знаю, помогут ли достучаться до их мозгов даже, подчас, излишне выразительные/натуралистичные плакаты, которые неравнодушные люди размещают на путях миграции этих […].
Ну, и понятно, что такое поведение некоторых наших сограждан характерно и для городской жизни. Элементарный пример: человек на улице разворачивает жевательную резинку, леденец, вскрывает пачку сигарет. Нет, он не бросает наземь фантик, он просто разжимает пальцы. Даже не так: он перестаёт их сжимать. Это происходит рефлекторно. Мозг в этой операции не участвует.
Ещё такой аспект. В привычной городской среде для мусора есть ржавое помойное ведро, или дизайнерский пластиковый контейнер с пакетом-вкладышем, или иная специально приспособленная ёмкость, куда отправляются «твёрдые бытовые отходы». Рефлекс – не рефлекс, но движение руки, отправляющей мусор в эту ёмкость, при постоянном многократном повторении со временем утрачивает потребность в участии мозга в этом процессе. Шаблон, стандарт поведения.
А в лесу контейнера для продуктовой упаковки и использованной туалетной бумаги нет. Вот, и происходит слом шаблона. А поскольку привычкой думать отягощены, увы, далеко не все, мусор остаётся там, где он образовался – у костра и «за кустиком».
Резюме: если и реагировать на описанные безобразия, то лучше не ругаться на таких-сяких, а говорить вслух о причинах подобного поведения и всячески распространять, например, изложенную точку зрения.
Свидетельство о публикации №225091901614