Саша Черный 1886-1932 гг

Многие считали, что Саша Черный - прекрасный и недооцененный поэт.   
Он родился в 1886 году в Одессе. И в семье его прозвали чёрным потому, что братишка, тоже Саша, был светловолосым. Так возник псевдоним, о котором он впоследствии сожалел. «Это была маска».

Учился Саша в Петербурге и в Гейдельберге. На фронт пошёл добровольцем и прослужил в санитарном подразделении всю мировую войну. Жил с высокообразованной женой. Детей у них не было.
Пик славы поэта пришёлся на время работы в «Сатириконе» у Аверченко.
После революций уехал из России, не желая погружаться  в большевистские гнусности. Оторванный от родины  космополитом не стал. И его русскость вне сомнений. Жил в Германии, Италии и последние годы во Франции
В эмиграции без денег не жил, он был востребован, но привыкнуть к зарубежным городам, порядкам и  людям  так и не  мог. Многое ему там не нравилось. Страшно переживал разлуку с родиной,  очень болел за изломанную большевиками страну.

«На виселицы срублены березы.
Слепой ордой затоптаны поля —
И только в книгах пламенные розы,
И только в книгах — русская земля!»

«Мой виноградник пуст, - растрёпанные бурей
К земле прибиты светлые стихи...
И даже та любимая гряда,
Где зеленели детские страницы,
Здесь на чужбине теша детвору, –
Ненужным пустырем чернеет у дороги...
Молчу. Не жалуюсь...»

Понятно, что Поэты — люди непростые. А Александр Михайлович был особенным — похожим на перелётную покалеченную одинокую птицу, очень чувствительную и оторванную от стаи. Чувствовал себя одиноким еще до революционных потрясений. «Я как филин на обломках переломанных  богов» (1908 год).
«Если сам я угрюм, как голландская сажа, улыбнись, улыбнись на сравненье моё, это чёрный румянец, налёт от дренажа, это муза меня подняла на копьё»  (1910 год).
«Один, и очень хорошо ловлю зрачки случайных глаз, клочки каких-то странных фраз и многое ещё» (1911 год).

На три года  нашёл  отдушину у Аверченко в его "Сатириконе" и стал чрезвычайно популярен. Но быстро надоело насмехаться, наверно, не видя в том большого смысла. И «Сатирикон» от сатиры стал склоняться просто к юмору. До эмиграции сатирик и ёрник, пересмешник-иронист, в стихах времён эмиграции грустит о родине и насмехается  над иностранцами. И одновременно с сатирами пишет добрые детские стихи.
Любовь к женщинам выявляется в его ранних стихах, но с годами проявляется эпизодически.

«Весенний ветер за дверьми…
В кого б влюбиться, чёрт возьми?»
Но любовь - не его путеводная звезда. Он в ней  разочарован.
«Любовь должна быть счастливой -
Это право любви.
Любовь должна быть красивой -
Это мудрость любви…
Где ты видел такую любовь?»

Чисто лирических стихов о любви у него нет.
Есть размышления и наблюдения о ней. А любовь к человеку, природе детям, русскому языку и преданность русской  культуре — присутствует во многих работах.

Зря наговаривал на него, эмигранта, Маяковский: «Когда-то злободневный, а теперь озлобленный». Оскорбился, видать, эпиграммой Саши Черного про него.
«Смесь раешника с частушкой,
Барабана с пьяной пушкой —
Красный бард из полпивной,
Гениальный как оглобля,
От Нью-Йорка до Гренобля
Мажет дегтем шар земной».

В тяжёлые одинокие годы изгнания он писал совсем не мрачные стихи и такие светлые прозаические вещи, как глубоко русские солдатские сказки, дневник фокса Микки, библейские сказки  и забавные стихотворения для детей (ещё до знаменитых стихов К.Чуковского). Детей любил очень и подолгу с ними играл, и они обожали его. И ребячество было частью его натуры. Писал про себя: «Лежит в свободном чердаке семьсот ребячеств без табу, насмешка, вызов на борьбу и любопытство Марабу, как бутерброды на доске».

Чтобы больше понять Александра Михайловича как поэта и человека, надо окунуться в его творения. Саша Чёрный рисует жизнь - как она есть. Во всех его текстовых картинах есть всё - и прекрасное, и отвратительное, и красивое, доброе, хорошее, и злое и пошлое. А какая палитра, какие краски  слов, звуков, образов, роскошные формы изложения при их лаконичности - каждое слово на весах!
В его стихах мир широк - и материален, и ментален. Его стихи и статьи - энциклопедия времени. Почти, наверное, нет таких мест бытия, которые он бы не описывал и в которых не происходили бы действия со всеми представителями разных народов. Тут и Россия, и Германия, Прибалтика и Италия,  город, и деревня,  лачуги и особняки,   гимназии и трактиры, магазины и пивные, лечебницы  и даже карцер. И ещё - картины войны. А какое многообразие природы: с лесами, садами, парками, кустами, цветами, реками, морями, пляжами, горами и небесами.
И люди  всех категорий - поэты и обыватели, гимназистки и проститутки, дворяне и крестьяне,  учителя  и священники, торговцы и официанты, работяги и  пьяницы. И живность  не забывал.   

Он, подобно Чехову, не навязывает своего мнения, без философствований и нравоучений. Он также, как и Чехов, несколько печален и почти всегда ироничен.
Творчески  очень разнообразен. У него рассказы в стихах, стихи в прозе, стихи как мини повести и романы, стихи - сказки, романсы, были. Есть даже акварели. Но о его «живописи» чуть позже.  А какие у него прекрасные выражения, слова, как разнообразен стихотворный стиль! Ну и, конечно, проза поэта - на высоте. Сколько там народной житейской бравой мудрости! Авторских афоризмов и поговорок!
У него нет героев и важных персон, главный его герой -  средний человек. "Пишет так, что этот средний всех героев нам милей".

После завершения периода сатир он, осмелюсь дать ему такое определение, - настоящий литературный динамический импрессионист. И больше не изменял этому стилю с только ему свойственными добротой и иронией. Но это как-то не замечают и об этом не говорят, не вникают, вторя лишь восторгам дореволюционной публики.
Проиллюстрировать отдельными  строчками невозможно— это всё равно, что говорить о живописных полотнах по изображениям на спичечных коробках  и марках.

Вот некоторые примеры его стихотворного изобразительного искусства.   
Рассказ в картинках на пяти страницах про маленькую девочку Розу  («Дитя», 1923).
Литературная акварель - Хохлушка.  Импрессивные стихи  "Карнавал в Гейдельберге" "Рынок",  "Санкт-Петербург", "В типографии",  "Размышления у подъезда», "Лютеции", "Базар в Auteuil" (Листья жёлтые платанов), «В рыбачьем местечке», «Уличная выставка» и др. И много зарисовок, эскизов, красочных отрывков.

Он сам был Поэт, индивидуальный, не как все. Чему-то влиянию не поддавался. «Саша Черный — один. И в этом-то заключается прелесть его оригинальной личности» (А.И.Куприн). Знал ценил и любил высокое творчество и великих, по его оценке, поэтов. На почётном месте был  А.С.Пушкин.
Над столом в цветной, парчовой раме
Старший брат мой, ясный и большой,
Пушкин со скрещенными руками —
Светлый щит над темною душой…

Он преклонялся перед мастерством Гёте. «Иное богатство, мне, скифу чужому,
Он в царстве своём показал». Остался в истории и как переводчик Генриха Гейне, который был, по словам Куприна, его «всегдашним любимейшим писателем».
Не равнодушен был к Блоку, отозвался на его смерть  стихотворением «Памяти А. Блока».
С литераторами   не приятельствовал.  Не участвовал в их дрязгах. И писателей как людей любил единично. «Истомила идея бесплодьем интрижек, По углам паутина ленивой тоски».
Из прозаиков ему были близки: А.П.Чехов («Ах, зачем нет Чехова на свете!»),  Л.Н.Андреев («Давно над равниною русской, как ветер печальный и буйный, кружил он взволнованной мыслью, искал, и томился, и звал...»), А.И.Куприн.

Его позиции как человека и писателя определились ещё за десятилетие до эмиграции: «Трудно жить и знать, и видеть, но не верить, но не ждать и играть тупую драму, покорившись, как овца, без огня и вдохновения без начала и конца», 1908 год.

Октябрьская революция оторвала его от родины. Вместе с войнами больно ранила чуткое сердце поэта. И происходящее в России он горько переживал.
«Эмигрант, подбитый ветром»,  «усталый и немой сползаю в высь, закованный зимой, за лёгкий миг плачу глухой тоской, не упрекай за то, что я такой».  И «друга нет - нет пути назад».
Но он и тут не чернел. «Даль светлый спасательный круг… Какая сегодня погода!»  Даже к 1928 году не терял душевной молодости: «Мне 300 лет сегодня, а может быть, и 20...», не терял своей  доброй сущности и душевного света, хотя  у него была "...жизнь не финик…"
«Как, надеюсь, и вы, мой читатель, Я стараюсь быть добрым…»
За год до смерти написал - «душа моя чиста, как бабочка в июне». И ушёл из жизни в 1932 году, помогая в тушении пожара у соседа, немного не дожив до пятидесяти двух. Вот такой был человек Александр Михайлович Гликберг!
После его кончины даже  его любимый фокс умер у него на груди от разрыва сердца.

А.И.Куприн: «пришла по телеграфу нежданная и горькая весть: «Саша Черный скоропостижно скончался». И ходят по Парижу русские люди и говорят при встречах: «Саша Черный умер — неужели правда? Саша Черный скончался! Какое несчастье, какая несправедливость! Зачем так рано?» И это говорят все: бывшие политики, бывшие воины, шоферы и рабочие, женщины всех возрастов, девушки, мальчики и девочки — все!
Тихое народное горе».

«Абсолютно недооткрытый» талантливейший поэт Серебряного века  был похоронен на кладбище в Ле-Лаванду, округ Тулон, Франция. Сейчас там  лишь памятная доска о нём. Где могила - неизвестно.


Рецензии