Школа жизни Часть 1. Учителя и наставники

Школа жизни

Часть 1. Учителя и наставники

Удивительно, как иногда складывается судьба человека, его род занятий, увлечения.
    Тогда, в шестидесятых, мы с родителями жили на острове буквально. Прикаспийская низменность. Остров омывался двумя рукавами матушки Волги. Исторически у нас было два посёлка на острове.
Один наш, который располагался через реку, напротив судоверфи им. Сергея Мироновича Кирова. Большинство жителей посёлка работали там, и он именовался Янго-аул (по-русски значит «Новый»), татарское название.
А жителей звали «янгоульские».
Второй, в глубине острова, звался Свободный посёлок. Этих жителей звали почему-то «посёлские».
Вот так повелось, так сложилось. И никто не путался. И было нам понятно — кто и откуда.
На «материк» на работу (или в город) люди из Янго-аула добирались на речном трамвайчике — на катере-плоскодонке.
А у «посёлских», с другого края острова, был свой большой каменный мост на город.
Позднее, когда построили нам новую школу, там сделали конечную остановку и пустили до неё автобусную линию из города.
Нашим родителям, да и многим людям тогда, мне казалось, стало немного легче. Для жителей появилась еще одна возможность, еще один выход, в прямом смысле слова, выбираться с острова, открылись еще одни ворота, особенно в период межсезонья, ледохода на реке. Хотя...
Это отдельная мучительная дорожная история.

Дети учились у нас в поселке совершенно в разных невообразимых условиях.
Старшим всем — с пятого класса по восьмой — приходилось «чапать» пешком аж в другой конец, к «пос;лским», чтобы приобретать знания, учиться. Там была большая трёхэтажная школа.
Маленьких учащихся 7–8 лет приспосабливали по-разному. Например, первый и второй класс я учился в частном доме. В самом обычном жилом доме, в котором две комнаты сдавались хозяевами под школу. И «все удобства» — деревянный туалет и рукомойник — были во дворе. Для всех один. И зимой, и летом.
Учащиеся ходили в школу только в школьной форме. У девочек была своя школьная форма, с чёрными или белыми фартуками.
А ребята почти по-военному. Синяя или ближе к серому форма с железными пуговицами, фуражка с кокардой и брюки на ремне с бляхой.
Как-то я неудачно сходил (ребенок, 8 лет), уронил в туалете свой школьный ремень. Плакал. Доставали багром, вспомнить жутко...

Да, а вот следующие два класса уже заканчивал в двухэтажном большом деревянном доме, где одну половину занимала поселковая больница, а вторую — ученики третьих и четвёртых классов.

К началу учебного года, наконец, закончили строительство новой школы и у нас в поселке Янго-аул Астраханской области.
Скорее не новой, а единственной! Не всё было готово, и территория не облагорожена, но учиться разрешили. Слава богу, приняли.
Я тогда перешёл в пятый класс, и нам очень хотелось перебраться в новые апартаменты, про которые так много и красиво рассказывали родители целых два года...
       Это был настоящий дворец по тем временам. Трёхэтажное П-образное кирпичное здание с множеством помещений для учёбы и длиннющими коридорами на каждом этаже. Что называется, «бегай — не хочу».
А праздником для всех школьников была большая, просторная, просто огромная столовая. Кормили нас вкусно и совсем недорого. Это правда. Всё свежее, фрукты, овощи с колхоза, с садов и полей. Особенно мы любили пирожки с картошкой, с яйцом и рисом. Удобно было есть, выйдя во двор школы. И всегда делились друг с другом. Половинились! У кого начинка — картофель, у кого — рис...

Отдельной яркой страничкой в новой школе для меня, да и для всех ребят, стал физкультурный зал с его брусьями, спортивными «козлами», кольцами и баскетбольными мячами!
Из зала нас нельзя было вытащить. Просто уборщицы выгоняли швабрами.
Помню, во второй четверти (раньше мы учились по четвертям, и оценки выводились по всем предметам каждую четверть) пришёл к нам вести уроки физической культуры новый преподаватель Владимир Кириллович Пастушков или Пастушкин (без злобы, но кличку сразу дали «Пастух»), фамилию уже точно не помню. Он проработал в школе не очень долго, до январских каникул, но заразил нас спортом надолго.
Мне нравилось, как учитель всё показывал и рассказывал. Человек, увлечённый спортом.
Сам спортсмен, как оказалось, гимнаст, вовсю гонял учеников на турник. Привлекали его методы проведения занятий. В результате многие получили спортивные разряды.
Но, наверное, потому что Владимир Кириллович быстро ушёл, меня кидало из одного вида спорта в другой.
То плаванием увлёкся (получил разряды: и «кролем» плавал, и «на спине», потом освоил «дельфин», «брасс»), то в бокс потянуло (на улице приходилось много драться). И штангой занимался, правда, совсем немного.
Но всё серьёзно изменилось, когда я перешёл в седьмой класс, а преподавателем стал у нас тогда Вячеслав Петрович (по прозвищу Вяча).
Это был пожилой человек, лет пятидесяти, мощно сложенный, бывший борец классического стиля.
Мы частенько оставались с ним на факультатив по физкультуре.
«Вяча» нас посвящал в тайны борьбы, в тайны искусства самообороны. Это действительно звучало для нас фантастически интересно и захватывающе. Особенно демонстрация приёмов борьбы.
Я тогда впервые услышал про Ивана Поддубного — чемпиона чемпионов, про Ивана Заикина — борца, капитана воздуха и пионера авиации. Про чемпионов СССР и олимпийцев — Анатолие Александровиче Рощине, Анатолие Ивановиче Парфенове, Александре Васильевиче Медведе...
Позже от него же много услышали рассказов о Викторе Спиридонове и Анатолие Харлампиеве. Об основателе дзю-до в Японии Дзигоро Кано, который сумел ввести японскую борьбу в программу Олимпийских игр. А также о Василие Ощепкове, привезшем дзю-до в Россию.
Рассказывал немного и о японском каратэ, и боевом оружии самураев.
Это был кладезь историй спорта для нас,
и большой энергичный толчек к занятиям.
Мы по многу, многу раз смотрели фильмы Акиры Куросавы «Гений дзю-до», «Семь самураев».
Во мне он увидел, я думаю, какие-то зачатки, какую-то приспособленность к борьбе. А может, просто хотел меня физически развить.
Был я худой, длинный для своего возраста, но действительно цепкий и гибкий, хотя «маломощный».
Направил меня Вячеслав Петрович тренироваться в зал борьбы в город, в ДСО «ТРУД». Тогда существовали спортивные добровольные общества, где в секциях занимались бесплатно.
Этих обществ было достаточно много в Астрахани: «Динамо», «Спартак», «Трудовые резервы», «Урожай», «Водник» и подобные. Каждое культивировало много направлений в спорте. «Выбирай — не хочу».
Я и хочу рассказать вам о дороге в спорт.

Часть 2. Дороги нам наши дорОги

   Уже с 12 лет я самостоятельно ездил в город тренироваться. Вначале помогали, ездил со старшими ребятами-разрядниками...

(Продолжение следует)


Рецензии