6. 10. 8 Понятие о жизни после смерти

               В заключении своей книги Свёденборг пишет:

«602. Должен под конец упомянуть о врождённом человеку понятии … , о жизни его после смерти, понятии, образующемся вследствие небесного на него наития: несколько духов из простого народа и жившие в мире во благе веры были приведены в то духовное состояние, в котором они жили на земле, что, если Богу угодно, может быть сделано с каждым, и тогда было показано, в чём состояло их понятие о состоянии человека после смерти. Вот что сказали эти простые духи: когда разумные люди … спрашивали нас о мире, что думаем мы о нашей душе после земной её жизни, мы отвечали им, что не знаем, что такое душа. Что же вы думаете, продолжали они, о вашем состоянии после смерти? Мы отвечали им, что будем жить, как духи. Тогда они спросили: что же по-вашему, дух? Мы отвечали: дух есть человек. На вопрос их, откуда мы это знаем? Ответ наш был: мы  знаем это потому, что оно так и есть. Разумники дивились, что такая вера живёт в народе, а что в них её нет. Из этого ясно, что в каждом человеке, не отлучённом от небес, есть врождённое понятие … о жизни  его после смерти. Это врождённое понятие не от иного источника, как от наития с небес, то есть от Господа через небеса и через посредство тех духов, которые в мире духов приставлены к человеку. Это понятие свойственно тем, в которых свобода мышления не подавлена наперёд принятыми, потом утвердившимися понятиями (prinsipiis) о душе человеческой, вроде тех, что она только одна мысль или какое-либо одушевленное начало, местопребывание которого в теле, меж тем как душа есть только жизнь человека, а дух есть сам человек; земное же тело, в которое он облечён на земле, есть только орудие, посредством которого дух этот, то есть самый человек, приспособляется к миру природному, действует в нём.

603. Всё, что в этом сочинении сказано о небесах, о мире духов и об аде, покажется тёмным для тех, которые не находят удовольствия в познании истин духовных, но ясным для тех, которые находят в этом удовольствие, и в особенности для тех, кои любят … истину ради истины, то есть за то, что она есть истина, ибо всё, что человек любит, входит вместе со светом в понятия духа его, в особенности же когда любимый предмет есть истина, ибо всякая истина есть свет».
Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  335).


Рецензии