Рациональное понимание мудрости
И это, может быть, хорошо, это вызвало у меня много новых мыслей и изменило определённые подходы к тому, что я в принципе достаточно долгое время, больше 20 лет, преподавал.
Эвклид гениально изложил исходные аксиомы геометрии, хотя, может быть, они интуитивно были понятны. Но, определив, что такое точка, возникает возможность определить нечто геометрически более сложное, то есть линию, определив, что такое линия, можно определить ещё более геометрически сложный и сложенный объект, то есть плоскость, определив которую, можно определить, что такое объём.
Философия, думается, до сих пор не имеет ясных, понятных и очевидных, точно сформулированных аксиом, поэтому на данную тему хотелось бы высказаться следующим образом.
Если мы берём античную философию, то сущность и возможность философии априорно определяется возможностью мудрости.
Если мудрости для человека нет, то невозможно осознанно и с пониманием относиться к тому, чего нет. И философии в этом смысле нет, потому что она невозможна.
Это плохая новость.
И хорошая новость, мудрость есть.
Но если она есть, то необходимо определить, что это такое по отношению к человеческому знанию и человеческому сознанию и человеческому мышлению.
А если мудрость устанавливается как нечто надчеловеческое, божественное, по сути дела непостижимое и недостижимое.
Получается...
Мудрость — это сверхчеловеческое знание, это сверхчеловеческая сознание, человеческое мышление. Тогда этот объект как-то всё-таки должен быть определён по отношению к чисто человеческим качествам — к сознанию и мышлению, на основании которых возникают соответствующие знания.
Если это нечто абсолютно непонятное, по сути дела непостижимое, то, что невозможно никак характеризовать, то мудрости нет, мы её не видим, мы не воспринимаем, а если не воспринимаем, то мы не можем ничего сказать о том, что это.
По версии античной греческих философов всё-таки мудрость доступна для того, чтобы к ней каким-то определённым образом относиться.
Почти ничего не сказано о том, можем ли мы её как-то моделировать.
Понятно, мы можем её любить.
Соответствующим образом мы можем её уважать и почитать, каким-то ритуальным образом к ней относиться, каким-то образом её боготворить, превращая тем самым, по сути дела, философию в религию мудрости.
Но достаточно ли нам только любить мудрость и почитать ее?
Необходим ли нам такой иррациональный вариант понимания мудрости как высшего абсолютного свойства, по сути дела, всё-таки человеческого знания и мышления?
Необходимо понимание философии и, соответственно, понимание мудрости вывести из области мистификации и мифологии.
Таким образом, можно достаточно рационально подойти к пониманию мудрости, считаю, что мудрость — это высшая форма разума,
это высшая форма мышления, необходимая для оптимального принятия эффективных решений.
Мудрость — это максимальная форма накопленного опыта, который позволяет видеть решаемые проблемы достаточно широко, понимая проблемы и ситуации им соответствующие.
P.S.
Во-первых... Здесь я выкладываю какие-то лёгкие заметочки. На самом деле у меня есть пара монографий.
Во-вторых. Проблема дефиниций. Это очень сложная проблема. Начинаешь определять одно понятие — выходишь на другое, которое определяет первое. Так называемые, эксплананс и экспланандум. Определять мудрость через квалиа вообще не представляется возможным.
Единица мудрости? Наверное, это утопия. Или сама мудрость является неким неопределяемым феноменом?
Если это форма, то надо обратиться к тому, что говорил о логической форме Аристотель.
Если это какой-то эстетический параметр, то ситуация будет совершенно иной.
Если мудрость определять через рациональность, то возникает следующий вопрос: а что же такое эта самая рациональность? Ведь Гегель отличал её от рассудочности, а сегодня очень редко кто замечает это различие.
Так что, извините за то, что проблема здесь не решена окончательно решительным максимально серьёзным образом.
А помните средневековые номиналисты в споре с реалистам заняли свою интересную такую позицию. Реалисты считали, что если есть понятие, то и есть объект, который это понятие так или иначе отражает. А номиналисты считали, что понятия - это чисто условные знаки, имена.
Свидетельство о публикации №225091900629
Владимир Гаврук 27.10.2025 00:48 Заявить о нарушении
Определение критериев мудрости — одна из центральных проблем современной психологической науки. Различные авторы предлагают разнообразные классификации и признаки, помогающие отделить мудрое поведение от обычного человеческого опыта. Наиболее распространённые критерии приведены ниже:
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
▌ 👇 Общие критерии мудрости:
1. Саморефлексия и самоконтроль: Способность к глубокому самоанализу, принятию себя и контроля эмоций.
2. Разрешение конфликтов: Использование компромисса, терпимости и сотрудничества для разрешения разногласий.
3. Стратегическое мышление: Видение общей картины, ориентация на долгосрочную перспективу и способность оценивать ситуацию с точки зрения последствий.
4. Открытость новому опыту: Готовность воспринимать новую информацию, подвергать сомнению устоявшиеся убеждения и взгляды.
5. Способность сопереживать другим: Эмпатия, альтруизм и забота о благополучии окружающих.
6. Осознанность ограничений: Признание своих слабостей и недостатков, отсутствие чрезмерной уверенности в себе.
7. Принятие неопределенности: Спокойствие и устойчивость в ситуациях неопределённости и риска.
8. Этические ценности: Ориентация на справедливость, честность и искренность в отношениях с другими людьми.
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
▌ 🎯 Теоретические модели и инструменты:
▌ 1. Балтес-Штайдингера Берлинская Парадигма Мудрости (Baltes & Staudinger, Berlin Wisdom Paradigm):
- Структура включает пять компонентов:
- Глубокая осведомленность о мире.
- Способность применять знания на практике.
- Осведомлённость о границах собственного знания.
- Компетенция в принятии решений.
- Социальная компетентность и интуиция.
▌ 2. Модель Роберта Стернберга (Sternberg's Triarchic Theory of Intelligence):
- Предлагает трёхуровневую систему:
- Интеллектуальный компонент (логическое мышление).
- Контекстуальный компонент (умение приспособиться к среде).
- Практический компонент (способность находить творческие решения).
▌ 3. Шкала Джорджа Вейланта (Vaillant’s Mature Defense Mechanisms Scale):
- Оценивает уровень зрелых защитных механизмов, таких как юмор, предвосхищающая тревога и альтруизм.
▌ 4. Исследование Рея Монро (Monroe’s Intellectual Maturity Model):
- Основывается на пяти уровнях интеллектуальной зрелости:
- Конформизм.
- Индивидуализм.
- Эклектизм.
- Инновационность.
- Трансцендентальность.
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
Эти критерии и теоретические конструкции служат основой для разработки методик диагностики и коррекции поведения, связанного с проявлением мудрости. Хотя пока не существует единого общепринятого набора признаков, предложенные модели представляют ценность для дальнейшего изучения и понимания сложного феномена мудрости.
Владимир Юрьевич Колмаков 27.10.2025 04:00 Заявить о нарушении
Во-вторых. Проблема дефиниций. Это очень сложная проблема. Начинаешь определять одно понятие — выходишь на другое, которое определяет первое. Так называемые эксплананс и экспланандум.
Определять мудрость через квалиа вообще не представляется возможным. Единица мудрости? Наверное, это утопия. Или сама мудрость является неким неопределяемым феноменом?
Если это форма, то надо обратиться к тому, что говорил о логической форме Аристотель. Если это какой-то эстетический параметр, то ситуация будет совершенно иной. Если мудрость определять через рациональность, то возникает следующий вопрос: а что же такое эта самая рациональность? Ведь Гегель отличал её от рассудочности, а сегодня очень редко кто замечает это различие.
Так что, извините за то, что проблема здесь не решена окончательно решительным максимально серьёзным образом.
Ну, если помните средневековые номиналисты в споре с реалистам заняли свою интересную такую позицию. Реалисты считали, что если есть понятие, то и есть объект, который это понятие так или иначе отражает. А номиналисты считали, что понятия - это чисто условные знаки, имена.
Владимир Юрьевич Колмаков 27.10.2025 04:46 Заявить о нарушении
Владимир Гаврук 27.10.2025 23:04 Заявить о нарушении
