Пушкин и бордели
27 мая 1826 он написал кн. П.А. Вяземскому откровенно сокровенном, изнывая среди «несносных дур тригорских»:
«Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и <бордели> — то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство.
В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? в нем дарование приметно — услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай да умница.»
Символы цивилизации по Пушкину: чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и <бордели>!
(0)
Имя своего героя – Евгения Онегина – АС Пушкин позаимствовал у Л. Стерна, а вот опасным соседом для сельских помещиков Скотининых, Буяновых и Петушковых емупомог сделать (изобразить) его дядя не самых честных правил ВЛ Пушкин : известно нецензурное (большая часть действия происходит в борделе) произведение дяди – сатира «Опасный сосед» (1811).
Отчего Евгения для соседей чудак опасный. Да от того, что он выпускник Эколь сюперьёр «Науки страсти нежной» и ординатуры по курсу «Бесстыдство бешенства желаний». Геолокация этих «учебных заведений« - питерские бордели 1814-1825 гг
Дешевые бордели располагались у Кокушкина моста Питера.
Пособие: Петербург Достоевского: бордели, притоны и места из «Преступления и наказания»
(2)
Намедни узнал про еще один район красных фонарей СПБ – Фонарный переулок
« …на этом переулке раньше находились сплошные бордели? Причем в обычных жилых домах, а для того, чтобы обозначить, что в квартире бордель, вешали либо красную занавеску, либо ставили красный фонарь. Изначально переулок назывался Голицыным, так как здесь находилось домовладение князя М. Голицына, а вот в народе переулок называли либо Материальным, т.к. здесь выгружали разные строительные материалы для города и зданий (речь о первой половине 18 века).
А позднее здесь появился фонтарный питейный дом, владел которым фонтарный мастер Адмиралтейской части. Фонтарный мастер - это мастер по изготовлению шрифтов, а питейный дом - это дом, где можно принять на грудь и хорошо отдохнуть.
Но дом почему-то называли именно фонтарным питейным, а отсюда стало употребляться и название переулка - Фонтарный (или Фонтарная улица). Происходит это в начале 19-го века, а затем переулок окончательно переименовывается в фонарный.
Посм. большой красивый дом, расположенный в самом начале переулка. Это доходный дом купца Воронина. И здесь, во дворе этого дома, находились знаменитые общественные Воронинские бани.
Считается, что это были самые развратные бани Санкт-Петербурга. По слухам того времени, здесь проходили постоянные оргии, одна за другой.
Прим. Фонарные бани или Воронинские бани или «Фонари» были построены в 1870—1871 годах во дворе доходного дома М. С. Воронина по проекту архитектора Павла Сюзора, славившегося активным внедрением технологических новинок в свои проекты.
В глубину уходит Фонарный переулок. А за спиной у меня элитный район города. Его не видно, но поверьте, за моей спиной сплошные особняки, дворцы, левее и сзади меня Исаакиевский собор, Дворцовая площадь. Справа (на противоположном берегу) дворец Юсуповых.
А если идти через мост по фонарному переулку, то мы попадаем в самые трущобы Петербурга. Если пройдем переулок и на к. Грибоедова повернем направо, то придем к дому Старухи-процентщицы.
Если ранее свернем налево, то придем к дому Раскольникова и на Сенную площадь.
То есть река Мойка, такой невидимой линией отделяла элиту и аристократов от самых бедных городских жителей.
Ну а там, где бедность, там будут все прелести городской жизни:
Кабаки, драки, грабежи и, само собой бордели.
В начале двадцатого века борделями кишел весь Фонарный переулок. Куда не посмотри - всюду красные фонари. Причем, все это были бордели весьма посредственного...хм.. качества.»
https://dzen.ru/a/YrrNgwHWWCOf584a
(3)
На Пушкина написала донос хозяйка публичного дома
Очень неоднозначная история, пересказанная актером и драматургом Николаем Куликовым со слов друзей великого поэта.
«Из нашего приятного ночного шатания замечателен рассказ друзей о прежних прогулках с Пушкиным-холостяком; как они, бывало, заходили к наипочтеннейшей Софье Евстафьевне (содержательница известного в начале XIX в. увеселительного заведения в Петербурге, которое посещал Пушкин в холостые годы). Пушкин писал — «а хозяйка борделя жаловалась, тыча в меня кривым пальцем, что я развращаю ее девочек, и грозилась не пускать меня на порог ее дома. Но девочки вошли в мое положение и потом сами клянчили деньги, предлагая повторить все снова, но по секрету от хозяйки», — писал Куликов.
Но чем же именно занимался Пушкин с девицами в борделе?! На этот счет есть две версии.
Согласно первой, поэт, как ни странно, помогал девушкам бросить пагубную профессию и «встать на ноги».
«Александр Сергеевич, бывало, выберет интересный субъект и начинает расспрашивать о детстве и обо всей прежней жизни, потом усовещивает и уговаривает бросить блестящую компанию, заняться честным трудом — работой, идти в услужение, притом даст деньги на выход и таким образом не одну жертву спас от погибели», — писал Куликов.
Вторая версия в корне противоречит первой. Согласно ей, Пушкин развращал девушек.
«Софья Евстафьевна жаловалась на поэта полиции, как на безнравственного человека, развращающего ее овечек. Сохранилась резолюция, собственноручно начертанная главой Третьего отделения Максимилианом Яковлевичем фон Фоком на полицейском рапорте: «Дворянина Пушкина в бордели не пущать, дабы не развращал дам!»
Тем не менее эта версия кажется менее правдоподобной. Ведь «развращение девиц в борделе» звучит как оксюморон.
Встать с колен? У Пушкина? Еще более неоднозначно, если не быть честным… до конца
В 1825-м он отправил Алексею Вульфу, близкому другу, со-мученику по Школе науки страсти нежной и высшим курсам "Искусства бесстыдства бешенства желаний" и мемуаристу, такое четверостишие:
«Как широко,
Как глубоко!
Нет, бога ради,
Позволь мне сзади».
В эпиграмме на губернатора Москвы А.Н. Голицына в 1819:
Вот Хвостовой покровитель,
Вот холопская душа,
Просвещения губитель,
Покровитель Бантыша!
Напирайте, бога ради,
На него со всех сторон!
Не попробовать ли сзади?
Там всего слабее он.
С колен у Пушкина не сразу встанешь… Он был как дядя – честных правил = доставал правИло и правил, но … только честных
(4)
Но один бордель Пушкин сам назвал = свою эротико-подражательную поэму Тень Баркова АС Пушкин начал с такой строфы:
Однажды зимним вечерком
В бордели* на Мещанской (А: борделе)
Сошлись с расстригою* попом (А: расстриженным)
Поэт, корнет уланской*, (А: уланский)
Московский модный молодец,
Подьячий из Сената,
Да* третьей гильдии купец, (А: И)
Да пьяных два солдата.
Всяк пуншу осушил* бокал, (А: осушив)
Лег с бл*дью молодою
И на постели откачал
Горячею елдою.
https://poemus.ru/aleksandr-pushkin/ten-barkova/
Бордель на Мещанской! Но, фрэры и сёры, в какой из столиц!?
)а)
(версия 1) = Московская
Это очень точная пушкинская геолокация! Район эн-угольника по периметру станций метро «Сретенская - Цветной бульвар - Сухаревская - Проспект мира = это район «красных фонарей« первопрестольной. Бордельный бум имел в свое время даже название Сретенский разгул. В этот район входит и тупиковая уличка Мещанская
В Москве этот бордель жив был по сию пору:
«Полицейские ликвидировали притон для занятия проституцией, действовавший в двух соседних квартирах в доме на Профсоюзной улице. Об этом «Вечерней Москве» сообщил начальник управления информации и общественных связей главного управления МВД России по Москве Владимир Васенин во вторник, 5 марта. По словам собеседника «ВМ», были задержаны пять приезжих женщин в возрасте от 29 до 40 лет, которые подозреваются в оказании интимных услуг. В отношении них составили протоколы об административном правонарушении. В квартирах обнаружили и изъяли предметы, использовавшиеся для осуществления противоправной деятельности, и тетради с записями. Также полицейские задержали в Подмосковье 27-летнюю приезжую женщину, которая выполняла функции администратора притона. По данному факту было возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Организация занятия проституцией». Фигурантке была избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий. Другой бордель был обнаружен на улице Мещанской в центре Москвы. Заведение, в которым оказывали интимные услуги, было замаскировано под массажный салон.
Эксклюзивы "Вечерней Москвы" https://dzen.ru/a/Zedwf3PtWz3xGgja
Полиция ликвидировала 70 борделей в Москве
Деловая газета "Взгляд"и ещё 9 25 декабря 2024, 11:33
«Анна Фелкер, известная как "Дрезденша", организовала один из первых борделей, привезя из Германии несколько дамочек древней профессии. Бизнес Анны развивался благодаря взяткам, пока об этом не стало известно императрице, и ее арестовали. В попытке искоренить продажную любовь, иностранок депортировали, а россиянок сослали в Сибирь. Но это не помогло, так как такие услуги пользовались большим спросом.
В эпоху Николая I увеличилось число людей с “дурными” болезнями, в то время как деятельность “ночных бабочек” продолжала процветать. Тогда было решено легализовать бордели. Однако, при этом было установлено строгое врачебно-полицейское наблюдение за их работой. Получив “желтый билет”, женщина вполне законно могла выполнять свою “работу”.
Легализовав продажную любовь, власти решили размещать дома терпимости централизованно на склоне Сретенской горы, между Цветным бульваром и Сретенкой. Именно в этом районе находился полицейский отдел с врачебным кабинетом, который контролировал работу женщин “легкого поведения”. Штат врачей был очень маленьким, а работы много, поэтому разрешение на работу борделей выдавали поближе к полицейскому участку на Сретенке.
Дома терпимости открывали свои двери с наступлением вечера. В то время существовало три категории таких заведений, каждая со своими особенностями и ценовой политикой. Самые доступные по цене были бордели первой категории, которые нередко называли "притонами". За час услуг там просят 30-40 копеек, а за ночь цена составляла 1-2 рубля. Бордели второй категории предоставляли более высококлассные услуги и соответственно имели более высокие цены. Здесь стоимость часа могла составлять 1-2 рубля, а ночью цены поднимались до 5 рублей. Самые роскошные и дорогие бордели принимали клиентов, готовых платить от 3 до 5 рублей за час, и 10 рублей за ночь.»
(https://nikivgr.livejournal.com/264406.html)
(б)
Версия вторая – Питерская
МЕЩАНКА.
Так петербуржцы называли часть города к югу от Адмиралтейства между Большой Мещанской улицей и излучиной Екатерининского канала (ныне – канал Грибоедова). В этих местах проходили три Мещанские улицы – Большая, Средняя и Малая. Впоследствии, в 1873 г., Большая Мещанская стала Казанской, в советское время, в 1923 г., получила имя Плеханова, а в 1998-м вернула себе предыдущее наименование.
Малая Мещанская оказалась Казначейской, поскольку на углу Екатерининского канала находилось губернское казначейство.
Средняя Мещанская, или просто Мещанская, после революции стала Гражданской. Как известно, новые власти любили давать названия по полной смысловой противоположности.
«Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а мне жаль, что в Петербурге не осталось ни одной Мещанской улицы и ничто больше не напоминает о разнородном и весьма многочисленном сословии мелких торговцев, ремесленников и мастеровых, чей труд играл в повседневной жизни горожан столь важную роль, – отмечал в мае 2009 г. на страницах „Санкт-Петербургских ведомостей“ краевед Анатолий Иванов. – Разве могли они обойтись без пекарей, сапожников, портных, часовщиков и им подобных, к чьим услугам обращался каждый?»
В «Невском проспекте» Гоголь назвал Большую Мещанскую «улицей табачных и мелочных лавок, немцев ремесленников и чухонских нимф». Для Гоголя этот район был особенно дорог – именно в этих местах он сменил несколько квартир, и герои его петербургских повестей нередко имели отношение именно к району Мещанских улиц…
Действительно, как справедливо указывает Анатолий Иванов, с началом ХХ в. слову «мещанин», которое прежде обозначало исключительно принадлежность к определенному сословию, стал придаваться уничижительный оттенок, и оно обратилось чуть ли не в ругательное.
Под мещанином понимали человека с мелкими, сугубо личными интересами, узким кругозором, неразвитыми вкусами, безразличного к интересам общества.
Недаром Максим Горький в своих «Заметках о мещанстве», впервые опубликованных в большевистской газете «Новая жизнь» осенью 1905 года, указывал: «Мещанство – это строй души современного представителя командующих классов.
Основные ноты мещанства – уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх пред всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе все, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей»…
Однако названия Мещанских улиц Петербурга относились все-таки не к духовной жизни их обитателей, а к их сословному положению. Согласно «Росписи домов Санкт-Петербурга» 1797 г., значительное количество участков на Большой Мещанской улице, ближе к Вознесенскому проспекту, принадлежало немцам-мастеровым. Среди них преобладали кузнецы, каретники и седельники. Как отмечал историк А.Г. Яцевич, в первой четверти XIX в. Мещанские улицы населялись главным образом ремесленным людом, мелкими домовладельцами и торговцами, причем по преимуществу немцами.
Тут же в старину селились «бездельные женщины», заполнявшие по вечерам тротуары Мещанских улиц, чем придавали этой местности не очень лестную репутацию.
Недаром после постройки Мариинского дворца возникло особое дело о «выводе непотребных женщин с Вознесенского проспекта».
Глезеров Сергей Евгеньевич «Исторические районы Петербурга от А до Я»
https://vk.com/wall-65641918_2306
А что писал о мещанстве АС Пушкин:
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
Родов дряхлеющих обломок
(И по несчастью, не один),
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин.
Бывало, нами дорожили;
Бывало… но — я мещанин.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин,
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.
Свидетельство о публикации №225091900665