Сектанты и хромые рифмы

 Тема использования имени Бога в поэзии – вопрос, выходящий за рамки чисто литературной оценки. За внешне безобидным сопоставлением рифм и религиозной символики может скрываться неуважение к Святому Богу и даже профанация. 

Обратим внимание на Десятую Заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7), которая указывает на суть проблемы. Слово «напрасно» (или «всуе» – славянского происхождения, означающее «понапрасну», «впустую»)  имеет здесь основное значение. Не только упоминание имени Бога, а Его использование без должного почтения в контексте, не соответствующем Его Святости, считается грехом.

Рассмотрим подробнее, что подразумевается под «хромыми рифмами» в данном контексте. «Хромота» является не только несовершенством стихотворной техники. «Хромота» рифмы стихотворных «шедевров» сектантов явно заметна и указывает нам на несоответствие священности имени Бога и легкомысленности, пошлости или неискренности Его использования.

Во-первых, это может быть связано с использование религиозной лексики для придания стихам ложного пафоса или для манипулирования аудиторией. В таком случае имя Бога становится всего лишь стилистическим приёмом, лишённым подлинного духовного смысла.

Во-вторых, хромые рифмы говорят о неумелом использование библейских цитат, образов и имён, что  свидетельствует о поверхностном  отношении к  священному тексту и  отсутствии  понимания его глубины.  Неграмотное и небрежное обращение с именем Бога  расценивается как оскорбление.

В-третьих, это говорит о низкопробных произведениях. Включение имени Бога в стихи  низкого художественного уровня,  содержащие вульгарность или пропаганду ненависти или  другие аморальные элементы, является  очевидным деянием профанации.

Однако не любое упоминание имени Бога в поэзии автоматически является грехом. Многие талантливые поэты и писатели  обращались к религиозной тематике, используя имя Бога  с  глубоким  почтительным отношением и художественным мастерством.  Разница  между  богохульством и  искусством, вдохновлённым верой, лежит в глубине духовного опыта автора, открытости его сердца Богу, а также художественном  мастерстве, с которым он обращается к Святым понятиям. Тем самым «хромые рифмы» говорят о духовной пустоте, отсутствии почтения или лицемерии горе-поэтов. Это предостережение против  легкомысленного обращения со  Святыми понятиями.


Рецензии