Монастырское подворье
Название села Талицы не блещет вычурностью. Подобных названий немало в русской земле, и означают они обычно «незамерзающий ручей». Прав был Плиний Старший, сказав: «Обзаведясь землёй, приглядись прежде всего к воде». Издревле селились люди по берегам рек и озёр. Не стало исключением и село Талицы, примостившееся на реке с тем же именем.
С 1816 года Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь обрёл здесь, в 35 километрах от Москвы, в селе Талицы Пушкинского района, своё подворье.
Первые упоминания о Талицах овеяны именем святого благоверного князя Димитрия Донского. В 1380 году, перед Куликовской битвой, великий князь, направляясь из Москвы в Троице-Сергиев монастырь за благословением преподобного Сергия, остановился здесь, чтобы передохнуть.
В 1423 году сын его, Пётр Дмитриевич, передал эти земли во владение Троице-Сергиевой обители. После польско-литовского лихолетья место это пришло в полное запустение, словно забытое Богом.
В середине XVIII века Талицы числились за Костромским Богоявленским монастырём, а затем перешли к Лукиановой пустыни Владимирской губернии. В 1765 году строитель Лукиановой пустыни, отец Моисей, воздвиг здесь деревянную часовню для сбора милостыни. Но время не щадит ничего, и в 1811 году обветшавшую часовню разобрали. Спустя пять лет, в 1816 году, по прошению Махрищского строителя, иеромонаха Виссариона, на том же месте возникла новая деревянная часовня, отданная под опеку Стефано-Махрищского монастыря. Землю под святыню пожертвовали местные помещики: полковник Василий Александрович Сухово-Кобылин и майорша Екатерина Ефимовна Дурново. При часовне выросло жилое строение и двор, где жили братия, неся послушание.
После разорения Стефано-Махрищского монастыря безбожной властью большевиков подворье, словно подкошенное, захирело. Лишь в 1993 году, усилиями монахинь, началось его возрождение. Обитель, словно Феникс из пепла, восстала из руин как женский ставропигиальный монастырь. С 1996 года началось и возрождение подворья в селе Талицы. Одним из попечителей подворья был руководитель ХПП «Софрино» Евгений Алексеевич Пархаев. Символично, что и само Софрино раскинулось на берегах реки Талицы.
Но место это отмечено не только храмами, но и подвижничеством, столь редким в суетном XIX веке. В течение девяти лет, начиная с 1818 года, в горе напротив часовни, трудами монахов Антония и Симеона, были вырыты пещеры, протянувшиеся более чем на сто метров. У входа в них был ископан колодец. Позднее в пещеры были сделаны два входа в виде каменных арок с каменным же фронтоном над ними. Над входом, под иконой Спасителя, на деревянной доске была начертана надпись: «Пещера, ископанная благочестивым тружеником Махрищского монастыря, в иночестве Антонием. Не оставляя послушания при часовне, он копал девять лет без отдыха, часто в ночное время, пещеры для молитвенного уединения. После его блаженной кончины выкопанные и намоленные пещеры стали местом паломничества». В пещерах, часто посещаемых богомольцами, на стене висели двое железных вериг старцев Антония и Симеона, весом около восьми килограммов.
Чтобы сохранить почитаемые могилы старцев, по благословению митрополита Филарета (Дроздова), в 1865–1867 годах была построена каменная часовня, в подклети которой и упокоились святые. Через Талицы некогда проходил большой поток богомольцев в Троице-Сергиеву Лавру, но после строительства железной дороги он иссяк. В наши дни часовня восстановлена как храм новомучеников и исповедников Российских.
Что касается пещер, то их, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, было решено восстановить и устроить в них маленький пещерный храм в честь святого Димитрия Солунского – небесного покровителя князя Димитрия Донского, имевшего прямое отношение к этим местам.
К тому времени холм с пещерами был срыт, а кирпичная кладка, призванная предотвратить обрушение сводов, засыпана землей. Но всё удалось восстановить. Как ни старались враги веры и Православия сравнять с землей это намоленное место, на нём всё равно вновь забил родник чистой молитвы. После восстановления это место посетил Святейший Патриарх Кирилл и благословил освящение подземного храма, которое и совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност 21 января 2010 года.
Ныне здесь образовался целый храмовый комплекс. Возведен новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и корпуса для проживания сестёр монастыря.
Бродя по территории подворья, восхищаюсь дивным ландшафтным дизайном. Возле пруда с удивлением узнаю памятник святой мученице Елизавете, знакомый по Марфо-Мариинской обители. Чуть поодаль – родные очертания памятника преподобному Сергию Радонежскому в Радонеже. Захожу в лавку и у матушки выясняю причину столь явного сходства. Оказывается, автор памятников, скульптор Вячеслав Клыков, подарил самые удачные эскизы своих работ возрождающемуся подворью! Эскизы сделаны из гипса и требуют бережного отношения, которое здесь им обеспечено. Вокруг памятников высажены цветы, и, присев на колени, делаю удачный кадр. Святая Елизавета Фёдоровна словно стоит на ковре из живых цветов.
Здесь мне многое рассказали. В уютном домике устроена трапезная, где можно отведать травяного чаю из трав, собранных руками монахинь. В будний день здесь немноголюдно, и большинство покупателей уже распробовали ароматные чаи и заходят специально за ними, чтобы увезти домой упаковку полюбившегося напитка.
Напившись чаю и отведав монастырской выпечки, продолжаю фотографировать. Погода солнечная, и кадры получаются удачными. Запечатлел и расписание работы пещерного храма, в который мне, к сожалению, не удалось попасть. Храм открыт в субботу и воскресенье с 11:00 до 15:00. В нём можно набрать воды из колодца, восстановленного внутри храма. Телефон для заказа экскурсий: 8-916-564-64-88. Узнать о богослужениях в пещерном храме можно по телефону: 8-963-770-34-14. Телефоны взяты с информационных стендов перед пещерным храмом. Там же можно найти краткую информацию об истории создания и восстановления пещер.
Я приехал сюда на машине по навигатору, следуя по старой Ярославской дороге. Своим ходом сюда можно добраться с Ярославского вокзала до станции «Софрино», далее автобусом №34 до села Талицы, остановка «Школа».
Примечательно, что имя монаха, выкопавшего пещеры, было Антоний – как и у святого Антония Печерского, одного из основоположников русского монашества. Подвиг его был столь велик, что спустя столетия нашлись последователи, открывшие на нашей земле чистые родники молитвы, восходящей к Богу.
Свидетельство о публикации №225092001194